Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные промыслы Кемеровской области»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные промыслы Кемеровской области»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пух-арт» | 61.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Юргинского муниципального района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» | |
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № ________ | Утверждаю: Директор МБОУ ДО «ДЮЦ» _____________/_________________ «___» ________________ 20____г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Народные промыслы Кемеровской области» Возраст учащихся: 6 – 8 лет Срок реализации: 1 год | |
Разработчик: Утина Евгения Александровна, педагог дополнительного образования | |
с. Проскоково, 2020 |
Содержание
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»_______ 3
Пояснительная записка___________________________________________ 3
1.1. Цель и задачи программы______________________________________ 5
1.2. Содержание программы_______________________________________ 5
1.3. Планируемые результаты_____________________________________ 7
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»___ 8
2.1. Календарный учебный график__________________________________ 8
2.2. Условия реализации программы_________________________________ 8
2.3. Формы аттестации____________________________________________ 8
2.4. Оценочные материалы ________________________________________ 9
2.5. Методические материалы ______________________________________ 9
2.6. Список литературы___________________________________________ 10
2.7. Приложение 1_______________________________________________ 12
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Народные промыслы Кемеровской области» разработана с учетом современных требований и основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Кемеровской области (Кузбасса):
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.).
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Программа патриотического воспитания граждан на период 2016-2020 годов (постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493).
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
- Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 № 86-ОЗ.
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740).
- Локальные акты МБОУ ДО «ДЮЦ»: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные промыслы Кемеровской области» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также на организацию их свободного времени. Программа является модифицированной и имеет ознакомительный (общекультурный) уровень.
Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Народные промыслы Кемеровской области» заключается в возникновении необходимости укрепления связи ребёнка с культурой и традициями родного края, трудом, что является одним из условий решения социокультурных проблем. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от самобытных традиций и народных ремесел, забывая их красоту и ценность. В БСЭ народные художественные промыслы характеризуются как «одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу». Знакомство с народными промыслами с их уникальными особенностями, многообразием красок, форм, узоров и орнаментов, и освоение элементарных навыков, станет основой для творческого развития каждого ребенка.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной ознакомительной программы является возможность приобщения учащихся к национально-культурным традициям Кемеровской области; ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами народных промыслов, культурой коренных народов Кемеровской области (Кузбасса)- шорцев и телеутов.
Адресат программы
Данная программа ознакомительного уровня рассчитана для детей 6-8 лет. Наполняемость в группах составляет 7-15 человек. Группы формируются в объединение по возрастной категории (одновозрастные).
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов - 36.
Форма обучения: очная (Закон № 273 – ФЗ, гл.2, ст.17, п.2). Занятия проводятся на русском языке.
Методы проведения занятий
При реализации данной программы используются следующие методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский, игровой, практической работы.
Режим занятий
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах одной возрастной категории, что позволяет доступно объяснить материал с максимальной усвояемостью. Проводятся занятия в форме теории и практики, может быть, как коллективная, так и самостоятельная работа.
- Цель программы
Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала ребенка, посредством знакомства с элементами народных промыслов Кемеровской области.
Задачи программы
Образовательные (предметные)
Познакомить:
- с основными видами народных промыслов Кемеровской области, историей, особенностями, с элементарными техниками и материалами;
- национально-культурными традициями Кемеровской области;
- с возможностями использования в современной жизни основ ремесла в декорировании предметов, форм.
Воспитательные (личностные)
Привить:
- начальные трудовые навыки;
- понятие малой Родины;
- навыки самостоятельной творческой деятельности;
Развивающие (метапредметные)
Развить:
- мелкую моторику рук;
- пространственное мышление;
- начальный интерес и мотивацию к творческой деятельности.
- Содержание программы
Содержание учебного плана
Тема 1. Народные промыслы.
Теория: Знакомство с работой кружка «Народные промыслы Кемеровской области». Правила организации рабочего места.
Практика: Инструктаж по технике безопасности.
Форма контроля: Опрос по ТБ.
