Открытый урок по теме:" Поведение птиц. Сезонные явления в жизни птиц. "
методическая разработка по биологии (8 класс)
В методической разработке рпедставлена технологическая карта урока по биологии : "Поведение птиц. Сезонные явления в жизни птиц"
Используются элементы игровой технологии и технологии проблемного обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Глазова Ю.В., учитель биологии
МАОУ Медвежье-Озерской СОШ 19
им.героя Российской Федерации
О.Г. Ильина
Щелковского района
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема урока: Поведение птиц. Сезонные явления в жизни птиц.
Класс: 8
Цель урока: создание условий для открытия новых знаний о сезонных явлениях в жизни птиц, о миграциях птиц и их изучении.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- формирование знаний о сезонных явлениях в жизни птиц и миграциях, каково биологическое значение этих явлений;
- формирование знаний о годовом жизненном цикле птиц;
- формирование целостных представлений о роли представителей птиц в природе и жизни человека
Метапредметные:
Познавательные:
- формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
- формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации
- формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
Регулятивные:
- формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
- формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные:
- формирование умения осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости;
- овладение на уровне общего образования системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения.
Основные понятия, изучаемые на уроке: жизненный цикл птиц; миграции, экологические группы птиц: оседлые, кочующие, перелетные; кольцевание птиц.
Средства обучения (обеспечение урока): мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, учебники, тетради, информационные листы,раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (познавательные-П, регулятивные-Р, коммуникативные-К) |
I. Организационный этап | Приветствует класс, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на учебную деятельность | Настраиваются на работу | Р - саморегуляция; К - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
II. Мотивационно-целевой этап 1. Актуализация знаний | Актуализирует знания, полученные на предыдущих уроках. 1) Проводит проверочную работу по теме «Общая характеристика птиц» ,заполнение в карточках заданий, изученных на предыдущем уроке и озвучивает критерии оценивания - за верные ответы по всем заданиям оценка выставляется «5» За 1-2 ошибки выставляется оценка «4» За 3 ошибки-выставляется оценка «3» Более 3 ошибок выставляется оценка «2» (Приложение 1); (Приложение 2) 4) Организует самопроверку заданий 1 - 2. 5) Контролирует выполнение работы | Записывают недостающие термины в (Приложение 1 ). Называют термины, соответствующие обозначениям рисунка Подсчитывают суммарные баллы за выполненные задания (проводят самооценку) | П - умение ориентироваться в своей системе знаний, понимать и формулировать мнение на основе собственного опыта; Р - делать выбор и брать ответственность за решение, давать оценку приобретенному опыту; К - понимать намерения других, проявлять уважение к собеседнику |
2. Мотивация | Здравствуйте! Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? ( О птицах). На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях. Птицы - удивительные создания природы, наделенные даром свободного полета. Среди птиц немало неутомимых ходоков и бегунов, есть древолазы, пловцы, ныряльщики, для которых вода - более близкая стихия, нежели беспредельное небо. Птицы везде. Они - наши ближайшие соседи в городах и селах. Задаёт проблемный вопрос: Почему жизнь птиц меняется по сезонам года? | Пытаются отвечать, но испытывают затруднения. Формулируют тему урока. | П - выявление причинно-следственной связи; Р - самостоятельное обозначение проблемной ситуации, темы и цели урока; К - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
3. Целеполагание | Организует фронтальную работу по определению цели урока с использованием задания со слайда. - Давайте попробуем установить последовательность сезонных изменений, характерных для большинства птиц. (Приложение 1) - А где зимуют птицы? - Какова же цель нашего урока? | Выдвигают свои варианты последовательности сезонных явлений в жизни птиц. По очереди называют где могут птицы зимовать. Приводят примеры. Формулируют цели урока. | |
