Видовые пары глаголов
план-конспект урока (5 класс)

Ондар Чаяна Чыргал-ооловна

Видовые пары глаголов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidovye_pary_glagolov.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 класс

ТЕМА: видовые пары глагола.

Орфографический диктант: 

Росток, цирк, акация, жюри, сестрицын, расчёска, шорох, грачонок, врачом, положить, прилагательное, разбить, вскрикнуть.

Глаголы в русском языке имеют два вида: несовершенный (что делать?)-писать, читать, рассказывать, отвечать и совершенный  (что сделать?)-написать, прочитать, рассказать, спросить. Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в пары:

        писать-написать

        читать-прочитать

        играть-выиграть.

Эти пары называются видовыми: они имеют одно значение и различаются только грамматически- относятся к разным видам.

 В каком столбике даны глаголы совершенного вида, в каком-несовершенного? Чем отличаются по составу глаголы, входящие в эти видовые пары?

1) расти, строить;                            вырасти, построить;

2) окружать, вспахивать,            окружить, вспахать,

преодолевать;                            преодолеть;

3) сооружать, освещать;            соорудить, осветить;

4) срезать, рассыпать.                    срезать, рассыпать

Глаголы совершенного вида образуются при помощи приставок, суффиксов и перестановкой мест ударения.

        Также, ребята, видовые пары могут образовываться и от других основ, то есть могут иметь разные корни.

Запомните глаголы, видовые пары которых имеют разные корни.

Несовершенный вид

Совершенный вид

говорить

ловить

брать

садиться

ложиться

находить

класть

сказать

поймать

взять

сесть

лечь

найти

положить

Образуйте видовые пары глаголов.

Бежать-                                Учить-

Прыгать-                                Любить-

Петь-                                        -Закрывать

-Спать                                -Смотреть

-Думать                                -Сидеть

Видеть-                                -Красить

Прочитайте предложения. Скажите, глаголы какого вида указывают на длительность, повторяемость действий.

Я долго решал задачу.                        Я быстро решил задачу.

Я долго решаю задачу.                        Я быстро решу задачу.

Я долго буду решать задачу.                Я сегодня решу задачу.

Я каждый день буду решать задачи.

Обратите внимание на то, что глаголы совершенного вида указывают на единичное действие, имеют значение результата (задачу уже решил или решу обязательно).

Глаголы НВ-1. Длительность

                    2. Повторяемость

                        3. незавершенность

Глаголы СВ- единичное действие

  • значение результата
  • завершенность

Напишите предложения, добавляя из таблицы слова, которые подходят по смыслу. Подчеркните эти слова, задайте к глаголам вопросы.

Несовершенный вид        

Совершенный вид

каждый раз

всегда

иногда

часто   что делал?

долго

весь день

много раз

один раз

на этот раз

наконец

сразу же      что сделал?

тут же

уже

 Прочитайте предложения, используя глаголы из правого столбика.

Вчера вечером я долго ... задачу.                                решить,

Наконец я ее....                                                              решать

Мы долго .... задание в классе.                               выполнять

Дома я его вдруг ... очень быстро.                               выполнить

Прозвенел звонок, но мы еще                               записать

долго ... слова в словари                                       записывать

Образование временных форм в зависимости от вида глагола

Неопределенная форма

Вид

Настоящее время

Прошедшее

время

Будущее время

простое

сложное

учить

читать

Несовершенный (что делать)

учу

читаю

учил

читал

-

-

буду учить

буду читать

выучить

прочитать

Совершенный

(что сделать?)

-

-

выучил

про

читал

выучу

про-читал

-

-

Скажите, какие временные формы образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида.

От данных пар глаголов образуйте все возможные формы времени. Задайте вопросы к глаголам, укажите их вид и время.

Читать, прочитать, ужинать, поужинать; верить, поверить; желать; пожелать; делать, сделать; чувствовать, почувствовать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...

Видовые пары глаголов, различающиеся суффиксами И, А, Я

Урок проводится в 6 классе.  На уроке дается понятие о видовых парах, показывается различие в суффиксах....

«Вид глагола. Видовые пары».

Цели урока:·         Знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.·         Учиться владе...

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....

Видовые пары глагола

Урок открытия новых знаний...

Видовые пары глаголов. Суффтксы -ова-/-ева-//-ыва-/-ива-

   Отрабатываем умение подбирать видовые пары глаголов, а также применять правило правописания суффиксов -ова-(-ева-)/-ива-(-ыва-)....