Дистанционный урок для 9 класса 29 апреля
план-конспект урока (9 класс)

Урок русского языка в 9 классе «Грамматическая основа предложения»

Ход урока:

1. Повторение темы «Грамматическая основа предложения» (см. приложение 1, 2. Таблицы.)

Дополнительно → пройти урок https://resh.edu.ru/subject/lesson/3084/train/#198412

2. Тренировочное упражнение  (на оценку!  Прислать до 20.00.  29 апреля!)

Списать и подчеркнуть грамматическую основу предложений.

1.Успев отведать еще теплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке. 2. И Сергей, не без робости взглянув на нее, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от ее слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки. 3. Еще отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу. 4. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. 5. Мимо меня прошел один из моих друзей. 6. Мы по очереди помогали ему идти. 7. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем. 8. В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме. 9. Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов. 10. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! 1 1.Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим. 12. Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных. 13. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.1 4. Сад залило неспокойной водой. 15.И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.1 6. Я стал много и увлеченно читать.

 

3. Теория

 Тире между подлежащим и сказуемым

 

                                            ТИРЕ СТАВИТСЯ:

1. Если подлежащее и сказуемое выражено одной и той же частью речи:

Сущ.  –  сущ.                                                                     Чебоксарыстолица

 

 
 image

 

Числ.  –  числ.                                                                   Дважды двачетыре.

 

НФГ  –  НФГ                                                                     Курить – здоровью вредить.

 

2. Один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – НФГ; один – именем числ.,  а  другой существительным в именительном падеже.

 

Сущ. – НФГ                                                        Наша задача – хорошо учиться.

imageНФГ. – сущ.                                                        Грустить о прошлом – грустная работа.                                                                                                               

Сущ. – числ.                                                        Это созвездиесемь ярких звезд.

Числ. – сущ.                                                         Две тысячи пятыйгод парков и садов.

 

3. Перед словами это, вот, значит, это значит.

Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни

 

                                                             ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ:

 

1. Если сказуемое присоединяется союзом.

 

как                                                                                       Наш двор как сад.

словно

будто

точно

вроде как и др.

 

 

2. Если перед сказуемым стоит отрицательная частица не

Бедность не порок.

 

3. Если между подлежащим и сказуемым стоит

вводное слово                                                                Его отец, кажется, врач.

наречие                                                                            Кино по-прежнему самый массовый вид искусства.

союз                                                                                  Ртуть тоже металл.

Частица                                                                           Март только начало весны

                                                                                         

4. Во фразеологических оборотах.                            Дело дрянь 

                                                                                                    

*  Если подлежащее выражено личным               Он чудак

местоимением.   

 

   Если логическое ударение падает на   

подлежащее, то тире ставится.                                Я исследователь.

 

Дополнительно можете пройти урок  > https://resh.edu.ru/subject/lesson/2253/start/

 

4. Тренировочные упражнения

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/prostoe-predlozhenie-10911/grammaticheskii-sostav-predlozheniia-11187/re-1c0272e4-fc6b-4703-b92e-e9f8fc9ecce5/pe?resultId=2932897560

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе «Грамматическая основа предложения»

Ход урока:

1. Повторение темы «Грамматическая основа предложения» (см. приложение 1, 2. Таблицы.)

Дополнительно → пройти урок https://resh.edu.ru/subject/lesson/3084/train/#198412

2. Тренировочное упражнение  (на оценку!  Прислать до 20.00.  29 апреля!)

Списать и подчеркнуть грамматическую основу предложений.

1.Успев отведать еще теплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке. 2. И Сергей, не без робости взглянув на нее, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от ее слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки. 3. Еще отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу. 4. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. 5. Мимо меня прошел один из моих друзей. 6. Мы по очереди помогали ему идти. 7. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем. 8. В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме. 9. Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов. 10. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! 1 1.Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим. 12. Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных. 13. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.1 4. Сад залило неспокойной водой. 15.И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.1 6. Я стал много и увлеченно читать.

3. Теория

 Тире между подлежащим и сказуемым

                                            ТИРЕ СТАВИТСЯ:

1. Если подлежащее и сказуемое выражено одной и той же частью речи:

Сущ.  –  сущ.        Чебоксары – столица

Числ.  –  числ.        Дважды два – четыре.

НФГ  –  НФГ        Курить – здоровью вредить.

2. Один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – НФГ; один – именем числ.,  а  другой существительным в именительном падеже.

Сущ. – НФГ                                                        Наша задача – хорошо учиться.

НФГ. – сущ.                                                        Грустить о прошлом – грустная работа.                                                                                                                

Сущ. – числ.                                                        Это созвездие – семь ярких звезд.

Числ. – сущ.                                                         Две тысячи пятый – год парков и садов.

3. Перед словами это, вот, значит, это значит.

Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни

                                                             ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ:

1. Если сказуемое присоединяется союзом.

как                                                                       Наш двор как сад.

словно

будто

точно

вроде как и др.

2. Если перед сказуемым стоит отрицательная частица не

Бедность не порок.

