Дистанционный урок для 5 класса по теме "Рассказ"
план-конспект урока (5 класс)

Урок русского родного языка в 5 классе

Дата проведения: 24 апреля

Тема урока: Рассказ ( параграф 108)

1.Словарная работа:

Диалог (от греч. dialogos ‒ разговор, беседа) ‒ форма словесного выражения, основная для разговорного языка: разговор между двумя или несколькими лицами.

Композиция – построение художественного произведения.

Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.

Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.

Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.

Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображенных в произведении.

Развитие действия – этап цепь эпизодов, предшествующих развязке.

Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.

Юмор (анг. humour ‒ нрав, настроение) ‒ изображение героев и явлений жизни в смешном виде.

2.Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знакомы с жанром рассказа. Рассказ – это повествовательное произведение небольшого размера или словесное изложение каких-нибудь событий. Чаще всего в рассказе говорится об одном событии (случае, происшествии) из жизни героя.

В рассказе, как и в любом повествовательном тексте, есть три части: начало события (завязка), развитие события, в котором выделяют точку наивысшего напряжения – кульминацию, после которой наступает развязка, конец события. Рассказ чаще всего строится так, как события следовали друг за другом. Чем интереснее будет происшествие, случай, тем занимательней будет рассказ. Но иногда автор может менять события местами, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать их сюжетом.

Прочитаем небольшой рассказ Виктора Голявкина «Как я всех обмануть хотел».

Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я всё-таки расскажу. Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был ненастоящий. Это я промокашку под щёку подсунул, вот щека и раздулась. И вдобавок гримасу состроил – вот, мол, как зуб у меня болит! И мычу слегка; это я всё нарочно сделал, чтоб урок не спросили. И Анна Петровна поверила мне. И ребята поверили. Все жалели меня, переживали. А я делал вид, что мне очень больно.

Анна Петровна сказала:

– Иди домой. Раз у тебя так зуб болит.

Но мне домой совсем не хотелось. Языком промокашку во рту катаю и думаю: «Здорово обманул я всех!»

Вдруг Танька Ведёркина как заорёт:

– Ой, смотрите, флюс у него на другой стороне!

Какие признаки рассказа мы можем отметить? Прежде всего, трехчастную структуру.

 У рассказа есть начало: «Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я всё-таки расскажу. Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был ненастоящий».

 Далее – развитие события: все жалеют героя, Анна Петровна поверила ему и разрешила пойти домой.

 И завершается история разоблачением главного героя.

ВЫВОД:

Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.

В рассказе выделяются 3 части:

  1. Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;
  2. Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;
  3. Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.

В рассказе могут быть вступление и заключение.
Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.
В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке.

3. Работа по учебнику (упр.618, 619)

А теперь обратимся к рисункам и попробуем по ним написать рассказ. Умение составлять простой план поможет вам лучше справиться с работой.

Познакомьтесь с приблизительной схемой написания рассказа по сюжетным картинкам:

А) придумать заголовок

Б) придумать завязку

В) рассказать, как развивались события

Г) показать, чем закончилась история

Составьте простой план, которым вы будете пользоваться. Простой план — это последовательный перечень основных событий, изображённых на картинках. При составлении рассказа внимательно рассмотрите то, что изображено на рисунках. С чего началась история? Как развивались события? На какой картинке изображён самый напряжённый момент? Чем закончилась история?

Итак, представим, что история, изображённая на рисунках, произошла с вами или с кем-то из ваших знакомых. И вот вы рассказываете, как всё случилось. Чтобы написать интересный рассказ по картинкам, необходимо придумать начало (завязку), затем рассказать о том, что делают герои и в какой последовательности, далее показать, чем закончилась эта история (концовка).

ВАЖНО! 

Составляя рассказ по картинкам, решите, какой тип речи вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение). Это зависит от цели рассказа.

Также нужно выбрать верный стиль речи. Это может быть разговорная речь или язык художественной литературы.

Следите за тем, чтобы история была изложена последовательно, так, как, например, художник показал на картинках.

Соблюдайте структуру текста-рассказа: начало истории, развитие истории и конец истории.

Используйте различные языковые средства выразительности, когда вы не только рассказываете о последовательности событий, но и ярко передаёте эмоции, оцениваете то, что изображено на картинках.

Композиция рассказа

  1. Вступление (экспозиция) – указание места, времени и участников события.
  2. Завязка – момент, с которого начинается событие.
  3. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии событий.
  4. Развязка – заключительный момент действия.
  5. Заключение – итог.

*Слова –подсказки

СЛУЧАЙ

Синонимы

Эпитеты

История

Происшествие

Эпизод

Событие

 

Обыкновенный

Необычный

Смешной

Забавный

Интересный

Волнующий

          

                                 случилось

Однажды                 было

                                 произошло

                                  приключилось

                               рассказать

О случае                поведать

можно                    повествовать

                                живописать

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение – рассказ по картинкам ( упражнение 619). Сдать работы до 8.00. понедельника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_rodnogo_yazyka_v_5_klasse24.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского родного языка в 5 классе

Дата проведения: 24 апреля

Тема урока: Рассказ ( параграф 108)

1.Словарная работа:

Диалог (от греч. dialogos ‒ разговор, беседа) ‒ форма словесного выражения, основная для разговорного языка: разговор между двумя или несколькими лицами.

Композиция – построение художественного произведения.

Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.

Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.

Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.

Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображенных в произведении.

Развитие действия – этап цепь эпизодов, предшествующих развязке.

Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.

Юмор (анг. humour ‒ нрав, настроение) ‒ изображение героев и явлений жизни в смешном виде.

2.Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знакомы с жанром рассказа. Рассказ – это повествовательное произведение небольшого размера или словесное изложение каких-нибудь событий. Чаще всего в рассказе говорится об одном событии (случае, происшествии) из жизни героя.

В рассказе, как и в любом повествовательном тексте, есть три части: начало события (завязка), развитие события, в котором выделяют точку наивысшего напряжения – кульминацию, после которой наступает развязка, конец события. Рассказ чаще всего строится так, как события следовали друг за другом. Чем интереснее будет происшествие, случай, тем занимательней будет рассказ. Но иногда автор может менять события местами, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать их сюжетом.

Прочитаем небольшой рассказ Виктора Голявкина «Как я всех обмануть хотел».

Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я всё-таки расскажу. Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был ненастоящий. Это я промокашку под щёку подсунул, вот щека и раздулась. И вдобавок гримасу состроил – вот, мол, как зуб у меня болит! И мычу слегка; это я всё нарочно сделал, чтоб урок не спросили. И Анна Петровна поверила мне. И ребята поверили. Все жалели меня, переживали. А я делал вид, что мне очень больно.

Анна Петровна сказала:

– Иди домой. Раз у тебя так зуб болит.

Но мне домой совсем не хотелось. Языком промокашку во рту катаю и думаю: «Здорово обманул я всех!»

Вдруг Танька Ведёркина как заорёт:

– Ой, смотрите, флюс у него на другой стороне!

Какие признаки рассказа мы можем отметить? Прежде всего, трехчастную структуру.

 У рассказа есть начало: «Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я всё-таки расскажу. Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был ненастоящий».

 Далее – развитие события: все жалеют героя, Анна Петровна поверила ему и разрешила пойти домой.

 И завершается история разоблачением главного героя.

ВЫВОД:

Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.

В рассказе выделяются 3 части:

  1. Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;
  2. Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;
  3. Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.
  4. В рассказе могут быть вступление и заключение.
    Во 
    вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.
    В 
    заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
    Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке.

3. Работа по учебнику (упр.618, 619)

А теперь обратимся к рисункам и попробуем по ним написать рассказ. Умение составлять простой план поможет вам лучше справиться с работой.

Познакомьтесь с приблизительной схемой написания рассказа по сюжетным картинкам:

А) придумать заголовок

Б) придумать завязку

В) рассказать, как развивались события

Г) показать, чем закончилась история

Составьте простой план, которым вы будете пользоваться. Простой план — это последовательный перечень основных событий, изображённых на картинках. При составлении рассказа внимательно рассмотрите то, что изображено на рисунках. С чего началась история? Как развивались события? На какой картинке изображён самый напряжённый момент? Чем закончилась история?

Итак, представим, что история, изображённая на рисунках, произошла с вами или с кем-то из ваших знакомых. И вот вы рассказываете, как всё случилось. Чтобы написать интересный рассказ по картинкам, необходимо придумать начало (завязку), затем рассказать о том, что делают герои и в какой последовательности, далее показать, чем закончилась эта история (концовка).

ВАЖНО! 

Составляя рассказ по картинкам, решите, какой тип речи вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение). Это зависит от цели рассказа.

Также нужно выбрать верный стиль речи. Это может быть разговорная речь или язык художественной литературы.

Следите за тем, чтобы история была изложена последовательно, так, как, например, художник показал на картинках.

Соблюдайте структуру текста-рассказа: начало истории, развитие истории и конец истории.

Используйте различные языковые средства выразительности, когда вы не только рассказываете о последовательности событий, но и ярко передаёте эмоции, оцениваете то, что изображено на картинках.

Композиция рассказа

  1. Вступление (экспозиция) – указание места, времени и участников события.
  2. Завязка – момент, с которого начинается событие.
  3. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии событий.
  4. Развязка – заключительный момент действия.
  5. Заключение – итог.

*Слова –подсказки

СЛУЧАЙ

Синонимы

Эпитеты

История

Происшествие

Эпизод

Событие

Обыкновенный

Необычный

Смешной

Забавный

Интересный

Волнующий

           

                                 случилось

Однажды                 было

                                 произошло

                                  приключилось

                               рассказать

О случае                поведать

можно                    повествовать

                                живописать

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение – рассказ по картинкам ( упражнение 619). Сдать работы до 8.00. понедельника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматическое время the Present Perfect tense. Дистанционный урок. 7 класс

Дистанционный урок. 7 класс. УМК Кауфман К. И "Happy English .ru" Представленная разработка получила 1 место на III Региональном фестивале "Дистанционный урок 2012"...

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....

Дистанционный урок 5 класс. Викторина по басням Крылова.

Дистанционный урок 5 класс. Викторина по басням Крылова....

Дистанционный урок 8 класс биология 08.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 8 класса по теме : "Строение и функции кожи". 08.04.2020...

Дистанционный урок 10 класс биология 08.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Генетические задачи. Повторение"....

Дистанционный урок 10 класс биология 09.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Решение генетических задач" 09.04.2020...

Дистанционный урок 11 класс по теме"неметаллы" 10.04.2020

Дистанционный урок для 11 класса по теме "Неметаллы"  10.04.2020...