Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности дистанционного обучения «Ментальная арифметика»
рабочая программа по математике
Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду. А выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Без вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе. Чем лучше ученик считает, тем он быстрее и качественнее усваивает новые математические темы. Навыки устных вычислений являются важным элементом общего и математического развития.
Наблюдения за работой учащихся показывают, что многие испытывают трудности в устных вычислениях. А всем известно, что в дальнейшем школьном курсе обучения ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и так далее нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления.
В программе предусмотрено интеграция очного и дистанционного обучения, целью которого является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства возможности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика».
Актуальность программы дистанционного обучения обусловлена необходимостью создания условий для обеспечения качественным и полноценным образованием тем, кто в силу территориальной удаленности или по состоянию здоровья не имеют прямого доступа к образовательным центрам.
Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» дистанционного обучения предназначена для детей 8-12 лет, желающих усовершенствовать свои вычислительные навыки и интересующихся точными науками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_distantsionnogo_obuchenia_kuzhagildinoy_v_r.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛА АКЪЯР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАЙБУЛЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Утверждаю:
Директор МАОУ ДОД ДДТ с.Акъяр
_______________/Л.В.Антропова
Приказ №67 от 03.09.2018г
Приняа на заседании
педагогического совета №1
протокол № 1 от 03.09.2018г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»
Возраст детей: 7 - 10 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор-составитель:
Кужагильдина Вагида Равиловна
педагог ДО
Акъяр, 2018
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика» составлена на основе:
- Федеральный закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование».
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Актуальность
Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду. А выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Без вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе. Чем лучше ученик считает, тем он быстрее и качественнее усваивает новые математические темы. Навыки устных вычислений являются важным элементом общего и математического развития.
Наблюдения за работой учащихся показывают, что многие испытывают трудности в устных вычислениях. А всем известно, что в дальнейшем школьном курсе обучения ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и так далее нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления.
В программе предусмотрено интеграция очного и дистанционного обучения, целью которого является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства возможности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика».
Актуальность программы дистанционного обучения обусловлена необходимостью создания условий для обеспечения качественным и полноценным образованием тем, кто в силу территориальной удаленности или по состоянию здоровья не имеют прямого доступа к образовательным центрам.
Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» дистанционного обучения предназначена для детей 8-12 лет, желающих усовершенствовать свои вычислительные навыки и интересующихся точными науками.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная программа дистанционного обучения «Ментальная арифметика» (сложение и вычитание) рассчитана на 1 год обучения по одному часу в неделю (35 недель, 35 часов).
Форма обучения: очно-заочная, дистанционная.
Особенности организации образовательного процесса.
Интеграция очных и дистанционных форм обучения, с применением дистанционных технологий, посредством создания предметно-информационной среды и организации электронных ресурсов имеет ряд преимуществ. Это:
-нет пространственных и временных ограничений, оно доступно для заинтересованных обучающихся;
- это дополнительное образование, углубляет, расширяет, закрепляет имеющиеся знания у обучающихся;
- это опережающее обучение: оно открыто, обучающийся видит весь курс в целом, может самостоятельно проработать какие-то его части, тренинги;
- это демократическое образование, нет жесткого регламента;
- это активное и мотивированное обучение: никто не заставляет обучающегося освоить программу, он выбирает сам.
Режим занятий.
Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования «Ментальная арифметика» дистанционного обучения на протяжении всего курса обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 45 минут, в год – 35 часов.
Цель: повышение уровня вычислительных навыков обучающихся с помощью абакуса, с использованием современных информационных дистанционных технологий и посредством создания информационно-образовательной среды.
Задачи.
Обучающие.
Совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических счет Абакус;
Формирование навыков самостоятельной работы с ИКТ, имеющий последовательный характер.
Развивающие.
Развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;
Развитие памяти учащихся, быстроту их реакции, умение сосредоточиться.
Развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Развитие умения находить информацию и передавать собранную, переработанную информацию по электронной почте.
Воспитывающие.
Воспитание инициативности и самостоятельности, уверенности в себе.
Воспитание интереса к быстрому счету и ментальной арифметике.
