Видовые пары глаголов
план-конспект урока (5 класс)
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 класс
ТЕМА: видовые пары глагола.
Орфографический диктант:
Росток, цирк, акация, жюри, сестрицын, расчёска, шорох, грачонок, врачом, положить, прилагательное, разбить, вскрикнуть.
Глаголы в русском языке имеют два вида: несовершенный (что делать?)-писать, читать, рассказывать, отвечать и совершенный (что сделать?)-написать, прочитать, рассказать, спросить. Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в пары:
писать-написать
читать-прочитать
играть-выиграть.
Эти пары называются видовыми: они имеют одно значение и различаются только грамматически- относятся к разным видам.
В каком столбике даны глаголы совершенного вида, в каком-несовершенного? Чем отличаются по составу глаголы, входящие в эти видовые пары?
1) расти, строить; вырасти, построить;
2) окружать, вспахивать, окружить, вспахать,
преодолевать; преодолеть;
3) сооружать, освещать; соорудить, осветить;
4) срезать, рассыпать. срезать, рассыпать
Глаголы совершенного вида образуются при помощи приставок, суффиксов и перестановкой мест ударения.
Также, ребята, видовые пары могут образовываться и от других основ, то есть могут иметь разные корни.
Запомните глаголы, видовые пары которых имеют разные корни.
Несовершенный вид | Совершенный вид |
говорить ловить брать садиться ложиться находить класть | сказать поймать взять сесть лечь найти положить |
Образуйте видовые пары глаголов.
Бежать- Учить-
Прыгать- Любить-
Петь- -Закрывать
-Спать -Смотреть
-Думать -Сидеть
Видеть- -Красить
Прочитайте предложения. Скажите, глаголы какого вида указывают на длительность, повторяемость действий.
Я долго решал задачу. Я быстро решил задачу.
Я долго решаю задачу. Я быстро решу задачу.
Я долго буду решать задачу. Я сегодня решу задачу.
Я каждый день буду решать задачи.
Обратите внимание на то, что глаголы совершенного вида указывают на единичное действие, имеют значение результата (задачу уже решил или решу обязательно).
Глаголы НВ-1. Длительность
2. Повторяемость
3. незавершенность
Глаголы СВ- единичное действие
- значение результата
- завершенность
Напишите предложения, добавляя из таблицы слова, которые подходят по смыслу. Подчеркните эти слова, задайте к глаголам вопросы.
Несовершенный вид | Совершенный вид |
каждый раз всегда иногда часто что делал? долго весь день много раз | один раз на этот раз наконец сразу же что сделал? тут же уже |
Прочитайте предложения, используя глаголы из правого столбика.
Вчера вечером я долго ... задачу. решить,
Наконец я ее.... решать
Мы долго .... задание в классе. выполнять
Дома я его вдруг ... очень быстро. выполнить
Прозвенел звонок, но мы еще записать
долго ... слова в словари записывать
Образование временных форм в зависимости от вида глагола
Неопределенная форма | Вид | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время | |
простое | сложное | ||||
учить читать | Несовершенный (что делать) | учу читаю | учил читал | - - | буду учить буду читать |
выучить прочитать | Совершенный (что сделать?) | - - | выучил про читал | выучу про-читал | - - |
Скажите, какие временные формы образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида.
От данных пар глаголов образуйте все возможные формы времени. Задайте вопросы к глаголам, укажите их вид и время.
Читать, прочитать, ужинать, поужинать; верить, поверить; желать; пожелать; делать, сделать; чувствовать, почувствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")
Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...
Видовые пары глаголов, различающиеся суффиксами И, А, Я
Урок проводится в 6 классе. На уроке дается понятие о видовых парах, показывается различие в суффиксах....
«Вид глагола. Видовые пары».
Цели урока:· Знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.· Учиться владе...
Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?
Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....
Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-).
Маршрутный лист....
Видовые пары глагола
Урок открытия новых знаний...
Видовые пары глаголов. Суффтксы -ова-/-ева-//-ыва-/-ива-
Отрабатываем умение подбирать видовые пары глаголов, а также применять правило правописания суффиксов -ова-(-ева-)/-ива-(-ыва-)....