Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Условия получения образования и адаптация программ до обучающихся с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya.docx | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения – специфика взаимодействия и обучения детей с РАС.
Проектирование социально-педагогических эффектов реализации дополнительной общеразвивающей программы.
При обучении детей с РАС необходимо соблюдать следующие условия.
- создание специальных условий для получения дополнительного общего образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала обучающегося;
-обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм получения образования обучающимися образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.
- Создание положительного эмоционального контакта с педагогом и другими
учащимися.
Личное обращение к ученику с РАС первостепенно в общении, та как эти дети не воспринимают фронтальную инструкцию для всего класса. Необходимо дополнительно повторить задание для этого ребенка, обращаясь непосредственно к нему. Иногда достаточно улыбки, кивка головы или, наоборот, какого-то условного знака, обговоренного с ребенком заранее.
В течение занятия нужно использовать приемы позитивного подкрепления, обращенные лично к ребенку.
Поведение ребенка с РАС может пугать детей или стать причиной насмешек над ним со стороны остальных учащихся, поэтому необходимо участие педагога в создании положительной репутации такого ребенка. Желательно акцентировать внимание учащихся на сильных и интересных сторонах его личности, серьезных знаниях, одаренности в отдельных областях, подчеркнуть свою симпатию к нему.
- Учет личностных особенностей ребенка.
Педагоги должны учитывать повышенную чувствительность, ранимость, возможно,
брезгливость, специфические страхи ребенка с РАС. Нельзя ребенка упрекать за это, необходимо предусмотреть другие возможности выполнения задания.
Необходимо учитывать трудности самостоятельного выбора и ставить вопрос выбора таким образом, чтобы ребенок выбирал из того, что ему знакомо или нравится.
Для самостоятельной деятельности ребенок с РАС должен накопить значительный опыт успешности, только в этом случае он начинает стремиться к преодолению различных трудностей, но делает это сначала крайне негибко, как маленький ребенок, демонстрируя и чудовищный уровень притязаний, и катастрофические реакции на неудачи.
Дети с РАС с тяжело переносят свои неудачи. Необходимо не утешать и успокаивать ребенка, поскольку это может только концентрировать его на переживании неудачи, а положительно характеризовать процесс обучения, находя в действиях ученика все новые признаки продвижения вперед. Именно это может стимулировать ребенка с РАС продолжать делать
усилия, научить его выстраивать перспективу в наращивании сложностей задания, конструктивно воспринимать возникшую трудность: не как полное поражение, а как отдельный рабочий момент в успешном продвижении к результату.
- Организация учебного времени, использование стереотипов поведения.
- Оборудование рабочего места ребенка до начала занятия.
- Начинание педагогом действия в знакомом ребенку ритме, пении, особом обозначающем их слове, картинке, вещи, прибаутке, проговаривании условленного стихотворения, что позволит ребенку отреагировать на стереотип и автоматически войти в его реализацию.
- Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка в образовательном учреждении. Четкое определение места занятий для ребенка с РАС, четкое понимание им, что он должен делать во всех других местах здания, где он бывает, в некоторых случаях возможно использование схемы, плана школы.
- Помощь в организации себя во времени: усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего учебного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в образовательное учреждение и уходом домой, порядком этих дней в учебной неделе и т. п.
- Организация индивидуально адаптированного режима занятий, возможность своеременного переключения и отдыха.
- Организация места для занятий так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано: ребенок должен сидеть так, чтобы не видеть отвлекающих пособий и двери; на самом столе (рабочем месте) должно находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания, для проведения одного конкретного
занятия.
- Ребенка с РАС надо учить, как использовать расписание, что поможет значительно улучшить самоорганизацию и уменьшить «поведенческие» проблемы, связанные с импульсивностью, отвлекаемостью, трудностью переключения. Новые занятия, вводимые как дополнительные, развитие устойчивого порядка расписания легче воспримутся таким ребенком,
обычно отвергающим любые попытки перемен.
- Постепенное усложнение и развитие усвоенного ребенком с РАС порядка взаимодействия, посредством введения в знакомый ребенку режим все больше возможных вариаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра
Про учащихся с расстройствами аутистического спектра...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
В Программе комплексно представлены основные содержательные линии воспитания, образования и коррекции недостатков в развитии ребенка с расстройством аут...
Модель (технологическая схема) по разработке адаптированной основ-ной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
В методических рекомендациях отражены теоретико-методологические, нормативно-правовые, практические аспекты разработки адаптированной основной образовательной программы начального общего о...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...
Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Условия получения образования и адаптации программдо...
Система работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в дополнительном образовании
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...