III. Изучение нового материала | 1. Подводит обучающихся к изучению нового материала. - Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением у птиц обмена веществ, поведения, кормовой базой и другими факторами. У птиц хорошо развита нервная система, обеспечивающая сложное поведение . Птицы обладают развитыми органами зрения, слуха, обоняния и вкуса, помогающими им ориентироваться в окружающей среде.Птицы используют маскировочную окраску, чтобы сливаться с окружающей средой и избегать хищников. Птицы развили уникальные адаптации для полёта, такие как крылья и перья, что позволяет им быстро перемещаться и избегать опасности. Некоторые птицы имитируют звуки других животных или птиц, чтобы отпугнуть хищников или привлечь добычу. Предлагаю вам познакомиться с жизненным циклом птиц, работая в группах. 2. Организует работу в группах. 1) Разбивает класс на 4 группы и разъясняет принцип работы в группах: каждая группа читает статьи в соответствии с заданием информационного листа (Приложение 3) и формулирует ответы на вопросы к тесту Группа № 1 – изучает предгнездовой период. Группа № 2 – изучает гнездовой период. Группа № 3 – изучает послегнездовой период. Группа № 4 – изучение перелетов. Задание для группы №1
Задание для группы №2
1) Из чего птицы строят гнезда и где их размещают? 4) В чем проявляется забота о потомстве? Задание для группы №3
Задание для группы №4
| Вносят записи в схему "Биологические периоды в жизни птиц" в маршрутных листах (Приложение 2) Отвечают на вопросы к тексту каждой группы, высказывают свои мнения. Решают задачи. Заполняют схему "Биологические периоды в жизни птиц" в маршрутных листах, записывают что такое Миграции. Работают в группах с информационными листами , обсуждают ответы на вопросы , осуществляют само- и взаимоконтроль (Приложение 3). Учащиеся среди карточек выбирают птиц, которые относятся к перелетным, кочующим, оседлые | П - учатся ориентироваться в рабочем листе, находить главное в потоке информации, строить высказывания, анализировать, решать биологические задачи, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; Р - осуществлять самоконтроль и коррекцию, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; К - слушать и понимать речь другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, развивать умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка | Организует физкультминутку. | Выполняют упражнения | Р - умение переключаться на другой вид деятельности |
IV. Самоконтроль и самооценка |
а) уменьшение корма; 2. Организует просмотр видеосюжета об угрозе численности перелетных птиц с последующей беседой по вопросам: 1) Какие угрозы сохранения численности мигрирующих птиц вы можете назвать? 2) Может ли человек изменить ситуацию по исчезновению некоторых видов птиц? | Отвечают на вопросы учителя и высказывают свое мнение по вопросам учителя. | П - учатся строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; Р - осуществлять самоконтроль и коррекцию; К - слушать и понимать речь другого, развивать умение выражать свои мысли. |
V. Рефлексия учебной деятельности | Организует диалог: - Вернемся в начало урока к вопросу, который вызвал у вас затруднения: "Почему жизнь птиц меняется по сезонам года?" Теперь вам ясен ответ? Отмечает степень вовлеченности учащихся #1050;акое чувство преобладало у вас на уроке? А) любопытство Б) интерес В) равнодушие #1053;а уроке вам было: А) трудно, интересно Б) легко, интересно В) трудно, неинтересно Г) легко, неинтересно. Благодарит за урок. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Анализируют свою работу на уроке, степень своего продвижения к цели, осуществляют самооценку, отвечая на вопросы. | П - учатся находить и использовать нужную информацию, учатся строить высказывания, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; Р - осуществлять самоконтроль и коррекцию; К - слушать и понимать речь другого, развивать умение выражать свои мысли. |
VI. Этап. Домашнее задание. | Комментирует домашнее задание (по слайду): 1) Прочесть параграф учебника, ответить на вопросы после параграфа, выучить новые понятия. 2) домашнее задание: подготовить сообщение: "Оседлые птицы нашего края" | Записывают домашнее задание. | Р - ставят самостоятельно учебную задачу, мобилизуют свои силы к волевому усилию, планируют деятельность |
Приложение 1
Информация к уроку (для учителя)
1. Актуализация знаний
Проверочная работа по теме «Общая характеристика птиц»
2. Проблемный вопрос: " Почему жизнь птиц меняется по сезонам года?"
3. Целеполагание:
- А где зимуют птицы?
2) Работа в группах с информационными листами
Группа № ____ - __________________________________________________________________________________________
Миграции – это____________________________________________________________________________________________
3. Рефлексия:
#1050;акое чувство преобладало у вас на уроке? А) любопытство Б) интерес В) равнодушие | #1053;а уроке вам было: А) трудно, интересно Б) легко, интересно В) трудно, неинтересно Г) легко, неинтересно. |
4. Домашнее задание
подготовить сообщение: "Оседлые птицы нашего края"
Приложение 3
Информационные листы
Предгнездовой период. Начало размножения. Образование пар.