Тема 2. Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметов декоративно-прикладного искусства
Теория: Знакомство с основными видами народных промыслов Кемеровской области. Рассматриваем предметы народного искусства. Виртуальная экскурсия.
Практика: Знакомство с формой и цветом. Украшение плоскостных бумажных форм, работа на шаблоне.
Форма контроля: Беседа
Тема 3. Орнамент
Теория: Знакомство с принципами построения узора на основных геометрических фигурах: прямоугольник, круг. Дать представление о шорском орнаменте.
Практика: Построение элементарного орнаментального узора на шаблоне.
Форма контроля: Практическая работа.
Тема 4. Резьба по дереву
Теория: Наличник - украшение деревянного дома.
Практика: Украсить эскиз наличника.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 5. Плетение
Теория: Плетение. Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка.
Практика: Прямое плетение из полосок бумаги.
Форма контроля: Практическая работа
Тема 6. Кемеровская роспись
Теория: Знакомство с историей возникновения кемеровской росписи и её особенностями. Н.А. Спекторова. Основные элементы кемеровской росписи.
Практика: Узор ромашка. «Собери цветок» - тест.
Форма контроля: Тест
Тема 7. Красавица-матрёшка
Теория: Знакомство с историей возникновения кузнецкой матрёшки, её автором Л.И. Бендас г. Новокузнецк.
Практика: Украсим сарафан матрёшке.
Форма контроля: Творческая работа
Тема 8. Кузнечное дело
Теория: Кузнечное дело – древнее мастерство шорцев. Виртуальная экскурсия
Практика: Проволочный узор на шаблоне.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 9. Игрушечные промыслы
Теория: Знакомство с куклами коренных народов Кемеровской области (шорцев, телеутов).
Практика: Работа с природным материалом: веточка-куколка.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 10. Валяние
Теория: Знакомство учащихся с непряденой шерстью.
Практика: Аппликация с шерстяными элементами.
Форма контроля: Практическая работа.
Тема 11. Выставка творческих работ
Теория: Подведение итогов за год.
Практика: Оформление выставки.
Форма контроля: Выставка творческих работ учащихся.
Тема 12. Итоговое занятие
Теория: Праздник народных ремесел.
Практика: Проведение игры.
Форма контроля: Игра.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Тео рия | Прак тика | Все го | |||
1 | Вводное занятие. ТБ. | 1 | - | 1 | Опрос по ТБ |
2 | Основные виды народных промыслов Кемеровской области. | 3 | 2 | 5 | Беседа |
3 | Орнамент. | 1 | 3 | 4 | Практическая работа |
4 | Резьба по дереву | 2 | 1 | 3 | Творческая работа |
5 | Плетение | 1 | 2 | 3 | Практическая работа, беседа |
6 | Кемеровская роспись | 2 | 2 | 4 | Тест |
7 | Красавица-матрешка | 1 | 2 | 3 | Творческая работа |
8 | Кузнечное дело | 2 | 1 | 3 | Беседа |
9 | Игрушечные промыслы | 1 | 2 | 3 | Творческая работа |
10 | Валяние | 2 | 3 | 5 | Практическая работа, беседа |
11 | Выставка творческих работ | - | 1 | 2 | Выставка |
12 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Игра |
Итого часов: | 16 | 20 | 36 |
1.3. Планируемые результаты обучения.
Образовательные (предметные) результаты:
К концу обучения учащиеся знают:
- несколько видов народных промыслов Кемеровской области,
- некоторые факты из истории Кемеровской области;
- некоторые особенности народных промыслов Кемеровской области;
- материалы(бумага, шерсть, природный материал), используемые в традиционных ремеслах;
- простейшие способы декорирования предметов, форм.
К концу обучения учащиеся умеют:
- различать виды народных промыслов Кемеровской области;
- работать с различными материалами и техниками, инструментами (бумага, шерсть, природный материал);
- самостоятельно или с помощью педагога (родителя) оформить современный предмет, форму.
