Дистанционный урок 10 класс биология 08.04.2020
презентация к уроку по биологии (10 класс)
Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Генетические задачи. Повторение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_genetika.pptx | 96.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм решения генетических задач Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В ( в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования ( доминантность , рецессивность), если это не указано. Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности). Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами. Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов. Краткая запись ответа.
Правила при решении генетических задач. Правило первое . Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны . Правило второе . Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна , а другая – гомозиготна по рецессивному признаку. Правило третье. Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны . Правило четвертое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны . Правило пятое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3 и 15:1 – об эпистатическом взаимодействии генов.
Оформление задач по генетике. При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в генетике, и приведенными ниже: ♀ - женский организм ♂ - мужской организм Х – знак скрещивания Р – родительские формы G- гаметы ( A, a, B, b ) F1, 2 –дочерние организмы первого и второго поколений А, В – гены, кодирующие доминантные признаки а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки АА, ВВ – генотипы особей,гомозиготных по доминантному признаку аa , bb – генотипы особей, гомозиготных по рецессивному признаку Aa , Bb – генотипы гетерозиготных особей AaBb – генотипы дигетерозигот
Запись условия и решения задач Дано: А – ген кареглазости а- ген голубоглазости ♀ - Аа ♂- аа _____________________ Решение: Р: ♀ Аа Х ♂ аа карий голубой G : А, а а , а F1: Аа (карий) аа (голубой) Аа (карий) аа ( голубой ) Расщепление в соотношении 1:1; Ответ: 50% - глаза голубые ; 50% - глаза карие.
Примеры решения задач: 1. Моногибридное скрещивание Родительские особи различаются по одному признаку . Задача. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Дано: Решение: пол пол а – гладкая окраска Р: ♀ Аа х ♂ Аа А – полосатая окраска G : А , а А , а Р: ♀ Аа х ♂ Аа F 1 : АА: Аа : Аа : аа Найти: F 1 -? п ол пол пол глад Ответ: 75% - с полосатой окраской; 25% - с гладкой окраской.
2. Анализирующее скрещивание Суть анализирующего скрещивания заключается в том, что проводят скрещивание особи, генотип которой следует определить, с особями, гомозиготными по рецессивному гену ( аа ). Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен, - гомозигота , если произойдет расщепление, то она гетерозигота . Задача . У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм. Дано: Решение : если дрозофила имеет черную окраску тела, то её А – серый цвет генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска будет серой). а – черный цвет Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым м цветом тела, проведем анализирующее скрещивание: F 1 – сер х чер . 50% сер.: 50% чер . Р: ♀А? (сер) х ♂ аа ( чер ) Найти: генотипы Р - ? G А ? а F 1 : Аа : аа сер. ч ер . Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1, следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа . Ответ: генотипы родителей Р – Аа , аа .
3. Промежуточное наследование В природе часто встречается явление неполного доминирования или промежуточного наследования, когда фенотип гетерозиготного гибрида отличается от фенотипа обеих родительских гомозиготных форм. Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака. Задача. Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки. Дано: Решение: Р 1 : ♀АА(нор) х ♂ аа (лист) А – нормальная форма G А а а - листовидная F 1 : Аа – промежуточная форма чашечки. Аа – промежуточная форма Р 1 : ♀ Аа х ♂ А а Р: ♀ Аа х ♂ Аа G А а А а Найти: генотипы F 2 : АА : Аа : Аа : аа и фенотипы F 2 - ? нор. п ром . п ром . лист. по фенотипу: 1 : 2 1; по генотипу: 1АА :2Аа : 1аа Ответ: 1 АА : 2 Аа : 1 аа; 25% имеют нормальную чашечку, 50% - промежуточную и 25% - листовидную.
4. Кодоминирование Кодоминирование – совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме. Типичным примером кодоминирования служит формирование IV группы крови у человека, или АВ-группы , гетерозиготной по аллелям I A и I B , которые по отдельности определяют образование II группы крови ( I A I A или I A I O ) и III группы крови ( I B I B или I B I O ) Задача. У матери I группа крови, у отца IV . Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей? Дано: - I группа I O I O Решение: Р : I O I O I A I B - IV группа I A I B G : I O I A I B I A I O I B I O F 1 с группой крови одного из родителей - ? II группа III группа Ответ: нет, в данном случае дети не могут унаследовать группы крови родителей.
5. Дигибридное скрещивание Дигибридным называют скрещивание в котором участвуют особи, отличающиеся по двум парам аллелей. Задача. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам? Дано: А – полидактилия Решение: Р: АаВв АаВв а - здоровые G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав В – близорукость F1 АВ Ав аВ ав в - здоровые АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв Р : АаВв Ав ААВв Аавв АаВВ Аавв АаВв аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв Найти : F 1 без аномалий - ? ав АаВв Аавв ааВв аавв Ответ: вероятность рождения детей без аномалий ( аавв ) составляет 1/16.
Ответ При записи ответа задачи учитывать следующие моменты: Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах. Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.
Решите следующие задачи: 1. У крупного рогатого скота ген комолости ( безрогости ) (А) доминирует над геном рогатости (а). Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами ? (задача на полное доминирование) 2. У кур чёрная окраска оперения доминирует над белой. Все гетерозиготы имеют голубую окраску оперения. Какое получится потомство по окраске оперения, если голубых кур скрестить с белыми петухами? А если голубых – с чёрными? Дайте объяснение .(задача на неполное доминирование) 3.Известно . что у кур простой (листовидный) гребень (а) рецессивен по отношению к розовидному (А), а оперённые ноги (В) доминирует над голыми (в). Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперённые ноги. Какая часть потомства унаследует оба признака матери?
Домашнее задание. Решить следующие задачи. У кошек сиамской породы короткая шерсть (А) доминирует над длинной шерстью у персидской кошки (а), а чёрная окраска шерсти (В) персов доминантна по отношению к палевой окраске (в) сиамской породы. Скрестили сиамских кошек с персидскими. После скрещивания полученных гибридов между собой во втором поколении получили 48 котят. У сиамских кошек в роду животные с длинной шерстью не встречались, а у персидских котов в родословной не было палевой окраски 1) Сколько типов гамет у кошек сиамской породы? 2) Сколько разных генотипов во втором поколении? 3) Сколько разных фенотипов во втором поколении? 4) Сколько котят во втором поколении похожи на сиамских кошек? Сколько из них похожи на персидских? 2.У динозавров синяя чешуя (А) доминирует над зелёной (а), а кривые клыки (В) – над прямыми (в). Скрестили гомозиготного синего динозавра с кривыми клыками, гетерозиготного по второму признаку, с зелёным, у которого клыки прямые. сколько разных генотипов в первом поколении? сколько фенотипов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный урок 8 класс биология 08.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 8 класса по теме : "Строение и функции кожи". 08.04.2020...
Дистанционный урок по биологии 5 класс 08.04.2020
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Природные зоны земли". 08.04.2020...
Дистанционный урок по биологии 9 класс 08.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 9 класса по теме "Структура биосферы". 08.04.2020...
Дистанционный урок 10 класс биология 09.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Решение генетических задач" 09.04.2020...
Дистанционный урок по биологии 9 класс 13.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 9 класса по теме "Круговорот веществ в природе". 13.04.2020...
Дистанционный урок по биологии для 10 класса 29.04.2020
Дистанционный урок для 10 класса 29.04.2020...
Дистанционный урок по биологии для 9 класса 28.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 9 класса 29.04.20...