Дистанционный урок для 9 класса 23 апреля
план-конспект урока (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе
Дата урока: 23 апреля
Тема урока: «Средства выразительности»
Ход урока:
1. Повторение изученного материала «Орфографический анализ»
https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=2041&tag_id=19
* Проверьте себя ОБЯЗАТЕЛЬНО, потом проведу консультацию по этим заданиям
2. Объяснение темы:
- рассмотреть таблицу;
- запомнить определения эпитета, метафоры, олицетворения, сравнения
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Тропы – употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. | В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | Глаза громадные, как прожекторы. |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. | Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.) |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) |
Метонимия
| Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения. | Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворе-ние | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) |
|
Перифраз (или перифраза)
| Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. |
Царь зверей (вместо лев) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. | Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Наполеоны. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. | Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
ФИГУРЫ РЕЧИ
Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Фигура | Значение термина | Пример |
Анафора (или едино-начатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! |
Градация | Постепенность— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. | Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. |
Инверсия | Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи. | Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. |
Лексический повтор
| Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
| Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
|
Плеоназм | Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.
| Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. |
Оксюморон
| Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
|
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
|
Синтаксический параллелизм | Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... |
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
|
Эллипсис | Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.
| Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
|
Эпифора | Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. | Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)
|
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ВИДЕОУРОКИ:
1 вариант → https://www.youtube.com/watch?v=Qg5QQrT4VY8&feature=emb_logo
или https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239114%2Fpl_175567841_-2
2 вариант → https://www.youtube.com/watch?v=pmsKL9fpcs0&t=84s
3 вариант > https://www.youtube.com/watch?v=oTg68ipscXk
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ:
https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=437&tag_id=19
* Проверьте себя ОБЯЗАТЕЛЬНО, потом проведу консультацию по этим заданиям
5. Домашняя работа: /ПИСЬМЕННО/ Прислать только ответы на задания
1. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Кресто)образный, (во)время прийти, (пол)вагона;
2) (в)следствие дождя, (литературно)художественный, стоять (на)смерть;
3) (живо)трепещущий, (на)встречу с другом, (пол)Франции;
4) (в)начале подумай, (медико)хирургический, (пол)часа.
2. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Статус)кво, (сравнительно)исторический, (в)виду шторма;
2) (полу)годовой, (микро)мир, (черным)черно;
3) (свеже)скошенный, (пол)мира, (сравнительно)теплый;
4) (сильно)действующий, (девяносто)(трех)тысячный, нырни (в)глубь.
3. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Вело)тур, (хлебо)булочный, (пол)мира;
2) (пол)квартиры, (экс)чемпион, (сто)пудовый;
3) (крупно)блочный, (в)следствие неосторожности, (северо)восток;
4) иметь (в)виду, (латино)американский, (все)таки.
4. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Био)станция, (пол)лимона, (на)сколько мне известно;
2) (свеже)скошенный, (в)начале урока, (высоко)калорийная пища;
3) (сорока)пудовый, храни это (в)тайне, (сто)граммовая гиря;
4) (лесо)степной, разбился (на)смерть, (сорви)голова.
5. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Девяносто)километровый путь, (полу)остров, (с)верху посыпались камни;
2) (много)квартирный дом, (пол)очка, (в)следствие дождя;
3) (латино)американские страны, (юго)восток, (на)счет поездки;
4) (лево)бережный район, (гидро)узел, (во)время работы.
6. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Пол)города, (кисло)сладкий, пришли (на)утро;
2) (свеже)приготовленный, (унтер)офицер, взлетел (в)верх;
3) (хлебо)булочный, (пол)вагона, говорить (в)открытую;
4) (гидро)самолет, (крупно)блочный, подошли (в)плотную.
7. В какой строке все слова пишутся раздельно?
1) (Сравнительно)простой, работать (без)устали, (в)начале пути;
2) говорить (по)немецки, вряд(ли), у (восемьсот) (девяносто)трех человек;
3) украшение (в)виде цветка, (любо)дорого посмотреть, сделать (в)одиночку;
4) (по)мере возможности, работать (без)устали, который(либо).
8. В какой строке все слова пишутся раздельно?
1) (В)следствие холодов, говорить (в)открытую, скажите(ка);
2) не откладывай (на)завтра, (в)продолжение месяца, ушел(таки);
3) (в)связи с юбилеем, шел мне (на)встречу, как буд(то);
4) (с)начала осени, (в)течение пяти лет, все(ж)(таки).
9. В какой строке все слова пишутся через дефис?
1) (Северо)восток, (пол)вагона, (кое)кто;
2) (желто)красный, (хлебо)булочный, (пол)яблока;
3) (кисло)сладкий, (стоп)кран, (пол)лимона;
4) (вагоно)ремонтный, (пол)Франции, (железо)бетон.
10. В какой строке все слова пишутся через дефис?