У большинства птиц нашей страны размножение начинается весной в разные сроки. Начало размножения зависит от наличия корма: к моменту появления птенцов корма должно быть достаточно, чтобы их прокормить. Например, грачи кормят птенцов червями и насекомыми, обитающими в почве, которых лучше добывать, пока растения ещё невысокие. Поэтому гнездятся грачи рано весной. Ласточки кормятся насекомыми, летающими в воздухе, поэтому гнездиться они начинают позже, когда насекомых в воздухе станет много. У большинства мелких и средних по величине птиц пары образуются на один сезон, например у большинства воробьиных. У крупных птиц часто пары остаются постоянными много лет, например у аистов и цапель. У других птиц образуются стайки, состоящие из одного самца и нескольких самок, или возникают лишь временные пары, каждый раз новые. В любом случае пары подбираются не случайно, а с выбором. Их образованию предшествует целая цепь сложных действий. Так, весной самцы многих птиц поют - этим они привлекают самку и одновременно дают понять другим самцам, что данный участок занят. У птиц, образующих лишь временные пары (например, у глухарей и тетеревов), самцы собираются вместе для своеобразных игр, или турниров. Они издают при этом особые, свойственные только для этого времени звуки, распускают крылья и хвост, стараясь быть как можно более заметными, и между ними вспыхивают короткие схватки. Это все называется токованием. Оно служит для привлечения самок, которые, сидя в стороне, наблюдают за турнирами.
Расскажите о предгнездовом периоде по плану:
1) Каковы причины различий в сроках размножения птиц?
2) На сколько лет образуются пары?
3) Что предшествует образованию пар?
4) Каково биологическое значение пения в жизни птиц?
Гнездование птиц. Забота о потомстве. Выведение птенцов.
Большинство птиц откладывают яйца в гнёзда. На успех размножения влияет не только выбор самца, но и правильно построенное гнездо. Гнездящиеся на деревьях и кустах птицы строят чашеобразные гнёзда. Немало лесных птиц, например, дятлы или синицы, гнездится в дуплах. Городская ласточка строит гнездо под крышами жилых помещений. Некоторые птицы (утки, журавли, жаворонки) делают гнёзда на земле. Есть птицы, которые обходятся вообще без гнёзд, например, кукушки подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц.
Птицы откладывают разное количество яиц: одни — 1–2 яйца (орлы, ястребы, пингвины), а другие — по 15–20 (серая куропатка). Чаще всего насиживают кладку самки, но могут и самцы. Продолжительность насиживания яиц различная: около 14 суток у мелких птиц (воробьи), 21 день - у курицы, до 40 суток у лебедя или до двух месяцев у грифа и пингвина.
Кроме насиживания яиц, кормления птенцов и их обогрева родители проявляют еще разнообразные заботы о потомстве. У некоторых гнездовых они выкидывают экскременты птенцов, чтобы не загрязнять гнездо. При появлении угрозы родители активно защищают гнездо, нападая на врага, часто даже на превосходящего их силой, громко кричат, подзывая тем самым на подмогу других птиц. Такая совместная защита особенно характерна для гнездящихся вместе птиц, например для береговых ласточек. У выводковых птиц самка, заметив опасность, издает особый крик тревоги - и птенцы сразу же разбегаются в разные стороны (а если могут уже летать, то взлетают на деревья) и затаиваются. Самка же бросается навстречу врагу и часто притворяется раненой: бежит по земле, волоча крылья, как будто не может взлететь. Хищник кидается за ней, но она ловко увертывается перед самым его носом, продолжая свои уловки, и наконец, отведя врага достаточно далеко, взлетает, оставив хищника ни с чем. Сама же возвращается к тому месту, где оставила птенцов, и сзывает их. Тогда птенцы, лежавшие до этого совершенно неподвижно, спешат к ней.
Расскажите о гнездовом периоде по плану:
1) Из чего птицы строят гнезда и где их размещают?
2) Число яиц в кладке, их окраска?
3) Значение гнезда в жизни птиц?
4) В чем проявляется забота о потомстве?
5) От чего зависят различные сроки насиживания яиц?
Послегнездовый период жизни птиц. Оседлые и кочующие птицы, Перелетные птицы. Способы ориентирования.
Послегнездовый период - это период линьки, в течение которого оперение птиц полностью меняется. У самцов, не участвующих в насиживании яиц, линька начинается сразу после яйцекладки. Самки начинают линять после того, как подрастут птенцы.
Оседлые птицы
весь год живут в одной и той же местности. В конце лета некоторые из них делают маленькие запасы на зиму. Сойки прячут орехи и желуди в ямки и мох на поверхности земли или в дупла. Синицы и поползни запасают семена и насекомых, засовывая их в трещины коры и среди лишайников на ветвях деревьев. Запасами они питаются зимой и весной, когда корма мало.
Кочующие птицы.
Нередко птицы, соединяясь в небольшие стайки, постепенно откочевывают к югу. Так поступают, например, грачи или снегири, которые выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, не имея определенных постоянных мест зимовок.
Перелетные птицы
осенью отлетают из холодных и умеренных областей, устремляясь в теплые страны, где проводят зиму. Собравшись в стаи, они летят сотнями и тысячами: одни - днем, другие - ночью. В пути птицы питаются, отдыхают и летят дальше до привычного постоянного места зимовки.
