Методическая разработка урока биологии на тему "Местообитание и внешнее строение рыб"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Представленный материал разработан для проведения урока биологии в 8 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_biologii_v_8_klasse_na_temu.pdf | 229.26 КБ |
soprovozhdenie_uroka.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕСТООБИТАНИЕ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ Рыбы - это одни из самых древних позвоночных животных, они обитают на Земле уже миллионы лет. За это время рыбы приспособились к жизни в разной воде – пресной, соленой, теплой, холодной, на глубине и на мелководье
Морские рыбы СКАТ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» ИЛИ МАНТА . Его масса составляет около 1,5 тонн, его туловище шириной до 6,5 м. Это самый большой размах плавников у рыб. Самка ската рождает только одного детеныша. Длина «малыша» может быть больше 1 м, а масса – около 10 кг. Обитает скат в тропических океанических водах.
Морские рыбы В тропических водах обитает РЫБА-ЛУНА . Это самая крупная рыба. Часто можно увидеть луну-рыбу, лежащую на боку на поверхности воды. Взрослая луна-рыба — плохой пловец, неспособный преодолеть сильное течение. Питается планктоном , а также кальмарами, личинками угрей и медузами. Луна-рыба – самая плодовитая рыба: одна самка может вымётывать до 300 млн. икринок, однако численность её невелика.
Морские рыбы На дне морей и океанов живет КАМБАЛА . Она отличается сильно сплющенным телом и расположением глаз на одной стороне. Достигает длины 50–60 см, максимальный известный вес около 7 кг. ОКЕАНИЧЕСКАЯ СЕЛЬДЬ – рыба средних размеров, в длину достигает 35 см. Встречается в северных морях: Баренцевом и Белом. Тело сельди сжато с боков и имеет обтекаемую форму. Благодаря такой форме тела сельдь быстро плавает. Собираясь в огромные стаи (косяки), состоящие из сотен тысяч рыб, сельди держатся в верхних слоях воды.
Морские рыбы В морях и океанах обитают более 450 видов АКУЛ . От глубоководной мелкой акулы, длина которой 17 см, до китовой акулы, длина которой 20 м. Самые известные акулы: акула-молот, белая акула, гренландская, тигровая, рифовая и др. Большинство акул хищники, но есть 3 вида акул (китовая, гигантская и большеротая), которые питаются планктоном, кальмарами, мелкими рыбками .
Пресноводные рыбы КАРАСЬ. Тело карася высокое с толстой спиной, умеренно сжатое с боков. Чешуя крупная и гладкая на ощупь. Питаются караси растительностью, мелкими беспозвоночными. Обитают исключительно в болотистых и низменных озёрах и реках . ЛИНЬ. Короткое, высокое и толстое тело линя покрыто мелкой плотно прилегающей чешуёй и густым слоем слизи. Название своё линь получил за способность менять окраску тела на воздухе. Линь предпочитает держаться в тихих, заросших мягкой подводной растительностью заливах рек, протоках со слабым течением.
Пресноводные рыбы ПЛОТВА (ЧЕБАК) обитает на мелководье. Держится обычно стаями в местах со слабым течением под защитой коряг, свисающих деревьев или водной растительности. При этом в стае средних и мелких рыб могут быть и единичные крупные экземпляры. Мелкая и средняя рыба не пуглива .
Пресноводные рыбы РЕЧНОЙ ОКУНЬ живет в озерах и реках с чистой водой. Питается речной окунь мелкими рыбешками, иногда поедает свою молодь. От врагов его спасает окраска и защищает колючий спинной плавник, который он расправляет в момент опасности. ЩУКА живет в озерах и прудах со стоячей водой или в реках с медленным течением. Щука – хищник, ее добычей становятся рыбы, лягушки и даже утки. Широкая пасть, по краям покрытая острыми загнутыми назад зубами, крепко держит схваченную добычу. Как и речной окунь, щука не пережевывает добычу, а проглатывает ее целиком.
Внешнее строение рыб Тело рыбы состоит из головы, туловища и хвоста. У большинства рыб тело имеет обтекаемую форму. Снаружи оно покрыто чешуей. Органы передвижения у рыбы – плавники, парные и непарные.
Окраска рыб СКОРПЕНА ПЕСКАРЬ КИТОВАЯ АКУЛА
Окраска рыб У рыб, живущих на дне, верхняя сторона тела значительно темнее нижней, а нижняя сторона обычно светлая.
