Как организовать онлайн-занятие?
консультация
Советы педагога-психолога, кандидата психологических наук Долиновой М. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_organizovat_on_layn-zanyatie.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать онлайн-занятие?
Советы педагога-психолога,
кандидата психологических наук Долиновой М. В.
Российские вузы и школы переходят на дистанционные формы образования и коммуникации. Многие педагоги в первый раз в жизни проводят онлайн-занятия. Это плюс для развития собственных навыков и образовательной среды в России в целом. Минус - в необходимости решить целый перечень технических проблем: камера, звук, методика, управление вниманием ребят. Сложно не испортить себе нервы в этот момент, а педагогам надо себя ценить и беречь.
Структурируем дистанционную форму работы следующим образом:
- организация рабочего места
- внешний вид
- методика
- управление своим состоянием и вниманием учеников
- технические детали
- как этому научиться
1. Организация рабочего места
1.1. Белый фон
Истина такова, что ученики не должны тратить время и драгоценную концентрацию на разглядывание фона, на котором мы появляемся у них на мониторах или на экранах смартфонов. В домашних условиях лучшим фоном, на котором будет выступать педагог, является белая стена без каких-либо деталей. Светлая, но не белая стена — тоже неплохо, но несколько хуже, так как даёт цветной отблеск на лицо и за счёт этого придаёт человеку слегка болезненный вид. Тёмный или чёрный фон — тоже отличное решение. Получается очень выразительная и стильная «картинка».
Другой удачный фон — книжный шкаф. Учтите, что в этом случае первые 40 минут дети будут изучать содержание шкафа, а не информацию, которую вы им преподносите. У школьного учителя такого ресурса нет. Не самый удачный фон — это ваш потолок. Когда рабочий стол стоит у стены, а вы сидите за ним — вы будете выступать на фоне своей люстры, которая будет конкурировать за внимание с вами.
1.2.Подсветка
Кроме «задника», на фоне которого вы выступаете, очень важен свет. Позаботьтесь о том, чтобы верхний свет был ярким. При возможности замените лампы в потолочных светильниках на более яркие, тёплого дневного света. Будьте внимательны: верхнего света будет недостаточно 100%. Без дополнительной подсветки ваше лицо будет очень тёмным. А чем темнее оно будет, тем меньше внимания аудитории вы сможете удержать. Лицо в кадре надо ярко осветить, и это довольно просто сделать с помощью двух ламп.
1.3. Питьевая вода
Непривычный формат работы — это дополнительный стресс. От него нередко пересыхает горло. Позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами стояла чашка с чаем или водой. Учтите, что ученики (и не только) увидят дно вашей чашки крупным планом, так что проверьте на надписи и чистоту.
1.4. Расположение камеры
Если вы ведёте трансляцию со смартфона, закрепите его на штативе. Если с ноутбука — то угол наклона крышки (на ней закреплена камера) сильно влияет на пропорции вашего лица в кадре. Найдите оптимальный угол наклона, при котором ваше лицо вам будет нравиться.
1.5. Удобные стул или кресло
Критерии идеального сидячего места: у него есть хорошая опора для спины, желательны подлокотники, спинка не выше вашей головы (иначе над головой будет отвлекающий «нимб» из спинки кресла), не скрипит, достаточно мягкое. В идеале, кресла вообще не должно быть видно в кадре, то есть это вариант с низкими подлокотниками и низкой, не слишком широкой спинкой.
1.6. Звукоизоляция
Она должна быть. Если её нет — это действительно плохо.
Предупредите всех домашних, что вы работаете и вам нужна полная тишина, иначе …
1.7. Покой
И еще раз про домашних. Ваш семья должна понимать, что вы на работе, и не отвлекать вас. Если в семье есть дети, кто-то должен во время трансляции присматривать за ними. То же касается и животных.
2. Внешний вид
2.1. Одежда и жесты
Во время очных занятий мы используем много приёмов для удержания и переключения внимания. При живом общении нам доступны расположение и перемещение в пространстве, язык тела, позы и жесты для управления вниманием, контакт глаз с конкретными людьми в аудитории. Всё это прекрасно работает «вживую», но мы чувствуем себя не очень уверенно, когда лишаемся этого, переходя в онлайн-формат.
Чем это всё можно заменить? Ведите трансляции в выразительной одежде. Лучше, если она будет однотонной, чёткого силуэта, с яркими деталями. Это очень помогает удерживать внимание. Камера безжалостна к деталям.
Коллеги-женщины: даже если вы не используете косметику в обычной жизни, тональный крем, пудра и помада могут помочь чувствовать себя увереннее в кадре. Более яркое лицо удерживает внимание лучше (в сети есть много роликов о гриме, макияже для фото- и видеосъёмки). Садитесь перед камерой так, чтобы были видны жестикулирующие руки. Немного усильте эмоциональную экспрессию и мимику лица. И расправьте плечи! Сейчас вашему лицу, шее и плечам придётся невербально выражать те нюансы, которые в аудитории мы выражали всем телом.
2.2. Прическа
Лёгкая небрежность в причёске выглядит в обычной жизни очень мило. В кадре это выглядит совсем иначе. Уложите прическу аккуратно. Коллеги-мужчины: ваше все — чистая голова без «вихров».
2.3. Как я выгляжу?
