Преподавание математики в старших классах в дистанционном формате
статья
Статья о практике дистанционного обучения математики в старших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_distantsionnoe_prepodavanie_matematiki_v_starshih_klassah.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание математики в старших классах в дистанционном формате
Инклюзивное образование в общеобразовательной школе дает возможность применять дистанционное обучение с использованием интернет-технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью дистанционного обучения является развитие ребенка посредством неограниченных возможностей сети Интернет и новейших технических средств. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.
При дистанционном обучении учитель использует следующие методы:
—информационно-рецептивный,
—репродуктивный,
—проблемное изложение,
—эвристический,
—исследовательский.
Общение ученика с учителем и учеников между собой является неотъемлемой частью дистанционного обучения. В дистанционном обучении с использованием Интернет-технологий возможно применение различных типов общения с использованием возможностей компьютерных сетей, возможностям сетевых коммуникаций:
—общение типа «один с одним»;
—общение типа «один со многими»;
—общение типа «многие со многими». Общение типа «один с одним» используется при проведении индивидуальных консультаций, когда преподаватель отвечает одному обучающемуся или один обучающийся — другому. Основной признак этого типа общения — приватность, которая предполагает, что содержание сообщений недоступно остальным участникам образовательного процесса.
Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в дистанционной форме: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от сложности учебного материала.
При дистанционном обучении учитель «ведет за руку» каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет: прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Как происходит обучение? Учитель в назначенное время звонит ученикам в ZOOM. Начинается урок. Как было сказано выше, уроки могут быть как индивидуальными, так и в режиме видеоконференции. В первом случае в обучении участвует один ученик, во втором случае несколько учеников из одной параллели, имеющих одинаковый уровень обученности и обучаемости. Кратко технологию обучения можно представить таким образом: учитель объясняет учебный материал, показывая посредством графического планшета алгоритмы, способы и методы решения на примере задач. После того, как ученики поняли ход решения, можно предложить им для самостоятельной работы задания.
По своей структуре такие занятия приближены к традиционным урокам классно-урочной системы. В дистанционном обучении учитель может использовать авторские учебные курсы, которые размещает на специальных платформах. Например, существует платформа www/e-km-school, которая позволяет учителю разрабатывать собственный дистанционный курс с использованием готовых интерактивных мультимедийных блоков, опросников, кнопочных тестов. Данная платформа требует небольших материальных затрат (1200 руб. в год) и позволяет учителю получить доступ к огромной мультимедийной базе этой платформы с целью создания собственных заданий, а так же целых курсов на любые учебные темы школьной программы, которые ученики будут проходить самостоятельно, результаты обучения (результаты тестовых заданий) учитель увидит в своем «личном кабинете». Кроме этой платформы интернет предлагает сайт для учителей www/learning, на котором учитель может создавать авторские задания в виде викторин, игры «Как стать миллионером», ленты времени и т.д. Имея опыт создания таких интерактивных заданий, могу с уверенностью сказать, что мотивация учеников при использовании таких игровых средств обучения значительно повышается, им нравиться учиться, обучение проходит «легко, быстро, весело». Они с нетерпением ждут этих занятий, одновременно получая крепкие знания и положительные эмоции.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитель сталкивается с такими проблемами как:
- психологические проблемы обучающихся;
- неумение пользоваться современными техническими средствами;
- низкая скорость Интернет.
Дистанционный урок – это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определённых временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей. Данный способ обучения особенно актуален при обучении детей с ограниченными возможностями.
Основой для построения урока является совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам учащегося, быть ориентированным на их практическую деятельность ( нынешнюю и будущую), развивать мышление и практические навыки учащегося. Каждый урок имеет свои отличительные черты и особенности.
Каждый школьник обеспечен необходимыми аппаратными средствами и программным продуктом, но, не хватает документ-камеры, что позволит контролировать запись обучающегося в рабочей тетради и облегчит учителю объяснение новой темы, особенно на уроках математического цикла.
Актуальным остается интерактивное обучение ученик-учитель. Использование сервиса Team Weaver позволяет учителю использовать контрольный блок так, чтобы ответив на вопросы теста, обучающийся сразу получил оценку. Данным сервисом пользуюсь, как для объяснения новой темы, так и для исправления ошибок в работе ребенка во время урока.
Сценарий дистанционного урока может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекционно-практическая форма преподавания математики в старших классах
Лекционно – практическая форма преподавания математики в старших классах (из опыта работы, выступление на КМО)Опыт работы свидетельствует об эффективности применения лекционно-практиче...
Нетрадиционное преподавание литературы в старших классах
В 2015 году реализуется комплексная государственная программа «Годлитературы», направленная на пропаганду чтения и книжной культурыво всех ее проявлениях, развитие интереса к ...
Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах.
Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах....
СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ
Работа содержит основные вопросы, связанные с введением профильного обучения в старшей школе...
Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО
Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО с использованием системно-деятельностного подхода...
«Особенности преподавания математики в старшей школе по учебнику Никольского ».
Выступление на районном МО учителей математики....
Практическая работа "Решение экспериментальных задач" для 9 класса в дистанционном формате.
Данная практическая работа по химии может быть использована во время проведения дистанционных уроков в 9 классе после изучения раздела "Неметаллы"....