Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Грязева Татьяна Борисовна

Условия получения образования и адаптация программ до обучающихся с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения – специфика взаимодействия и обучения детей с РАС.

Проектирование социально-педагогических эффектов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

При обучении детей с РАС необходимо соблюдать следующие условия.

- создание специальных условий для получения дополнительного общего образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала обучающегося;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм получения образования обучающимися образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.

- Создание положительного эмоционального контакта с педагогом и другими

учащимися.

Личное обращение к ученику с РАС первостепенно в общении, та как эти дети не воспринимают фронтальную инструкцию для всего класса. Необходимо дополнительно повторить задание для этого ребенка, обращаясь непосредственно к нему. Иногда достаточно улыбки, кивка головы или, наоборот, какого-то условного знака, обговоренного с ребенком заранее.

В течение занятия нужно использовать приемы позитивного подкрепления, обращенные лично к ребенку.

Поведение ребенка с РАС может пугать детей или стать причиной насмешек над ним со стороны остальных учащихся, поэтому необходимо участие педагога в создании положительной репутации такого ребенка. Желательно акцентировать внимание учащихся на сильных и интересных сторонах его личности, серьезных знаниях, одаренности в отдельных областях, подчеркнуть свою симпатию к нему.

- Учет личностных особенностей ребенка.

Педагоги должны учитывать повышенную чувствительность, ранимость, возможно,

брезгливость, специфические страхи ребенка с РАС. Нельзя ребенка упрекать за это, необходимо предусмотреть другие возможности выполнения задания.

Необходимо учитывать трудности самостоятельного выбора и ставить вопрос выбора таким образом, чтобы ребенок выбирал из того, что ему знакомо или нравится.

Для самостоятельной деятельности ребенок с РАС должен накопить значительный опыт успешности, только в этом случае он начинает стремиться к преодолению различных трудностей, но делает это сначала крайне негибко, как маленький ребенок, демонстрируя и чудовищный уровень притязаний, и катастрофические реакции на неудачи.

Дети с РАС с тяжело переносят свои неудачи. Необходимо не утешать и успокаивать ребенка, поскольку это может только концентрировать его на переживании неудачи, а положительно характеризовать процесс обучения, находя в действиях ученика все новые признаки продвижения вперед. Именно это может стимулировать ребенка с РАС продолжать делать

усилия, научить его выстраивать перспективу в наращивании сложностей задания, конструктивно воспринимать возникшую трудность: не как полное поражение, а как отдельный рабочий момент в успешном продвижении к результату.

- Организация учебного времени, использование стереотипов поведения.

- Оборудование рабочего места ребенка до начала занятия.

- Начинание педагогом действия в знакомом ребенку ритме, пении, особом обозначающем их слове, картинке, вещи, прибаутке, проговаривании условленного стихотворения, что позволит ребенку отреагировать на стереотип и автоматически войти в его реализацию.

- Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка в образовательном учреждении. Четкое определение места занятий для ребенка с РАС, четкое понимание им, что он должен делать во всех других местах здания, где он бывает, в некоторых случаях возможно использование схемы, плана школы.

- Помощь в организации себя во времени: усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего учебного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в образовательное учреждение и уходом домой, порядком этих дней в учебной неделе и т. п.

- Организация индивидуально адаптированного режима занятий, возможность своеременного переключения и отдыха.

- Организация места для занятий так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано: ребенок должен сидеть так, чтобы не видеть отвлекающих пособий и двери; на самом столе (рабочем месте) должно находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания, для проведения одного конкретного

занятия.

- Ребенка с РАС надо учить, как использовать расписание, что поможет значительно улучшить самоорганизацию и уменьшить «поведенческие» проблемы, связанные с импульсивностью, отвлекаемостью, трудностью переключения. Новые занятия, вводимые как дополнительные, развитие устойчивого порядка расписания легче воспримутся таким ребенком,

обычно отвергающим любые попытки перемен.

- Постепенное усложнение и развитие усвоенного ребенком с РАС порядка взаимодействия, посредством введения в знакомый ребенку режим все больше возможных вариаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра

Про учащихся с расстройствами аутистического спектра...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В         Программе комплексно представлены основные содержательные линии воспитания, образования и коррекции недостатков в развитии ребенка с расстройством аут...

Модель (технологическая схема) по разработке адаптированной основ-ной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В методических рекомендациях отражены теоретико-методологические, нормативно-правовые, практические аспекты разработки адаптированной  основной образовательной программы  начального общего о...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...

Система работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в дополнительном образовании

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...