Органы чувств у рыб
Органы чувств рыб
Огромные размеры этой акулы (она иногда достигает в длину 8 м, а весит больше 2 тонн), ее устрашающая пасть, усаженная рядами острых зубов, наводит страх на всех, кто видит в волнах приближающийся треугольный плавник белой акулы. Белая акула Самая устрашающая рыба
Илистый прыгун - это уникальная рыба, которая может жить как в воде, так и на суше. Она способна поглощать кислород через влажную кожу. С помощью плавников прыгун взбирается на ветки деревьев и прикрепляется к ним присосками. Илистый прыгун "Сухопутная рыба"
Скорпена уродлива до такой степени, что напоминает скорее камень или пучок водорослей, чем рыбу. Но именно это сходство позволяет ей оставаться незамеченной на дне и нападать на свою добычу совершенно внезапно. Скорпена Самая уродливая рыба
Электрический угорь- уникальная рыба. Которая способна вырабатывать электричество. Напряжение в электрических разрядах угря может достигать 650 вольт, а это в три раза больше, чем напряжение в нашей обычной электросети! Электрический угорь Самая электрическая рыба
Сельдяной король может достигать в длину 8 м! У этой рыбы есть еще одно название- рыбы- весло. Возможно, сельдяной король получил его за плоскую. Похожую на весло форму тела. Сельдяной король Самая длинная рыба
Манта - скат огромных размеров. Размах ее «крыльев» достигает 7 м, но эта рыба не агрессивна и питается в основном рачками и мелкой рыбешкой. Манта плавает, взмахивая своими плавниками как крыльями. И со стороны кажется, будто онп летает в воде. Скат манта Самый большой размах плавников
Рыба - слон обладает самым большим головным мозгом среди рыб. Соотношение между размером самой рыбы и размером ее головного мозга такое же, как у человека, да и на самом деле рыба - слон кажется довольно умной. Рыба – слон Самый большой мозг
Рыба- парус может развивать скорость до 80 км/ ч, больше, чем атомная подводная лодка! Когда рыба- парус плывет так быстро. Она особым образом изгибает свое тело, чтобы сопротивление воды было минимальным. Рыба – парус Самая быстрая рыба
Это одна из самых ядовитых рыб в мире. Шипы на спинном плавнике рыбы содержат сильный яд, который попадает в тело жертвы при уколе. Эту рыбу увидеть очень сложно, потому что она все время неподвижно лежит в зарослях кораллов, прекрасно сливаясь с грунтом. Рыба – камень Самая ядовитая рыба
Китовая акула - самая большая рыба в мире. В длину она достигает 14 м, а весит более 12 тонн, больше, чем 10 автомобилей. Окраска у нее очень забавная- в белую крапинку на сине- зеленом фоне. Китовая акула Самая большая рыба
Конька –тряпичника можно смело назвать самой элегантной из всех рыб- его плавники похожи на изысканную бахрому из листьев и водорослей. Это помогает ему скрываться от врагов. Конек- тряпичник Самая элегантная рыба
Морской черт обитает на глубинах более 1500 м. Может быть, он живет и в более глубоких местах, только человек туда добраться не может из- за огромного давления воды. Морской черт Самая глубоководная рыба
Брызгун- самый настоящий чемпион по стрельбе среди рыб. Он выплевывает в воздух струю воды настолько точно и сильно, что сбивает насекомых, обитающих на нависающей над водой листве. Брызгун может попасть даже в насекомое, которое пролетает над водой на высоте 3 метров! Брызгун Рыба-снайпер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"
Тема урока: Строение цветка. Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, р...
Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»
Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...
Методическая разработка урока биологии « Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней»
Цель урока: обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней....
Урок биология 6 класс ФГОС "Внешнее строение листа"
урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС Тема урока: Внешнее строение листа...
Методическая разработка урока по теме "Класс земноводные. Внешнее строение и значение"
Методическая разработка урока по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение и значение" с использованием информационных технологий., 7 класс...
Конспект урока биологии в 8 классе "Внешнее строение птиц"
Конспект урока биологии в СКОУ VIII вида...
Урок биологии. 6 класс. Тема: «Внешнее строение листа».
В рамках урока формируется понятие «листовая пластина», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», представление о простых и сложных лист...