Воспитательные (личностные)
К концу обучения учащиеся знают:
- элементарные способы выполнения творческих работ;
- первоначальные занимательные факты о малой Родине;
- о возможности как самостоятельной, так и коллективной творческой деятельности.
К концу обучения учащиеся умеют:
- практически применять элементарные способы выполнения творческих работ;
- рассказать о занимательных фактах малой Родине;
- выполнить как самостоятельно, так и коллективно творческое задание.
Развивающие (метапредметные):
К концу обучения учащиеся знают:
- содержание динамических пауз;
- простейшие композиционные правила творческих работ;
- творческая деятельность - способ самовыражения.
К концу обучения учащиеся умеют:
- выполнить аккуратно творческое задание;
- выполнить плоскостную композицию;
- организовать свою творческую деятельность.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
Годовой календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
(Приложение №1)
2.2. Условия реализации программы.
Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития обучающихся. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
2.3. Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- опрос;
- просмотр выполненных работ;
- наблюдение;
- фото-отчёт.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставка детского творчества.
2.4. Оценочные материалы.
Портфолио детских достижений.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очные.
Методы обучения: словесный, наглядно-практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Форма организации учебного занятия: учебное занятие (комбинированное), беседы, практические занятия, мастер-класс.
Педагогические технологии: технология творческих мастерских, здоровьесберегающие технологии, технология традиционного обучения.
Структура учебного занятия
№ | Содержание деятельности | Формы организации |
1 | Организационный этап. | Дети готовят принадлежности для занятия, повторяются основные правила техники безопасности. |
2 | Основной этап. Объяснение нового материала. | Постановка целей и задач занятия, требования к работе. Демонстрация наглядных пособий. |
3 | Самостоятельная работа. | Закрепление знаний, практических умений и навыков, получаемых при объяснении педагога. Фронтальная и индивидуальная работа. |
4 | Физминутка | Активное изменение деятельности, с целью ослабить наступающее утомление, с последующим переключением на продолжение занятия. |
5 | Закрепление пройденного материала | Отгадывание загадок по теме. |
6 | Итоговый этап. | Организация выставки. Создание фото-отчёта. Коллективное обсуждение. Анализ работ детей. |
2.6 Приложение 1
Календарный учебный график
Группа 1
№ п\п | Месяц | Дата | Время | Тема занятия | Кол. час. | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Опрос | ||
2 | Путешествие по народным промыслам. Виртуальная экскурсия. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
3 | Народный узор в украшении предметов ремесленников Кемеровской области. | 1 | Беседа, | Уч. каб. | Творческая работа | |||
4 | Значение народной символики. Природа – главный мастер. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
5 | октябрь | Знакомство с формой и цветом. Передача цвета, формы в узорах. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | ||
6 | Украшение плоскостных бумажных форм. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
7 | Орнамент. Ритм. Симметрия. Шорские орнаменты. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
8 | Знакомство с принципами построения узора: на полосе и геометрических фигурах. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
9 | Построение элементарного узора на прямоугольнике. | 1 | Практ. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
10 | ноябрь | Построение элементарного узора на круге. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | ||
11 | Резьба по дереву. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
12 | Наличник - украшение деревянного дома. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
13 | Украшение наличника по эскизу. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
14 | декабрь | Плетение. Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | ||
15 | Прямое плетение из полосок бумаги. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
16 | Косое плетение из полосок бумаги. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Опрос, выставка | |||
17 | Кемеровская роспись. Н.А.Спекторова История возникновения кемеровской росписи. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
18 | январь | Основные элементы кемеровской росписи. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | ||
19 | «Собери цветок». Тест. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
20 | Составление узора из элементов кемеровской росписи. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
21 | февраль | Кузнецкая матрёшка. Почему матрёшка грустная? | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | ||
22 | Весёлые матрёшки. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
23 | Украшение сарафана матрёшки. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
24 | Кузнечное дело – древнее мастерство шорцев. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
25 | Кузнецкий Край. Виртуальная экскурсия. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
26 | март | Проволочный узор. Повтори за мастером. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | ||
27 | Беседа «Потешный промысел». | 1 | Беседа | Уч. каб. | Опрос | |||
28 | Знакомство с куклами коренных народов Кемеровской области (шорцев, телеутов). | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
29 | Веточка-куколка. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
30 | апрель | Валяние – история возникновения. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | ||
31 | Приемы работы с шерстью. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
32 | Аппликация "Гусеница" с шерстяными элементами, изготовление основы. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
33 | Аппликация "Гусеница" с шерстяными элементами, изготовление деталей. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
34 | май | Сборка гусеницы. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Опрос, выставка | ||
35 | Выставка творческих работ учащихся. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
36 | Игровая программа «Праздник народных ремесел». | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Игра |
Группа 2
№ п\п | Месяц | Дата | Время | Тема занятия | Кол. час. | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Опрос | ||
2 | Путешествие по народным промыслам. Виртуальная экскурсия. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
3 | Народный узор в украшении предметов ремесленников Кемеровской области. | 1 | Беседа, | Уч. каб. | Творческая работа | |||
4 | Значение народной символики. Природа – главный мастер. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
5 | октябрь | Знакомство с формой и цветом. Передача цвета, формы в узорах. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | ||
6 | Украшение плоскостных бумажных форм. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
7 | Орнамент. Ритм. Симметрия. Шорские орнаменты. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
8 | Знакомство с принципами построения узора: на полосе и геометрических фигурах. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
9 | Построение элементарного узора на прямоугольнике. | 1 | Практ. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
10 | ноябрь | Построение элементарного узора на круге. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | ||
11 | Резьба по дереву. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
12 | Наличник - украшение деревянного дома. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
13 | Украшение наличника по эскизу. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
14 | декабрь | Плетение. Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | ||
15 | Прямое плетение из полосок бумаги. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
16 | Косое плетение из полосок бумаги. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Опрос, выставка | |||
17 | Кемеровская роспись. Н.А.Спекторова История возникновения кемеровской росписи. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
18 | январь | Основные элементы кемеровской росписи. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | ||
19 | «Собери цветок». Тест. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
20 | Составление узора из элементов кемеровской росписи. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
21 | февраль | Кузнецкая матрёшка. Почему матрёшка грустная? | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | ||
22 | Украшение сарафана матрёшки. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
23 | Весёлые матрёшки. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
24 | Кузнечное дело – древнее мастерство шорцев. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
25 | Кузнецкий Край. Виртуальная экскурсия. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
26 | март | Проволочный узор. Повтори за мастером. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | ||
27 | Беседа «Потешный промысел». | 1 | Беседа | Уч. каб. | Опрос | |||
28 | Знакомство с куклами коренных народов Кемеровской области (шорцев, телеутов). | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
29 | Веточка-куколка. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
30 | апрель | Валяние – история возникновения. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | ||
31 | Приемы работы с шерстью. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
32 | Аппликация "Гусеница" с шерстяными элементами, изготовление основы. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
33 | Аппликация "Гусеница" с шерстяными элементами, изготовление деталей. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
34 | май | Сборка гусеницы. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Опрос, выставка | ||
35 | Выставка творческих работ учащихся. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
36 | Игровая программа «Праздник народных ремесел». | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Игра |
Группа 3
№ п\п | Месяц | Дата | Время | Тема занятия | Кол. час. | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Опрос | ||
2 | Путешествие по народным промыслам. Виртуальная экскурсия. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
3 | Народный узор в украшении предметов ремесленников Кемеровской области. | 1 | Беседа, | Уч. каб. | Творческая работа | |||
4 | Значение народной символики. Природа – главный мастер. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
5 | октябрь | Знакомство с формой и цветом. Передача цвета, формы в узорах. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | ||
6 | Украшение плоскостных бумажных форм. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
7 | Орнамент. Ритм. Симметрия. Шорские орнаменты. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
8 | Знакомство с принципами построения узора: на полосе и геометрических фигурах. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
9 | Построение элементарного узора на прямоугольнике. | 1 | Практ. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
10 | ноябрь | Построение элементарного узора на круге. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | ||
11 | Резьба по дереву. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
12 | Наличник - украшение деревянного дома. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
13 | Украшение наличника по эскизу. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
14 | декабрь | Плетение. Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | ||
15 | Прямое плетение из полосок бумаги. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
16 | Косое плетение из полосок бумаги. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Опрос, выставка | |||
17 | Кемеровская роспись. Н.А.Спекторова История возникновения кемеровской росписи. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
18 | январь | Основные элементы кемеровской росписи. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | ||
19 | «Собери цветок». Тест. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
20 | Составление узора из элементов кемеровской росписи. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
21 | февраль | Кузнецкая матрёшка. Почему матрёшка грустная? | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | ||
22 | Украшение сарафана матрёшки. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
23 | Весёлые матрёшки. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
24 | Кузнечное дело – древнее мастерство шорцев. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
25 | Кузнецкий Край. Виртуальная экскурсия. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
26 | март | Проволочный узор. Повтори за мастером. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | ||
27 | Беседа «Потешный промысел». | 1 | Беседа | Уч. каб. | Опрос | |||
28 | Знакомство с куклами коренных народов Кемеровской области (шорцев, телеутов). | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | |||
29 | Веточка-куколка. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
30 | апрель | Валяние – история возникновения. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Анализ действий | ||
31 | Приемы работы с шерстью. | 1 | Беседа | Уч. каб. | Творческая работа | |||
32 | Аппликация "Гусеница" с шерстяными элементами, изготовление основы. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Анализ действий | |||
33 | Аппликация "Гусеница" с шерстяными элементами, изготовление деталей. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
34 | май | Сборка гусеницы. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Опрос, выставка | ||
35 | Выставка творческих работ учащихся. | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Творческая работа | |||
36 | Игровая программа «Праздник народных ремесел». | 1 | Прак. раб. | Уч. каб. | Игра |
2.7. Список литературы
Литература для педагога
- Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений/ А.П. Аверьянова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Вершинина, Н.А., Солдатова, Э.М. Диагностика особенностей восприятия детьми 6-7 лет произведений декоративно-прикладного искусства [Текст]: методические материалы // Экология образования: Актуальные проблемы: Сб. науч. ст./ Под ред. А.В.Пяткова. - Архангельск: ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2001.
- Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа [Текст]: методические материалы/ Н.В.Ермолаева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей и педагогов/ Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие) [Текст]: учебно-методическое пособие/ И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.
- Лыкова, И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности [Текст]: методические материалы/ И.А.Лыкова. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.
- Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования [Текст] / С.В. Погодина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Литература для родителей
- Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы [Текст]/ Светлана Лаврова.- М.: Белый город, 2016.
- Клиентов,А. Е. Народные промыслы [Текст]/ А.Е.Клиентов. — М.: Белый город, 2016.
- Шалаева Г.П.Учимся рисовать [Текст] / Г. Шалаева. — Москва: АСТ: СЛОВО, 2015.
Литература для учащихся
- Калишева, Г.П. Легенды горы Зелёной [Текст]/ Г.П.Калишева. – Кемерово: Издательство «Скиф», 2004.
- Народные промыслы России. Матрёшка [Текст]: книжка-раскраска. - Москва: Аделаида, 2015.
- Приключения Даши и Маши в Стране мастеров [Текст]: дидактическое пособие. – Киселёвск, 2018.
- Даша и Маша в волшебном саду [Текст]: дидактическое пособие. – Киселёвск, 2018.
- Даша и Маша в Городе игрушек [Текст]: дидактическое пособие. – Киселёвск, 2018.
- Даша и Маша в поисках платья для принцессы [Текст]: дидактическое пособие. – Киселёвск, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль» скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализац...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ: ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ И КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ».
Возраст учащихся: 15 – 16 летСрок реализации программы: 1 год.Направленность: естественнонаучная...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...