Часть перелетных птиц покидает районы гнездования поздней осенью, когда пищи недостаточно на родине. Например, многие утки и лебеди улетают не ранее, чем начнут замерзать водоемы - основные места их кормежки.Другие перелетные птицы, например соловьи, иволги, стрижи, отправляются на зимовки рано - уже в конце лета, хотя погода на местах гнездования теплая и пищи для них достаточно.
Способы ориентирования птиц во время перелетов
Каким образом находят птицы дорогу на зимовку и обратно? Здесь частично играет роль зрительная память и способность ориентироваться по солнцу. Но многие дневные птицы совершают перелет ночью, а днем питаются. Специальные опыты в планетариях показали, что птицы способны ориентироваться по звездам. Некоторые птицы, по-видимому, способны воспринимать изменения магнитного поля Земли. Однако полностью вопросы ориентации птиц еще не разрешены.
Расскажите о послегнездовом периоде по плану:
1) Как складывается жизнь птиц после выведения птенцов?
2) Кто такие оседлые и кочующие птицы?
3) Что помогает оседлым птицам пережить суровые зимы?
4) В какое время года можно наблюдать перелеты птиц?
5) Какие птицы раньше других отправляются на зимовки, а какие позже?
6) Как птицы ориентируются во время перелетов?
Способы изучения перелетов. Причины перелетов птиц.
Кольцевание птиц. Во время перелетов птицы придерживаются постоянных путей, по которым они каждый год следуют на зимовку, а весной возвращаются обратно, чтобы вывести птенцов на родине.
Люди с давних времён интересовались вопросами: Куда летят на зимовку птицы гнездящиеся у нас? Возвращаются ли птицы в тоже место, где они вывелись или гнездились в прошлом году? По каким путям летят перелётные птицы?
На многие вопросы точный ответ был получен после того, как в разных странах мира (на гнездовье и на зимовках) стали кольцевать птиц, т.е. отмечать их при помощи надетого на ногу лёгкого кольца с номером и обозначением учреждения, выдавшего метчику кольцо.
Кольцеванием начали заниматься с 1892 г., но в больших масштабах только после Великой Октябрьской социалистической революции. Ежегодно в России кольцуют 170-200 тыс.птиц. Кольцевание проводят научные учреждения. Кольца сделаны из алюминия, во времена СССР на кольцах ставили надпись «Москва», а также буквенное обозначение серии и порядковый номер. Серии соответствуют размером кольца. Например, кольцами серии А метят самых крупных птиц-орлов, лебедей, журавлей, пеликанов, аистов- серия В предназначена для гусей, глухарей и др. Все полученные данные о птицах с обязательным указанием серии и номера поступают в Центр кольцевания, регистрируются, а затем используют для научных работ.
Причины перелетов птиц. Сезонные миграции или перелеты птиц - это форма приспособления птиц к перенесению неблагоприятных условий среды. Опытами установлено, что для живущих в клетках перелетных птиц осенью наступает период сильного беспокойства. Изучение поведения птиц показывает, что осенью они стремятся вылететь в том направлении, где расположены их постоянные зимовки. Через несколько недель они успокаиваются.
Сопоставив сроки беспокойства клеточных птиц с поведением тех же видов на свободе, удалось установить, что для вольных птиц этот срок соответствует периоду их осеннего перелета.
Ученые полагают, что перелеты птиц связаны с давно установившимися сезонными чередованиями условий существования. Совершают перелеты и птицы, живущие в тропических частях земного шара.
Из века в век многие птицы улетают из районов, подвергающихся ежегодной засухе или ливневым дождям. У птиц, поселившихся в северных и умеренных областях, перелеты к местам, где они вывелись, позволяют использовать для гнездования наиболее теплый период года, благоприятный для выкармливания и воспитания птенцов.
Как правило, стремление птиц весной к родным местам связано с проявлением инстинкта размножения. Осенний перелет обусловлен уменьшением количества привычной пищи, укорочением светлого времени суток. Таким образом, сезонные перелеты - это одно из инстинктивных действий птиц, и возникли они несколько миллионов лет назад под влиянием смены сезонов.
Расскажите об изучении перелетов птиц по плану:
1) Для чего кольцуют птиц?
2) Что стало известно с помощью кольцевания?
3) Чем вызваны сезонные перелеты птиц?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Урок изучения нового материала по биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Презентация предназначена для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"...
Урок "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Организовать работу учащихся по изучению годового жизненного цикла и сезонных явлений в жизни птиц....

Технологическая карта урока "Годовой и жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц".
Презинтация к уроку биологии для 7 класса по теме "Годовой и жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц". Содержит информацию о особенностях в системе размножения птиц, видах птиц,...