1) (По)казацки, (один)(на)один, (темно)коричневый;
2) (микро)мир, (социал)демократ, он пришел(таки);
3) (крест)накрест, (пресс)конференция, (пол)оборота;
4) (северо)восток, читал(ли), где(то).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse23.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Дата урока: 23 апреля
Тема урока: «Средства выразительности»
Ход урока:
1. Повторение изученного материала «Орфографический анализ»
https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=2041&tag_id=19
* Проверьте себя ОБЯЗАТЕЛЬНО, потом проведу консультацию по этим заданиям
2. Объяснение темы:
- рассмотреть таблицу;
- запомнить определения эпитета, метафоры, олицетворения, сравнения
РЕЧЬ. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Тропы – употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. | В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | Глаза громадные, как прожекторы. |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. | Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.) |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения. | Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворе-ние | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. | Царь зверей (вместо лев) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. | Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Наполеоны. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. | Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
ФИГУРЫ РЕЧИ
Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Фигура | Значение термина | Пример |
Анафора (или едино-начатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! |
Градация | Постепенность— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. | Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. |
Инверсия | Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи. | Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. |
Лексический повтор | Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. | Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! |
Плеоназм | Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. | Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.) |
Синтаксический параллелизм | Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... |
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. |
Эллипсис | Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |
Эпифора | Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. | Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.) |
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ВИДЕОУРОКИ:
1 вариант → https://www.youtube.com/watch?v=Qg5QQrT4VY8&feature=emb_logo
или https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239114%2Fpl_175567841_-2
2 вариант → https://www.youtube.com/watch?v=pmsKL9fpcs0&t=84s
3 вариант > https://www.youtube.com/watch?v=oTg68ipscXk
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ:
https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=437&tag_id=19
* Проверьте себя ОБЯЗАТЕЛЬНО, потом проведу консультацию по этим заданиям
5. Домашняя работа: /ПИСЬМЕННО/ Прислать только ответы на задания
1. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Кресто)образный, (во)время прийти, (пол)вагона;
2) (в)следствие дождя, (литературно)художественный, стоять (на)смерть;
3) (живо)трепещущий, (на)встречу с другом, (пол)Франции;
4) (в)начале подумай, (медико)хирургический, (пол)часа.
2. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Статус)кво, (сравнительно)исторический, (в)виду шторма;
2) (полу)годовой, (микро)мир, (черным)черно;
3) (свеже)скошенный, (пол)мира, (сравнительно)теплый;
4) (сильно)действующий, (девяносто)(трех)тысячный, нырни (в)глубь.
3. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Вело)тур, (хлебо)булочный, (пол)мира;
2) (пол)квартиры, (экс)чемпион, (сто)пудовый;
3) (крупно)блочный, (в)следствие неосторожности, (северо)восток;
4) иметь (в)виду, (латино)американский, (все)таки.
4. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Био)станция, (пол)лимона, (на)сколько мне известно;
2) (свеже)скошенный, (в)начале урока, (высоко)калорийная пища;
3) (сорока)пудовый, храни это (в)тайне, (сто)граммовая гиря;
4) (лесо)степной, разбился (на)смерть, (сорви)голова.
5. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Девяносто)километровый путь, (полу)остров, (с)верху посыпались камни;
2) (много)квартирный дом, (пол)очка, (в)следствие дождя;
3) (латино)американские страны, (юго)восток, (на)счет поездки;
4) (лево)бережный район, (гидро)узел, (во)время работы.
6. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (Пол)города, (кисло)сладкий, пришли (на)утро;
2) (свеже)приготовленный, (унтер)офицер, взлетел (в)верх;
3) (хлебо)булочный, (пол)вагона, говорить (в)открытую;
4) (гидро)самолет, (крупно)блочный, подошли (в)плотную.
7. В какой строке все слова пишутся раздельно?
1) (Сравнительно)простой, работать (без)устали, (в)начале пути;
2) говорить (по)немецки, вряд(ли), у (восемьсот) (девяносто)трех человек;
3) украшение (в)виде цветка, (любо)дорого посмотреть, сделать (в)одиночку;
4) (по)мере возможности, работать (без)устали, который(либо).
8. В какой строке все слова пишутся раздельно?
1) (В)следствие холодов, говорить (в)открытую, скажите(ка);
2) не откладывай (на)завтра, (в)продолжение месяца, ушел(таки);
3) (в)связи с юбилеем, шел мне (на)встречу, как буд(то);
4) (с)начала осени, (в)течение пяти лет, все(ж)(таки).
9. В какой строке все слова пишутся через дефис?
1) (Северо)восток, (пол)вагона, (кое)кто;
2) (желто)красный, (хлебо)булочный, (пол)яблока;
3) (кисло)сладкий, (стоп)кран, (пол)лимона;
4) (вагоно)ремонтный, (пол)Франции, (железо)бетон.
10. В какой строке все слова пишутся через дефис?
1) (По)казацки, (один)(на)один, (темно)коричневый;
2) (микро)мир, (социал)демократ, он пришел(таки);
3) (крест)накрест, (пресс)конференция, (пол)оборота;
4) (северо)восток, читал(ли), где(то).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматическое время the Present Perfect tense. Дистанционный урок. 7 класс
Дистанционный урок. 7 класс. УМК Кауфман К. И "Happy English .ru" Представленная разработка получила 1 место на III Региональном фестивале "Дистанционный урок 2012"...
Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.
Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....
Дистанционный урок 5 класс. Викторина по басням Крылова.
Дистанционный урок 5 класс. Викторина по басням Крылова....
Дистанционный урок 8 класс биология 08.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 8 класса по теме : "Строение и функции кожи". 08.04.2020...
Дистанционный урок 10 класс биология 08.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Генетические задачи. Повторение"....
Дистанционный урок 10 класс биология 09.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Решение генетических задач" 09.04.2020...
Дистанционный урок 11 класс по теме"неметаллы" 10.04.2020
Дистанционный урок для 11 класса по теме "Неметаллы" 10.04.2020...