Воспитание потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. | 2 | 1 | 1 | Решение примеров на время |
2 | Знакомство с числами 1-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. | 2 | 1 | 1 | Решение примеров на время |
3 | Набор и определение чисел от 10 до 99 на абакусе. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. | 2 | 1 | 1 | Решение примеров на время |
4 | Набор и определение трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе.. Простое сложение и вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. | 2 | 1 | 1 | Решение примеров на время |
5 | Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формулы и базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». | 3 | 2 | 1 | Решение примеров на время |
6 | Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формулы и базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата». | 3 | 2 | 1 | Решение примеров на время |
7 | Сложение с помощью десятки методом «Помощь друга». Формулы и базовые упражнения сложения с десяткой. Решение примеров на сложение с десяткой методом «Помощь друга». | 6 | 4 | 2 | Решение примеров на время |
8 | Вычитание с помощью десятки методом «Помощь друга». Формулы и базовые упражнения вычитанияс десяткой. Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга». | 6 | 4 | 2 | Решение примеров на время |
9 | Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 3 | 2 | 1 | Решение примеров на время |
10 | Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 3 | 2 | 1 | Решение примеров на время |
11 | Набор и определение многозначных чисел на абакусе. Сложение и вычитание многозначных чисел с применением всех изученных формул. Ментальный счет. Диагностика. | 3 | 2 | 1 | Решение примеров на время |
Итого | 35 |
Содержание учебного плана
Раздел 1.
Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев.
Практика. Тренировка пальцев на абакусе.
Раздел 2.
Теория. Знакомство с числами 1-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-9.
Практика. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.
Раздел 3.
Теория. Набор и определение чисел от 10 до 99 на абакусе.
Практика. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.
Раздел 4.
Теория. Набор и определение трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе.. Простое сложение и вычитание в пределах 100-999.
Практика. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999.
Раздел 5.
Теория. Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формулы и базовые упражнения на сложение с 5.
Практика. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».
Раздел 6.
Теория. Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формулы и базовые упражнения на вычитание с 5.
Практика. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата».
Раздел 7.
Теория. Сложение с помощью десятки методом «Помощь друга». Формулы и базовые упражнения сложения с десяткой.
Практика. Решение примеров на сложение с десяткой методом «Помощь друга».
Раздел 8.
Теория. Вычитание с помощью десятки методом «Помощь друга». Формулы и базовые упражнения вычитанияс десяткой.
Практика. Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга».
Раздел 9.
Теория. Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом.
Практика. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом
Раздел 10.
Теория. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом.
Практика. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом.
Раздел 11.
Теория. Набор и определение многозначных чисел на абакусе.
Практика. Сложение и вычитание многозначных чисел с применением всех изученных формул. Ментальный счет. Диагностика.
Планируемые результаты.
Использование дистанционного обучения способствует повышению эффективности учебной деятельности обучающихся, использования возможностей информационно-коммуникативных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
В результате освоения программы у обучающихся предполагается формирование:
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей.
- способности использовать средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
- заинтересованности в приобретении и расширении знаний.
У обучающихся сформируется мотивация к работе на результат, в данном случае на освоение 1-4 уровней ментального счета.
Оценочные материалы: диагностика результативности освоения программы.
№ п/п | ФИО обучающихся | Умение набирать числа 1-1000 на абакусе | Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом | Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата» | Умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь друга» | Умение складывать и вычитать числа на абакусе комбиниро-ванным методом | Мен-таль-ный счет | Сформиро-ваны увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со сверстниками и педагогом | Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач | ||||||||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения
Автоматизированное рабочее место обучающегося:
1. Домашний компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение, соответствующее АРМу учителя (Microsoft Office или OpenOffice).
7. Браузер Internet Explorer (версия не меньше 8.00).
Автоматизированное рабочее место учителя:
1. Компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение Microsoft Lync.
Учебно-наглядные пособия
Учебные пособия
Демонстрационный учительский счет-абакус
Ученические счеты-абакусы
Особенности организации образовательного процесса: очно-заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия.
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый). В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая. Количество обучающихся по микрогрупповой программе 3-9 человек
Формы организации учебного занятия: беседы, лекции, практические занятия, презентации, тренинги.