3. Если между подлежащим и сказуемым стоит

вводное слово        Его отец, кажется, врач.

наречие        Кино по-прежнему самый массовый вид искусства.

союз                                                                                  Ртуть тоже металл.

Частица                                                                           Март только начало весны 

        

4. Во фразеологических оборотах.                            Дело дрянь 

                                                                                                     

*  Если подлежащее выражено личным               Он чудак

местоимением.    

   Если логическое ударение падает на    

подлежащее, то тире ставится.                                Я исследователь.

Дополнительно можете пройти урок  > https://resh.edu.ru/subject/lesson/2253/start/

4. Тренировочные упражнения

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/prostoe-predlozhenie-10911/grammaticheskii-sostav-predlozheniia-11187/re-1c0272e4-fc6b-4703-b92e-e9f8fc9ecce5/pe?resultId=2932897560



Предварительный просмотр:

Главные члены предложения

подлежащее                                                                                 сказуемое

обозначает предмет, о котором говорится в предложении;                           обозначает действие, состояние предмета, его признак;

отвечает на вопросы кто? что?                                                                            отвечает на вопросы что делать? что сделать? какой? каков? чей?

                                                                                                                                    что такое? кто такой?

                           Может быть выражено                                                                                                         виды   сказуемых

                               

    одним словом                                   словосочетанием                                              простое                                                составное              

(существительным, местоимением,                                                                           глагольное

Неопределенной формой глагола,                                                                                                             глагольное                                         именное        

др. частями речи в значении                                                                            (выражается               (вспомогательный глагол+      (глагол-связка+

существительного )                                                                                              одной глагольной      инфинитив)                                именная часть:

                                                                                                                                  формой)                                                                            имя сущ-е,прил.,

                                                                                                                                                                                                                              числ., мест.,

                                                                                                                                                                                                                              крат. прич.

                                                                                                                                                                    мочь                                  быть

                                                                                                                                                                    желать                              стать

                                                                                                                                                                    хотеть           + инфи-      делаться      + именная

                                                                                                                                                                    начать           нитив         являться        часть

                                                                                                                                                                    продолжить                      казаться

Ася задумалась на мгновенье.(Т.)  Три девицы под окном                       По улице идет        Я начал работать               Ветер казался теплым.

Курить – здоровью вредить             пряли поздно вечерком.                   троллейбус.               Я буду рад вас видеть.       Все стало белым.

                                                        Анютины глазки росли в саду                                                     Он долго не мог уснуть     Сыр сделался ломким.

Провожающие вышли их вагона. Дом отдыха стоял на бугре.                                                 Он мастер корзины плести.      Я был прав.



Предварительный просмотр:

Типы предложений по наличию и характеру главных членов.

Двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое)

Односоставные (есть только или подлежащее, или сказуемое)

Люблю отчизну я, но странною любовью. (М.Лермонтов)

Люблю грозу в начале мая. (Ф.Тютчев)

Виды односоставных предложений

Назывные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Главный член – подлежащее, выраженное сущ-ным в имен. падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать  указательные частицы вон, вот

Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч.  изъявительного и повелительного наклонений.  Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы

Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени;    прошед вр. мн.ч

Сказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словами нет, не было (не оказалось. Не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него

Великолепная погода! Вот и река. !!! Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то одни учёные считают такие предложения двусоставными  неполными (с опущенным вспомогательным глаголом), а другие – односоставными назывными

Сегодня жаркий день. У брата экзамен

Спешу домой 

(1-е л., изъявит. накл.)

Спешим в школу 

(1-е л. изъявит. накл.)

Спешите в школу!

(2-е л. повелит. накл.)

По радио объявляют посадку. (3-е л. мн.ч.)

По радио уже объявили посадку(мн.ч., прош. вр.)

Мне нездоровится (безличный глагол). Светает. (безличный глагол).Веет ветерком. (безличная форма личного глагола). Понаехало гостей.  (безличная форма личного глагола ср. род., прош. вр.). Друзей нет.  Эту дверь не открыть. Быть бычку на верёвочке. На озеро Ивану так и не пришлось съездить. Было жарко. Об экзаменах уже сообщено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматическое время the Present Perfect tense. Дистанционный урок. 7 класс

Дистанционный урок. 7 класс. УМК Кауфман К. И "Happy English .ru" Представленная разработка получила 1 место на III Региональном фестивале "Дистанционный урок 2012"...

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....

Дистанционный урок 5 класс. Викторина по басням Крылова.

Дистанционный урок 5 класс. Викторина по басням Крылова....

Дистанционный урок 8 класс биология 08.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 8 класса по теме : "Строение и функции кожи". 08.04.2020...

Дистанционный урок 10 класс биология 08.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Генетические задачи. Повторение"....

Дистанционный урок 10 класс биология 09.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Решение генетических задач" 09.04.2020...

Дистанционный урок 11 класс по теме"неметаллы" 10.04.2020

Дистанционный урок для 11 класса по теме "Неметаллы"  10.04.2020...