Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Данный урок был проведен в рамках программы инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 класса Шерекинской СОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полётом.. Отряд Пингвины.
Цель урока: Познакомить учащихся с внешним строением птицы, отметив особенности, связанные с полетом.
Основные задачи:
- Образовательные.
- Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.
- Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.
- Коррекционно- развивающие
- Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи
- Корректировать коммуникативные умения ( метод работы в малых группах)
- Воспитательные
- Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу
Оборудование:
Электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, наборы перьев, лупа, чучела птиц, инструктивные карточки для лабораторных исследований.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.
- Актуализация знаний воспитанников
Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.
- Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
- Кто относится к пресмыкающимся?
- Где преимущественно обитают эти животные?
Игра «Крестики – нолики»
Ценный хвост. Во время опасности, чтобы спастись от врагов, ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление?
Ответ. Регенерация.
Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.
Рекорды. Это самые хищные и самые крупные ящерицы. Их длина достигает до 3-4 метров, вес – 365 кг.Обитают в Новой Гвинее, острове Комодо.
Ответ. Комодский дракон, полосатый варан.
Самый-самый. Назовите самую большую змею на планете Земля.
Ответ: Это анаконда, её длина может достигать до 11 метров.
Надёжная защита. Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц.
Ответ: Это панцирь у черепах.
Слух да зрение – не всегда спасение. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу?
Ответ. У многих змей есть особые органы чувств – термолокаторы, которые способны улавливать тёплые лучи, исходящие от жертвы. Расположены они на голове.
Зов предков. Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.
Ответ: Это динозавры.
Званый обед У этого представителя пресмыкающихся в пасти находится от 60 до 100 зубов длиной от3 до 5 см.
Ответ: это крокодил
Змеиный вопрос. На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её назва-
нии.
Ответ: гремучая змея
- Переход к изучению нового материала
Чудо полета – это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет – это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня. (просмотр видеофрагмента из фильма ВВС «Жизнь птиц. Летать или не летать?»)
Слайды № 1
- Изучение нового материала
Птицы – это удивительные животные. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Наверное, полет птиц вызывает у каждого человека восхищение и желание самому подняться в воздух. Способностью летать обладают и насекомые, но полет птиц более совершенен. Недаром говорят, что птицы рождены для полета.
Слайды № 2-3-4
Полёт птиц обладает такими качествами, как необычайная маневренность, надёжность, безопасность, экономичность (синичка на 1 грамме жира пролетает 100 км!), которые ещё пока не достижимы в авиации. Чем же так важен полёт в жизни птиц?
Но не возникал ли у вас вопрос: «А зачем птицам летать?»
1. Чтобы - строить гнезда повыше.
2. Чтобы - спасаться от врагов.
3. Чтобы - ловить добычу в воздухе.
4. Чтобы - высматривать добычу на земле.
5. Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи.
Предложите свои варианты ответа.
Второй вопрос: «Зачем птицы прерывают полет?»
1. Чтобы - отдохнуть.
2. Чтобы - утолить жажду.
3. Чтобы - высиживать яйца.
4. Чтобы - кормить птенцов.
5. Чтобы - собирать корм с земли.
На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на вопрос, что же помогает птицам летать.
Запись темы урока в тетрадях учащимися. Класс Птицы. Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. Отряд Пингвины
Слайд №5
Птицы – это особая группа животных, приспособленные к полету, передвижению на суше и плаванию в воде.
Почему птиц нельзя спутать с другими животными? На основании чего мы можем сказать, что птица – это птица? Какие у вас есть мнения на этот счет?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Птицы летают.
Но только ли птицы летают? Летают также насекомые, млекопитающие (летучие мыши, белки–летяги), летающие рыбы. Но самыми хорошими летунами бесспорно признаны птицы. Можем ли мы утверждать, что умение летать – главная особенность птиц?
(умение летать - не главная особенность птиц)
2. Птицы имеют крылья.
Крылья также имеют насекомые, летучие мыши. Можем ли мы утверждать, что наличие крыльев – главная особенность птиц?
(наличие крыльев – не главная особенность птиц)
3. Птицы имеют клюв.
Но только ли птицы имеют клюв? Клюв также имеет морской моллюск – осьминог, черепахи. Значит это тоже не главная особенность птиц.
4. Птицы поют. Но поют и дельфины, касатки, значит и это не главная особенность птиц.
5. Птицы вьют гнезда. Да, птицы вьют гнезда, но есть такие птицы, которые откладывают яйца прямо на камни, а еще вьют гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит это тоже не главная особенность птиц.
6. Птицы откладывают яйца. Но откладывают яйца и крокодилы и черепахи и некоторые змеи. Значит это тоже не главная особенность птиц.
7. Птицы имеют перья.
Потому птиц называют пернатые. Ни у одних животных населяющих Землю нет перьев, кроме птиц.
Учитель биологии: Ребята, как вы думаете, а какая самая главная отличительная особенность птиц из всех перечисленных?
(наличие перьев)
Что же позволяет птицам летать? Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и легким? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем ряд исследований.
5. Самостоятельная исследовательская работа учащихся в малых группах.
1 группа.
Внешнее строение птиц.
Лабораторная работа №1. Внешнее строение птицы.
Оборудование: чучело птицы, слайды презентации 6,7,8.
- Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
- Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
- Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.
- Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.
Заполните таблицу “ Внешнее строение птицы”.
Рассматриваемые признаки | Особенности строения |
1. Форма тела | Плавный переход отделов тела друг в друга, то есть обтекаемая форма тела. Обтекаемую форму тела птицам придает перьевой покров. Старательно уложенные перья придают птице хорошо обтекаемый контур так, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению перьев. |
2. Покровы тела | Тело птицы покрыто перьями, на задних конечностях имеются роговые чешуйки |
3. Основные отделы тела | Голова, туловище, хвост, задние конечности, передние конечности преобразованы в крылья. |
4. Органы, располо-женные на голове | Органы чувств (глаза, ушные отверстия), клюв |
5. Клюв, составные части клюва | Сос Состоит из надклювья и подклювья, одет роговым чехлом. В связи с изменением в строении передних конечностей хватательные функции у птиц выполняет клюв. Клюв птиц имеет разную форму, это связано с разными способами питания и использования в жизнедеятельности птиц. |
Американский орнитолог Р. Питерсон о Клюве птицы. "Клюв заменяет птице руку. С его помощью она хватает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими манипулирует. Клюв служит и инструментом - молотком, долотом, клещами, кусачками, секатором; щипцами для колки орехов, крючком, копьем, ситом и доже (у пеликанов) рыночной кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок и свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают добычу и даже обороняются".
2 группа
Органы чувств птицы.
Лабораторная работа №3. “ Органы чувств птицы”.
Оборудование: чучело птицы, слайды презентации 9
Рассмотрите чучело птицы и подготовьте ответы на вопросы.
- Какие органы чувств находятся на голове у птицы? Каково их значение?
- Имеются ли у птицы ушные раковины? Хорошо ли слышат птицы?
- Какое строение имеют глаза? Какое значение имеют веки?
- Где располагаются у птицы роговые чешуйки? Каково их происхождение и значение?
Отделы тела | Предполагаемые ответы |
Голова | Небольшая, округлой формы |
Глаза. | По бокам головы, третье веко (мигающая перепонка) защищает от инородных частиц, попадающих в них во время полета. |
Клюв | Состоит из надклювья и подклювья, одет роговым чехлом. В связи с изменением в строении передних конечностей хватательные функции у птиц выполняет клюв. Клюв птиц имеет разную форму, это связано с разными способами питания и использования в жизнедеятельности птиц. |
Ноздри | Расположены у основания надклювья. |
Ушные отверстия | Расположены по бокам, позади глаз. У большинства птиц прикрыты перьями. |
Так, например, сокол способен при благоприятных условиях увидеть сидящего голубя на расстоянии полутора километров. Хорошо известна способность грифов на огромном удалении замечать трупы животных. Гриф примечает в горах свою добычу — павшее копытное иногда с высоты двух-трех километров.. Задают иногда вопрос, есть ли у птиц цветное зрение. Ответ на этот вопрос напрашивается сам собою. А для чего же тогда птицам яркие краски, для чего пестрая и часто весьма, оригинальная расцветка? Наблюдения показывают, что многие детали оперения птицы имеют сигнальное значение для них и прекрасно ими воспринимаются. Другое дело — видят ли птицы цвета именно так как видит их человек. Это остается еще неясным. Но, видимо, особых отличий глаза птицы в этом отношении не имеют. Птиц иногда удается, например, дрессировать на цвета. Так, птицы хорошо запоминают укусы ос и в дальнейшем избегают иметь дело с насекомыми, окрашенными в желто-черный цвет
3 группа
Строение перьев.
Лабораторная работа №2. Строение перьев.
Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды презентации 10-13
1.Прочитать по учебнику стр. 134-135, пятый абзац, рассмотреть с помощью лупы строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.
2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.
- Сравните строение контурных и пуховых перьев.
- Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.
Подготовьтесь устно ответить на вопросы.
- Какие типы пера вы знаете?
- Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
- Каково значение пера для птицы?
- Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.
Тема: Особенности строения пера.
Тип пера | Рисунок пера | Значение пера |
Контурное |
| Контурные перья выполняют разные функции: -маховые (первостепенные и второстепенные) образуют плоскость крыла. -рулевые образуют плоскость хвоста. -покровные придают телу обтекаемую форму (ими одето туловище). |
Пуховое |
| - Под контурными перьями лежат пуховые перья – не имеют бородок(пластинок) второго порядка (не образуют сомкнутого опахала). |
Пух |
| - Пух – пуховые перья с коротким стержнем. Перьевой покров обеспечивает теплоизоляцию. |
Итоги исследования: (Слайд13)
Тело птицы хитроумно устроенный аппарат и важную роль в нем играют перья.
Большие перья на крыльях помогают летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста помогают держать равновесие, делать повороты, остановку.
Износившиеся перья заменяются новыми в период сезонных линек
А знаете ли вы, сколько у птицы перьев?(слайд №14) Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.
6. Сообщения учащихся СОШ о пингвинах.
7. Закрепление изученного материала
1.Обобщение материала урока Слайд №15-16
2. В черном ящике находится предмет, который был изобретен в1871 году. Люди посвятили двадцать с лишним лет, изобретая и совершенствуя этот предмет.
Чтобы научить людей пользоваться этим предметом , к нему прилагали инструкцию на двух страницах.
Основой этого изобретения послужило строение контурного пера птицы.
Этим же словом называют природное явление
Летит огненная стрела,
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
Ответ: застёжка «молния»
8. Домашнее задание
8 класс – с.94-97, дополнительный материал о нелетающих птицах на с. 119-122
7 класс- с. 134-139
9. Рефлексия
У вас на столах лежат изображения двух птиц красного и синего цветов. Если вам понравился урок и вы узнали для себя что-то новое, прикрепите к доске птицу синего цвета, если урок был вам неинтересен, прикрепите птицу красного цвета.
1 группа.
Внешнее строение птиц.
Лабораторная работа №1. Внешнее строение птицы.
Оборудование: чучело птицы, слайды презентации
- Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
- Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
- Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.
- Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.
Заполните таблицу “ Внешнее строение птицы”.
Рассматриваемые признаки | Особенности строения |
1. Форма тела |
|
2. Покровы тела | |
3. Основные отделы тела |
|
4. Органы, располо-женные на голове |
|
5. Клюв, составные части клюва | Сос |
2 группа
Органы чувств птицы.
Лабораторная работа №2. “ Органы чувств птицы”.
Оборудование: чучело птицы, слайды презентации 9
Рассмотрите чучело птицы и подготовьте ответы на вопросы.
- Какие органы чувств находятся на голове у птицы? Каково их значение?
- Имеются ли у птицы ушные раковины? Хорошо ли слышат птицы?
- Какое строение имеют глаза? Какое значение имеют веки?
- Где располагаются у птицы роговые чешуйки? Каково их происхождение и значение?
Отделы тела | Предполагаемые ответы |
Голова | |
Глаза. | |
Клюв | |
Ноздри | |
Ушные отверстия |
3 группа
Строение перьев.
Лабораторная работа №3. Строение перьев.
Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды презентации 10-13
1.Прочитать по учебнику стр. 134-135, пятый абзац, рассмотреть с помощью лупы строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.
2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.
- Сравните строение контурных и пуховых перьев.
- Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.
Подготовьтесь устно ответить на вопросы.
- Какие типы пера вы знаете?
- Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
- Каково значение пера для птицы?
- Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.
Тема: Особенности строения пера.
Тип пера | Рисунок пера | Значение пера |
Контурное |
|
|
Пуховое |
| |
Пух |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"
Данная презентация использовалась на уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ. На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...
Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом
Технологическую карту и презентацию можно использовать при прохождении темы " Птицы"...
Места обитания и особенности внешнего строения птиц.
Методическая разработка урока по теме "Места обитания и особенности внешнего строения птиц" для учащихся 7 класса....
Общая характеристика земноводных. Особенности внешнего строения лягушки.
Конспект урока "Общая характеристика земноводных. Особенности внешнего строения лягушки" 7 класс....
Общая характеристика земноводных. Особенности внешнего строения лягушки.
Конспект урока "Общая характеристика земноводных. Особенности внешнего строения лягушки" 7 класс....
Особенности внешнего строения птиц
Разработка урока биологии в 8 классе коррекционной школы 8 вида...
План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»
План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»...