Чтобы понять, как вы будете выглядеть в кадре, включите лампы подсветки, сядьте за рабочий стол и включите встроенную фотокамеру. Это та же самая камера, которая будет вести трансляцию. Сделайте несколько фотографий и внимательно их рассмотрите: в порядке ли одежда, не попадают ли в кадр ненужные предметы и т. п. Выберите подходящий ракурс.
3. Методика
Ученики будут более внимательны, если Вы создадите «эффект присутствия». Вот простые способы, как этого достичь:
3.1. Приветствие
Здоровайтесь более акцентированно, чем в аудитории. Обычного «здравствуйте, давайте начнём работать» может не хватить. Скажите, что вы рады видеть ребят. Посмотрите на состав класса и отметьте, сколько собралось учеников: «О, нас уже шестнадцать человек, можем начинать!».
3.2. Все присутствуют?
«Отмечайте посещение», даже если посещаемость не входит в вашу формулу итоговой оценки. Например: «Давайте начнём, прошу всех, кто пришёл вовремя и не опоздал, поставить плюс в чате». По мере появления этих «плюсов» можно их комментировать, например, так: «Ага, вижу: здесь Иван, Елена, Игорь, Даша... отлично. Всё, остальные будут считаться опоздавшими. Лучше начинать вовремя». Это делается для того, чтобы ребята почувствовали себя частью учебной группы, а не просто зрителем перед экраном.
В середине занятия лучше сделать такую перекличку ещё раз, задав вопрос и попросив коротко ответить. Например: «Кто согласен с этим — напишите в чате «Да», а кто не согласен — напишите «Нет», кто не уверен — напишите «Нет ответа». По мере появления в чате ответов считайте их (если группа маленькая), и если кто-то не отвечает, спросите: «Вижу мало ответов. Остальные присутствуют на занятии или уже отправились по своим делам»? Это даст ребятам сигнал, что от занятия не надо отвлекаться.
3.3. Комментируйте свои действия
Например, иногда вам нужно переключить слайд, чтобы показать его на мониторе. Или включить кому-то из участников звук, чтобы спросить о чём-то. Если делать это молча, то возникает неловкость и эффект большой дистанции. А нам, наоборот, нужен эффект присутствия.
Можно комментировать свои технические действия. Например, так: «Секунду, я посчитаю, сколько ответили „Да“, а сколько ответило „Нет“».
4. Управление своим состоянием
Будьте готовы к тому, что первое время новый формат работы может показаться утомительным. При возможности не ставьте уроки без перерыва друг за другом. Если же они идут «сплошь», обязательно немного отдохните во время короткого перерыва, даже если это всего 10 минут. Вы ведь в школе отдыхаете на перемене? То, что вы работаете дистанционно, не означает, что перемена вам не нужна.
Быстро отдохнуть помогают упражнения аутотренинга, они легко ищутся через поисковик и их просто освоить. За неделю освойте базовые упражнения, это уже будет очень хорошее подспорье. Совсем без такого отдыха между занятиями работать в первое время будет сложновато.
Полезно ставить рядом с монитором что-то красивое и приятное глазу: цветы, фотографию близкого человека. При взгляде на эти предметы мы улыбаемся — и это ОЧЕНЬ важно при работе онлайн.
Специфика дистанционного формата такова, что люди зачастую кажутся чуть более суровыми, суетливыми, неприветливыми или напряжёнными, когда их снимает камера.
Так что на поддержание комфортной обстановки на занятии стоит обращать особое внимание. Полезно в первое время ставить рядом с монитором зеркало — глядя на себя, вы сможете заметить, что нахмурились. В отличие от очной встречи, у учеников мало возможностей правильно распознать ваши невербальные сигналы. Вы можете хмуриться из-за технических сложностей, а ребята могут принять это на свой счёт, напрячься — и это сразу же снизит эффективность работы.
5. Технические детали
Если у вас есть ноутбук, то в первое время не понадобится ни веб-камера, ни микрофон-петличка, ни наушники. Может понадобиться подсветка. Что точно важно: нужно очень надёжное и быстрое интернет-соединение.
Skype годится для индивидуальной работы, для групповых онлайн-занятий гораздо удобнее Zoom.
Тогда вы будете видеть лица и оценивать реакцию на свои слова. Когда нужно будет кому-то предоставить слово, вы сможете включить этому человеку микрофон на время его реплики.
6. Как этому всему научиться?
Онлайн-преподавание и онлайн-консультирование — это новые профессиональные области. Тут пока нет единых стандартов профессионализма, они формируются прямо у нас на глазах.
Так как программ подготовки к онлайн-преподаванию и онлайн-консультированию мало, мы учимся на практике.
7. Как ускорить такое обучение?
Обсуждайте с коллегами методическую и техническую сторону работы в онлайн-формате. Соберите свою мастер-группу, где это обсуждают.
Ищите методические советы и материалы в сети. Делитесь ими с коллегами. Чем мы можем помочь друг другу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как организовать работу в группах
Памятка для учителя...
Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих дел в классных сообществах. В рекомендациях ...
как организовать и провести урок-исследование
данный материал содержит подробную информацию о том, как организовать и провести урок-исследование...
«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализаци...
Как правильно организовать работу над домашним заданием? ( Советы психологов и педагогов для родителей).
Часто родители ругают своих детей за то, что они приносят домой плохие отметки, за то что ребенок долго выполняет домашнее задание, за то что не может быстро запомнить стихотворение или правило. Може...
"Организующая роль повторения"
доклад на тему "Организующая роль повторения"...
"Организующая роль повторения"
доклад на тему "Организующая роль повторения"...