Урок "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Организовать работу учащихся по изучению годового жизненного цикла и сезонных явлений в жизни птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_zhiznennyy_tsikl_i_sezonnye_yavleniya_v_zhizni_ptits.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
Цель – организовать работу учащихся по изучению годового жизненного цикла и сезонных явлений в жизни птиц.
Задачи :
- Образовательные
- изучить приспособления птиц к сезонным явлениям в природе
- Развивающие
-развивать умение самостоятельно приобретать новые знания , работать с дополнительнымиисточниками
- Воспитательные
-учиться чуткому, бережному и ответственному отношению к природе
-активизация познавательного интереса учащихся.
Оборудование –таблицы, мультимедиа, чучела птиц,птичьи гнезда.
Тип урока: комбинированный.
План:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Жизнь птиц осуществляется ритмически и это связанно с изменениями условий существования,обмена веществ и имеет важное приспособительное значение.
Годовой жизненный ритм складывается из ряда биологических периодов.
Из каких периодов складывается птичий год ?(работа с источниками, беседа)слайд № 2
Весна. Предгнездовой период. Прилет птиц.
Весну открывают птицы.
Вопрос учащимся: В каком порядке прилетают птицы? (Первыми к нам прилетают грачи ,появятся первые проталины- чибисы,скворцы,жаворонки,на полыньях-утки,по берегам трясогузки,в небе –лебеди,гуси ,вьются над водой-чайки.Птички, которые собирают на земле зерна или клюют почки – зяблики, щеглы , коноплянки прилетают раньше.Мухоловки ,горихвостки, ласточки, козодои, стрижи ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки.)
Вообщем,прилет идет не как попало ,а в строгом порядке:первыми к нам прилетают весной те птицы,что улетели от нас последними осенью; последними- те, что улетели первыми.
Выстраиваются птицы в пути по -разному. Слайд №3.
Задание учащимся: Определите птиц по полету.
Прилетев, начинают петь и поют до половины лета, пока не вырастут птенцы.
Вопрос: Какого биологическое значение пения птиц?
(Самцы привлекают самок пением,одновременно сообщая соперниках о занятости участка.
Кто не умеет петь – кричит.)Слайд №4
Вопрос: Какого биологическое значение токования , «брачных» нарядов и ритуальных танцев в жизни птиц ?
(Привлекают внимание самок.Самки выбирают наиболее активных, образуя с ними пару.)
Временные пары на один сезон- гуси; до периода насиживания- утки, фазаны;
Постоянные пары – лебеди, цапли, аисты, журавли, крупные хищные.
Лето.
Первая забота- свить гнездо для птенцов.
Для успешного размножения большое значение имеет удачно построенное гнездо.
Вопрос учащимся: Все ли птицы строят гнезда?(Нет, есть такие, что обходятся совсем без гнезда.Эти интересные факты вы можете узнать из книги В.Бианки « Наши птицы»).
Какой материал используют птицы для строительства гнезд? (Сучья ,травы или мох и т.д.)
Слайд № 5. Примеры гнезд.
Вопрос: можно ли приносить птичьи гнезда домой? (высказывания учащихся)
Вторая птичья забота - снести яйца и высидеть птенцов.
Как только гнездо готово, начинаетсяоткладка яиц.
Слайд №6.Вопрос: отчего зависит окраска и количество откладываемых яиц?
У птиц,откладывающих яйца в дуплах, норах закрытых гнездах, окраска яиц - белая.Яйца, откладываемые в открытых гнездах или на земле, обычно имеют пеструю окраску. Количество яиц- от 1 до 25.( у грифов-1, у орлов-2, у серой куропатки-24).
Вопрос : Можно ли брать яйца с гнезда? ( беседа с учащимися о бережном отношении к птицам)
Кто насиживает яйца?( самка, самец или поочередно).
Разное время насиживают птицы свои яйца.(Мелкие птицы -две недели;вороны, сороки, галки –до 19 суток; курообразные- до 21 суток; чайки –23-26 суток;крупные хищные –до 2-х месяцев)
Третья птичья забота- птенцов вскормить.
В зависимости от степени развития птенцов в первые дни жизни различают птиц птенцовых и выводковых. (см. рис.83)
Вопрос: чем отличаются птенцовые и выводковые птицы? Слайд №7
Птицы
птенцовые выводковые
Птенцы беспомощные, слепые, голые Покрыты пухом, хорошо видят
Требуют постоянной заботы Родители при опасности издают особый
Родители кормят их ,обогревают, сигнал тревоги и птенцы бросаются
активно защищают. в разные стороны.
Сразу же способны следовать за матерью.
Осень .
Послегнездовой период.
Вопрос: Каковы особенности жизни птиц в послегнездовой период?
После размножения у большинства птиц начинается линька – птицы теряют старые ,постершиеся перья , особенно сильно обнашиваются наиболее важные для полета маховые и рулевые перья,ухудшаются летательные способности , теплоизолирующие возможности перьев.
Значение : в результате линьки происходит смена сезонных и возрастных нарядов птиц.
Сменив оперение ,исхудавшие птицы начинают интенсивно питаться, откармливаясь перед зимовкой. В этот период птицы кочуют- перемещаясь на небольшие расстояния в поисках корма.
В зависимости от дальности перемещения в послегнездовое время птицы делятся на оседлых ,кочующих, перелетных. Слайд №8
Зима.
Много птиц улетает от нас на зиму в те области ,где нет суровых зим, в тропические и субтропические районы на юге Европы, в Африке, южной ,юго-восточной Азии, к берегам Каспийского и Черного морей. Учеными орнитологами изучается перемещение перелетных птиц, места их зимовок, области пролета.
Вопрос учащимся: почему это важно? (т.к. охрана птиц не может ограничиваться только одним каким либо участком).
К основным методам изучения относится кольцевание птиц. Для этого используются специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и центр кольцевания.
Вопрос учащимся: как следует поступить, если вы нашли окольцованную птицу? (беседа с учащимися)
Оседлые птицы становятся более активны в поисках корма ,часто перемещаются ближе к жилью человека, где используют его пищевые отходы.
Кочующие птицы перемещаются в поисках пищи постоянно, не имеют постоянных мест зимовок.
Вывод:Годовой жизненный цикл птиц складывается из периодов спаривания, икубации, линьки и миграции.Кочевки и перелеты - это форма приспособления птиц к перенесению неблагоприятных условий природы.
Закрепление изученного:
Домашнее задание: Прочитать параграф, ответить на вопросы и задания. Провести наблюдения за птицами в природе.( Стр.206)
Литература.
1.Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин. Биология .Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.М.Мнемозина,2012 г.
2.В.М.Константинов,В.Г.Бабенко,В.С.Кучменко. Биология .Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-граф
3.О.А.Пепеляева,И.В.Сунцова.Поурочные разработки по биологии. М. «Вако» 2006 г.
4.В.Бианки. «Наши птицы» . Ленинград. изд. «Детская литература» 1969 г.
5.Ресурсы интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Урок изучения нового материала по биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Презентация предназначена для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"...
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Охрана птиц.
Урок биологии в 7 классе....
сезонные явления в жизни птиц
презентация к уроку 7 класса...
Технологическая карта урока "Годовой и жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц".
Презинтация к уроку биологии для 7 класса по теме "Годовой и жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц". Содержит информацию о особенностях в системе размножения птиц, видах птиц,...