Используемая литература
7.1. Литература, используемая при подготовке рабочей программы:
- Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, 2014, 68 с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1, 2014, 84с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 2, 2014, 74с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2014, 54 с.
- Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013,500с.
- «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного
обучения через интернет» В.Канаво
- Методические рекомендации по организации... irorb.ru›
Электронные ресурсы:
- www.abakus-center.ru
- www. advancecenter.kz
- ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика
Календарный учебный график
№ п/п | Дата про-веде-ния | Название темы занятий | Коли-чество часов | Формы аттестации /контроля |
1 | 3.09 | Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. | 1 | Решение примеров на время |
2 | 10.09 | Повторение. Тренировеа пальцев. | 1 | Решение примеров |
3 | 17.09 | Знакомство с числами 1-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-9. | 1 | Решение примеров на время |
4 | 24.09 | Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. | 1 | Решение примеров |
5 | 1.10 | Набор и определение чисел от 10 до 99 на абакусе. | 1 | Решение примеров на время |
6 | 8.10 | Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. | 1 | Решение примеров |
7 | 15.10 | Набор и определение трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Простое сложение и вычитание в пределах 100-999. | 1 | Решение примеров на время |
8 | 22.10 | Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. | 1 | Решение примеров |
9 | 29.10 | Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». | 1 | Решение примеров на время |
10 | 5.11 | Формулы и базовые упражнения на сложение с 5. | 1 | Решение примеров |
11 | 12.11 | Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». | 1 | Решение примеров |
12 | 19.11 | Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата». | 1 | Решение примеров на время |
13 | 26.11 | Формулы и базовые упражнения на вычитание с 5. | 1 | Решение примеров |
14 | 3.12 | Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата». | 1 | Решение примеров |
15 | 10.12 | Сложение с помощью десятки методом «Помощь друга». | 1 | Решение примеров на время |
16 | 17.12 | Формулы добавления 9, 8и базовые упражнения сложения с десяткой | 1 | Решение примеров |
17 | 24.12 | Формулы добавления 7, 6и базовые упражнения сложения с десяткой | 1 | Решение примеров |
18 | 14.01 | Формулы добавления 5,4 и базовые упражнения сложения с десяткой | 1 | Решение примеров |
19 | 21.01 | Формулы добавления 3, 2, 1 и базовые упражнения сложения с десяткой | 1 | Решение примеров |
20 | 28.01 | Решение примеров на сложение с десяткой методом «Помощь друга». | 1 | Решение примеров |
21 | 4.02 | Вычитание с помощью десятки методом «Помощь друга». | 1 | Решение примеров на время |
22 | 11.02 | Формулы вычитания 9, 8 и базовые упражнения вычитания с десяткой. | 1 | Решение примеров |
23 | 18.02 | Формулы вычитания 7, 6 и базовые упражнения вычитания с десяткой. | 1 | Решение примеров |
24 | 25.02 | Формулы вычитания 5,4 и базовые упражнения вычитания с десяткой. | 1 | Решение примеров |
25 | 4.03 | Формулы вычитания 3,2,1 и базовые упражнения вычитания с десяткой. | 1 | Решение примеров |
26 | 11.03 | Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга». | 1 | Решение примеров |
27 | 18.03 | Сложение комбинированным методом | 1 | Решение примеров на время |
28 | 25.03 | Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом | 1 | Решение примеров |
29 | 1.04 | Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 1 | Решение примеров |
30 | 8.04 | Вычитание комбинированным методом | 1 | Решение примеров на время |
31 | 15.04 | Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом. | 1 | Решение примеров |
32 | 22.04 | Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 1 | Решение примеров |
33 | 29.04 6.05 | Набор и определение многозначных чисел на абакусе. Сложение и вычитание многозначных чисел с применением всех изученных формул. | 2 | Решение примеров на время |
34 | 13.05 20.05 | Сложение и вычитание многозначных чисел с применением всех изученных формул. Ментальный счет. | 2 | Решение примеров |
35 | 27.05 | Диагностика. | 1 | Решение примеров |
Итого 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"
Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «КИТ Энергетика»
В основе программы "КИТ Энергетика" заложен проектный метод обучения с деятельностью учащихся, направленный на решение конкретной проблемы и достижения оптимальным способо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика»
Актуальность программы.Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприяти...