«Востребованность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением дистанционных образовательных технологий»
статья

Фещенко Наталья Геннадьевна

Востребованность  программ с применением дистанционных образовательных технологий  и электронного обучения напрямую зависит от качества услуги. По-настоящему оценить востребованность программы, качество работы возможно через конкретные навыки, которые демонстрируются в реальной жизни педагоги.  Им приходится справляться с вызовами времени и инновациями в образовательной системе. Поэтому необходима грамотно спланированная комплексная работа, привлечение всех участников образовательного процесса, овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_feshchenko_n.g.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Фещенко Натальи Геннадьевны

Методист, Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Волжска

«Востребованность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением дистанционных образовательных технологий»

Аннотация: Востребованность  программ с применением дистанционных образовательных технологий  и электронного обучения напрямую зависит от качества услуги. По-настоящему оценить востребованность программы, качество работы возможно через конкретные навыки, которые демонстрируются в реальной жизни педагоги.  Им приходится справляться с вызовами времени и инновациями в образовательной системе. Поэтому необходима грамотно спланированная комплексная работа, привлечение всех участников образовательного процесса, овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими.

Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, востребованность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Большая доля обучающихся в учреждениях дополнительного образования  - это обучающиеся, получающие дополнительное образование  «для себя», «для удовольствия», «для реализации и профессионального роста», при этом получающие удовлетворение от образовательного процесса.  И сегодня во время нестабильной эпидемиологической ситуации в республике как никогда востребованы дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, реализуемые дистанционно или частично дистанционно. Это связано с тем, что дополнительно обучаются и дети и взрослые. И если не поучись ты три месяца или полгода, то потеряешь большую часть своих актуальных навыков и умений. Поэтому важно не останавливаться.

Самыми востребованными станут те программы, в которых сочетается очная форма обучения с он-лайн форматом. Баланс этих форм обучения складывается в зависимости от их эффективности в каждом конкретном случае. Дистанционное обучение больше про знания и меньше про навыки. Порой невозможно отработать навыки в режиме дистанта, поэтому такой формат категорически нельзя использовать для некоторых направлений деятельности учреждений дополнительного образования.  

Впрочем, каждое учреждение дополнительного образования республики Марий Эл на своем уровне способно организовать дистанционный процесс. В методических рекомендациях  по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий представлен список сервисов, платформ и веб-ресурсов, рекомендуемых к использованию при реализации дополнительных общеобразовательных программ [1]. Конечно без поддержки государства или частного сектора, ввиде предоставления бесплатных образовательных платформ, таких как https://mooped.net/ ФГБОУ ВО «Поволжского государственного технологического университета», для размещения программ надеяться на серьезное обучение детей по дополнительным программам в маленьких городах невозможно.

В республике по данным Регионального модельного центра дополнительного образования детей в Республике Марий Эл за 2021 год на платформе mooped.net были созданы 22 дистанционные программы по различным направленностям:

 4 технической – 56 человек в возрасте  10-18 лет. Достаточно востребованное направление для программ в дистанционном формате. В данном направлении возможно использование других уже существующих ресурсов, опыт других специалистов.  Либо для вовлечения большего количества обучающихся необходимо качественно проработать имеющийся ресурс. Детская аудитория становится экспертом ресурсов всемирной сети;

1 естественнонаучной направленности - 16 человек в возрасте 5-6 лет. Нереально, так как в этом возрасте невозможно пройти обучение дистанционно без помощи родителей;

10 социально-гуманитарной направленности – 106 чел в возрасте 7-18 лет. Для востребованности данного направления важно знать приоритетные направления развития дополнительного образования – сейчас это может быть финансовая грамотность, социальные активы и движения, а завтра …;

1 туристско-краеведческой направленности – 32 человека в возрасте 7-17 лет; 5 художественной направленности – 56 человек в возрасте 5-18 лет; 1 экологической направленности – 16 человек в возрасте 10-15 лет.

