Философия Эпохи Возрождения и Нового времени
план-конспект занятия (11 класс)
План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filosofiya_epohi_vozrozhdeniya_i_novogo_vremeni.pdf | 686.84 КБ |
8._filosofiya_epohi_vozrozhdeniya_i_novogo_vremeni.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность Раздел 1. Основные этапы развития философской мысли
Цель занятия : сформировать представление об основных идеях и характерных чертах философии эпохи Возрождения и Нового времени. Задачи занятия : Обучающая: Расширить представление о философских учениях Эпохи Возрождения и Нового времени Воспитательная : Содействовать воспитанию у студентов стремлений к совершенствованию, познанию мира, изучению наук для понимания окружающей действительности и себя. Содействовать воспитанию у студентов потребности давать самостоятельную оценку фактам, явлениям социального мира; Способствовать формированию уважительного отношения к достижениям философской мысли эпохи Нового времени. Развивающая: Способствовать развитию навыков работы в группах, парах; Развивать умения студентов устанавливать причинно-следственные связи, формулировать обоснованные выводы; Р азвивать у обучающихся навыки критического мышления, восприятия различных источников информации, их анализа; Содействовать коммуникации внутри учебной группы и за ее пределами, формулирование собственной аргументированной позиции.
Основные вопросы темы Философия Эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени - рационализм и эмпиризм в теории познания.
1. Философия Эпохи Возрождения.
Особенности философии Возрождения: Антропоцентризм - признание человека главной проблемой философии, центральным элементом природы, высшим проявлением божественного творения. Гуманизм - признание за человеком права и обязанности активно вмешиваться в природную и социальную жизнь с целью ее усовершенствования на основе разума и в соответствии с его принципами. Натурализм - мир и человек рассматриваются как естественные сущности, принципы существования которых находятся в них самих. Пантеизм - отождествление мира и Бога, растворение Бога в мире, вследствие чего Бог утрачивает свой надприродный и внеприродный характер и сливается с природой, а природа обожествляется.
Гуманистическое (XIV - XV вв. - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.) - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв) – стремление развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; Реформационное (XVI - XVII вв.) - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; Политическое (XV - XVI вв.) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; Утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Основные направления философии эпохи Возрождения
Представители гуманистического направления Данте Алигьери Франческо Петрарка Лоренцо Валла
Пико дела Мирандола Представители неоплатонического направления Николай Кузанский Парацельс
Представители натурфилософского направления Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей
Представители реформационного направления Мартин Лютер Жан Кальвин
Представители политического направления Никколо Макиавелли
Представители утопического социализма Томас Мор Томмазо Кампанелла
2. Особенности философии Нового времени - рационализм и эмпиризм в теории познания.
Фрэнсис Бэкон - английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский . Фрэнсис Бэкон
Сложилась новая познавательная ситуация. Для нее характерно следующее: «До бесконечности разрослась груда опытов». Бэкон ставит задачи: - Глубокое преобразование массива накопленных знаний, рациональная его организация и упорядочивание; - Разработка методов получения нового знания.
Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и чувственную. Первая - боговдохновенная (объект богооткровеннного знания), вторая - подобная душе животных (она - объект естественно-научного исследования): - Первая происходит от „ духа Божия “. -Вторая из набора материальных элементов и является органом разумной души.
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают некоторые теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: Познание добра и зла . - Познание сотворенных Богом вещей.
Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками. Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра». ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ
«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». Призраки рода
«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы». Призраки пещеры
« Призраки площади» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум». Призраки площади
«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности». Призраки театра
Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.
Рационалистический метод Декарта Декарт стал одним из столпов европейского рационализма , а не эмпиризма . Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис и выражает прославленный философский афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» («Cogito, ergo sum») .
Томас Гоббс — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.
Социально-философские идеи о политике и праве Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Томас Гоббс как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти .
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на все», имеется и свобода воли.
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты.
Английский философ-эмпирик Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. Джон Локк был уверен, что сознательным воздействием на разум и душу человека можно добиться от него чего угодно: человек в его представлении был некой tabula rasa – чистой доской, на которой образование и воспитание пишут свои письмена.
Основной философской работой Локка является "Опыт о человеческом разуме". Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление ( направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания) в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах.
Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Внутренний же опыт через рефлексию обращен на наблюдение своих собственных наблюдений. Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях.
Локк подразделяет все идеи (представления на простые и сложные.) Простые идеи, по Локку, образуются непосредственно из ощущений и рефлексии. Простые идеи пассивны, они как бы навязываются нам извне. Сложные же идеи требуют активности ума. Эта деятельность сводится к комбинированию простых представлений. Таким путем, по Локку, образуются даже самые сложные, абстрактные идеи. Идеи по Дж. Локку
Локк был одним из первых философов, рассмотревших чувственные восприятия, вызванные внешним миром, как исходный момент всей психической жизни. Это одно из основных положений материалистической теории познания . Таким образом, Локк положил начало эмпирической психологии, в которой первостепенное значение придавалось самонаблюдению (интроспекции ).
мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); сознание — пустое помещение ( empty cabinet ), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa ); источником опыта выступает внешний мир; цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга. Можно выделить следующие основные положения философии Джона Локка:
Список источников
Основная литература [1] Куликов Л.М. Основы философии учебное пособие для учреждений сред. проф. образования (рекомендовано для ТОП-50 СПО). М « Кнорус », 2019; [2] Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020.-480с. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1. -М.: Мысль, 1989. -654 с. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. -М.: Мысль, 1974. -175 с. Философия в системе культуры. Ч.1: Исторические типы философии. Вып.1/Ильин В. В, Базалин В. Г., Бушуева В. В. и др.; Под. ред. В. В. Ильина. -М.: Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 1996. -132 с. Философия от древности до наших дней (фрагменты и свидетельства): Учеб. Пособие. Ч.2: Западногерманская философия XVI-XIX вв./Сост. С. А. Власов, Г. А. Мирошниченко, И. Р. Назарова и др.; Под. ред. Е. О. Тер-Григортян , Т. А. Мшвениерадзе , А. П. Федосовой, С. А. Власова. -М.: МГТУ им Н. Э. Баумана, 1993. -81 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИР В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Разработка интегрированного урока истории и информатики...
Тесты по новой истории 7 класс по теме"Мир в начале Нового времени.ВГО. Возрождение.Реформация"
Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать на разных этапах изучения темы, для организации разных видов работы учащихся на уроке....
Итоговое повторение по теме «МИР В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ».
Работа содержит задания нескольких типов и направлена на комплексное выявление знаний, полученных по итогам курса "История Нового времени" за 7 класс. Подойдет в качестве админитративной сре...
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме: «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация»...
Философия Эпохи Возрождения
Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени.Эпоха Возр...
Проблема человека в философии эпохи Античности и Возрождения
Проблема человека является одной из центральных проблем философии.Что такое человек? Откуда он пришел в этот мир? В чем смысл человеческого существования? Ответы на эти и многие другие вопросы в...
Конспект урока по новой истории в 7 классе Эпоха Возрождения
Цель урока: ознакомление учащихся с главными идеями и ценностями эпохи Возрождения....