Проведенный анализ реализуемых дистанционных программ на платформе mooped.net в республике Марий Эл показал, что обучающиеся пока не привыкли к процессу обучения в дистанционном формате и для них оказалось сложным прохождение процедуры промежуточной аттестации (текущего контроля). Педагогам показалось неудобным создание тестовых заданий для проведения текущего контроля и формирование, подсчет итоговых оценок.

Это первый опыт массового использования цифровой среды в дополнительном образовании республики Марий Эл. По данным программам прошли обучение 282 человека.

Мониторинг показал, что педагог обязан быть технически грамотным.  

В городе Волжске республики Марий Эл было реализовано 4 программы с применением дистанционных технологий:

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я – вожатый»: реализована через группу VK, через WhatsApp (апрель-май 2021 года) и организована на платформе mooped.net  для подростков 12-18 лет (апрель 2022 года);

Два курса в рамках Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лидер+» на https://stepik.org для 24 человек - обучилось 10 человек 12-18 лет на каждом курсе (февраль 2022 года)

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кулинарные предпочтения россиян и жителей Великобритании. Путешествие от Волжска до Лондона» в рамках программы «Весёлый английский» проведена через группу VK, через WhatsApp для 30 человек – обучилось 8 человек 7-8 лет, но вообще не реализована на mooped.net (октябрь 2021 год)

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Полевая лаборатория» проведена через Zoom для 15 человек – обучилось 12 человек 13 лет (август 2021 года)

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» не реализована (июнь-июль 2021 года)

Прошли обучение всего 45 человек.

Проанализировав ситуацию с применением дистанционных образовательных технологий в городе Волжске и Волжском районе республики Марий Эл пришла к следующим выводам:

  • В основном для реализации ДОО программ с применением дистанционных технологий используются группы VK и WhatsApp для детей младшего школьного возраста и Zoom для детей от 12 лет. Важно только при технической помощи родителей.
  • Применение специальных платформ, таких как mooped.net, оказалось очень сложным для детей 7-11 лет. Либо с помощью родителей, но не все родители заинтересованы в дистанционном процессе обучения. Для этого возраста и большего охвата приемлемо лишь связь через ВК, ссылки на видео без регистрации (из опыта Дворца творчества детей и молодежи г.Волжска).
  • Не устойчивое соединение Интернета мешает педагогу, детям и даже теряется интерес в процессе освоения программы.
  • Детей не привлекает только дистанционный процесс, если есть возможности обучаться очно.

Что мы должны предпринять для того чтобы наши программы стали более востребованными и вовлекали как можно больше молодых людей в процесс обучения?

Востребованность  программ с применением дистанционных образовательных технологий напрямую зависит от качества услуги. А именно о соответствия результатов дистанционного обучения ожиданиям аудитории, группы.

Молодое поколение ищет новые формы, у них более клиповое мышление, они очень тяжело воспринимают голую теорию, с ними приходится действовать легче. Поэтому, переход на смешанный формат обучения очень полезен, технические навыки (использование Zoom, социальной сети, месенжеров) приобретенные детьми и  взрослыми в процессе обучения например на занятиях по декоративному творчеству пригодятся в повседневной жизни. Дети становятся более интернет подкованными. В связи с потребностью молодых людей, вписаться в современный уклад жизни, они быстро обучаются конкретным навыкам нацеленным на практику, например программированию.

Подростки ищут себя в медиаиндустрии, музейной отрасли, в современном искусстве, хотят стать художниками, декораторами. Эти направления связаны с личностным, творческим ростом, хобби, досугом. Поэтому формат дистанционным мастер-классов, тренингов, посещение виртуальных музеев имеют для них дополнительную привлекательность.

По-настоящему оценить востребованность программы, качество работы возможно через конкретные навыки, которые демонстрируются в реальной жизни педагогом. Педагоги становятся фанатами, оптимистами и практиками. Они обращают внимание не только на текст программы, но и содержание, дизайн, оформление материала. Им приходится справляться с вызовами времени и инновациями в образовательной системе.

В дистанционной форме педагог должен предложить новый материал обучения, который соответствует каждой группе в зависимости от целей и задач конкретной темы. Педагог  анализирует подборку видеоматериалов, общается с аудиторией при помощи рассылок, ведет группу в социальной сети и т.д. При этом не оставляет без внимания любой вопрос обучающегося. В условиях высокой конкуренции, персонифицированного финансирования, эти действия продолжают вовлекать детей именно в выбранную им деятельность с обновленным содержанием.

Востребованная дистанционная программа  дополнительного образования сегодня – это увлекательная, результативная, а возможно и интерактивная программа.

Но остаются те, кто получил доступ к разнообразным источниками, но совершенствоваться не желают, избегают всех ситуаций, связанных с волевыми усилиями и любым напряжением. Если вам дана информация, то, что дальше происходит с ней зависит от вас. Если вы начинаете обдумывать, критиковать, задавать вопросы, вы начинаете работать с этой информацией, и она постепенно превращается в знание. Результат – востребованная программа дополнительного образования [4].

Вообще со всеми возникающими проблемами можно справиться, только необходима грамотно спланированная комплексная работа, привлечение всех участников образовательного процесса, что минимизируют недостатки дистанционной формы обучения в виде отсутствия живого общения и невозможности работы на высокотехнологическом оборудовании. Необходимо  овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими.

В поиске решений и вариантов реализации дистанционного процесса обучения Дворца творчества детей и молодежи г.Волжска прошла обучение по созданию дистанционного курса на образовательной платформе Stepik. Это конструктор онлайн-курсов, цель которого сделать образование открытым и удобным. Всего за три дня обучения, я ознакомилась с инструментарием платформы. Обратила внимание, насколько проста система создания модулей, уроков, тестов. Каждый зарегистрированный пользователь может самостоятельно создать свой курс, с определенными параметрами для обучающихся. Для того чтобы рекомендовать данный ресурс педагогам Дворца творчества мной создан курс «Что должен знать педагог дополнительного образования» https://stepik.org/course/111878. Для прохождения обучения необходима регистрация на stepik.org https://stepik.org/join-class/0f1a56efa356c6b85d561138a0216239b9213321

Считаю целесообразным внести в каждую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу вариативную часть на 16-20 часов с применением дистанционных образовательных технологий, которая могла бы стать своего рода спасательным кругом на период пандемии, эпидемии, отпусков. Или как вариант краткосрочной программы на летний период, когда дети не имеют возможности очно посещать занятия. Всегда помним, что это ради детей с их интересами, потребностями и возможностями.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

2. С.В. Сайгушкина, Е.В. Бакач, Ю.Б. Шутько. Эффективные практики совершенствования информационно-коммуникативной компетентности педагога / Современное дополнительное профессиональное образование педагогов

3. Е.В. Бакач, Ю.Б. Шутько. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования / Потенциал информационных систем и информационной безопасности в образовании

4. https://expert.ru/expert/2021/25/novaya-zhizn-za-partoy/ - В.Краснова, А.Матвеева. Специальный доклад «Дополнительное образование и обучение: новая жизнь за партой» номера ЭкпертРУ «Обучение человека в современнном мире».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Востребованность школьниками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ военно - патриотической направленности"

В данной статье приведены данные по востребованности программ военно – патриотической направленности в учреждениях дополнительного образования России. К сожалению востребованность программ военн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности дистанционного обучения «Ментальная арифметика»

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду. А выполнение арифметических действий над ними  приводит к результату, на основании которого мы принима...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра творчества»

Краткосрочная дистанционная   дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Палитра творчества»...

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением дистанционных технологий

С целью организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются электронные образовательные ресурсы, онлайн-платформы, онлайн-доски, компьютерные программы для выполне...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для дистанционного курса «Азбука анимации»

Типовая краткосрочная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по формированию навыков создания мультфильмов «Азбука анимации» имеет техническую направленность и пред...