Конспект урока по биологии в коррекционной школе "Охрана птиц"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Тема урока: "Охрана птиц"
Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний.
Вид урока: комбинированный. Творческая мастерская
Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами птиц.
Задачи:
- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний по экологии птиц, по охране природы; познакомить с редкими видами птиц родного края;
- коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
-воспитательные: воспитывать интерес и любовь к птицам, чувства долга перед природой.
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
Умение работать самостоятельно, в группах.
Умение работать с дополнительной литературой и находить нужную информацию.
Умение применять ИКТ.
Умение анализировать и делать выводы.
Подготовительная работа : экскурсия в (экологический) краеведческий музей;
отчёт по экскурсии - презентация.
Формируемые понятия: заказник.
Дидактические средства и материалы:
карта Меленковского района с указанными заказниками, фото птиц с их описанием, дидактический материал к играм «Напоминающие знаки», "Заповедник", музыка: фрагмент «Звуки природы», А.Градский «Песня о птицах», ноутбук, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 35.45 КБ |
презентация к уроку | 2.59 МБ |
загадки | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 14.02.19. Класс: 8
Тема урока: "Охрана птиц"
Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний.
Вид урока: комбинированный. Творческая мастерская
Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами птиц.
Задачи:
- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний по экологии птиц, по охране природы; познакомить с редкими видами птиц родного края;
- коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
-воспитательные: воспитывать интерес и любовь к птицам, чувства долга перед природой.
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
Умение работать самостоятельно, в группах.
Умение работать с дополнительной литературой и находить нужную информацию.
Умение применять ИКТ.
Умение анализировать и делать выводы.
Подготовительная работа : экскурсия в (экологический) краеведческий музей;
отчёт по экскурсии - презентация.
Формируемые понятия: заказник.
Дидактические средства и материалы:
карта Меленковского района с указанными заказниками, фото птиц с их описанием, дидактический материал к играм «Напоминающие знаки», "Заповедник", музыка: фрагмент «Звуки природы», А.Градский «Песня о птицах», ноутбук, презентация.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Звучит музыкальный фрагмент «Звуки природы» На фоне музыки слова учителя:
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Ну, дрозды, ну, синички ...
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
И еще утверждаем . Что мы любим природу....
У: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в творческой мастерской "Охрана птиц» (привлечь внимание на запись на доске). Рассмотрим многообразии охраняемых птиц нашего края, поговорим о необходимости их охраны. Для творчества у вас на столе находится необходимый материал ( папки с заданиями)
2. Индукция- пробуждение личностного интереса с целью более надежного привлечения внимания ребят. Прослушивание " Песни про птиц"( А.Градский .) начать с фразы:
У: я познакомлю вас с одной историей... которую невозможно слушать без боли и страдания. ( пауза- это создает атмосферу ожидания ,ее следует выдержать. Учитель может только доброжелательно встречаться взглядом с учащимися и терпеливо ждать суждения самых терпеливых ребят)
У: О чём говорится в этой песне?...
Ответы детей: птиц стреляют....стреляют для развлечения и веселья....
3. Прояснение проблемы:
У: Итак, появилась проблема.
(предложить учащимся на доске закрепить: Проблема: почему гибнут птицы? )
У: Птицы... Почему они гибнут?...
Ответы детей: ...загрязнение окружающей среды, убивают птиц, разоряют гнёзда, они погибают от холода и голода...
( По законам мастерской надо дать ребятам возможность выговориться, но долгой паузы не должно быть)
У: Да, человек- одна из главных причин гибели птиц. Люди вырубают леса, осушают болота, мелеют реки - нарушаются места обитания пернатых.
4. Принятие радикальных мер в защиту птиц.
У: Конечно, многие меры охраны осуществляют только специалисты. А сколько есть дел посильных каждому из нас? Чем мы можем помочь птицам?
-Я предлагаю вам высказаться в защиту птиц, предложить свои меры по их охране в экологической игре «Напоминающие знаки». Мы с вами вспомним правила поведения в природе. Перед вами знаки, несущие определенную информацию. Ваша задача сформулировать правило под этими рисунками. Объясните каждый знак – почему следует поступать так, а не иначе. Например, знак с изображением красной книги - это означает, что редкие и исчезающие виды птиц взяты под охрану. Вы продолжаете...
- Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
- Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
- Не шуми в природе.
- Не уничтожайте птиц.
- Подкармливать птиц зимой, развешивать кормушки.
- .... весной искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
- Не руби деревья.
- Проводить акции по охране и защите птиц.
У: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с экологической игрой, но вы не назвали еще один способ охраны птиц. А вот что это за способ охраны вы узнаете, отгадав зашифрованное слово. Перед вами загадка (слайд), прочитав которую вы должны отгадать птицу. Первая буква в названии птицы будет служить ключевой буквой в нашем зашифрованном слове( на доске).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (на доске открывается поочередно буквы зашифрованного слова).
5. Словарная работа.
У: получилось слово «Заказник»
- Давайте вспомним, что такое заказник?
Ответы детей: охраняемая территория....
У: Да, ребята, заказник способствует охране не только животных, растений, но и птиц.
6. Творческие работы учащихся.......
У:Посетив краеведческий музей, мы познакомились с охраняемыми территориями Меленковского района, с многообразием птиц родного края. Узнали птиц, занесенных в Красную книгу Владимирской области. Вам было предложено составить отчет по теме «Охрана птиц».
Послушаем Латышева Дмитрия и Бондаренко Альбину (презентация).
У: Один из способов приблизиться к природе является изготовление скворечников и кормушек для птиц. Эти домики для птиц совмещают в себе и красоту, и пользу для окружающей нас природы. Ведь скворечник — это дом для птиц, а кормушка - столовая для них, сделанные руками человека, то есть это наша забота о братьях наших меньших.
-Предлагаю послушать Халдеева Даниила и Вихрова Никиту. Они представят нам свой фотоотчет (презентация).
У:Работа по охране птиц- это не только практическая работа, но и экологическое просвещение. Поэтому перед Столяровой Натальей и Храмовой Лидией была поставлена задача: способствовать расширению знаний учащихся начальных классов о птицах.
Предоставляю им слово.
У: Да, прекрасен мир, когда светит солнце, кругом свежо, зеленеет трава, цветут цветы, щебечут птицы ... - не будь живописной природы, скучна была бы земная жизнь...
- чтобы это не случилось, послушаем обращение к нам - людям сегодняшним.
Песня «Раненная птица» исполняет Котвицкий Михаил.
7. Рефлексия - отражение чувств.
У: Подводя итог, мне хотелось бы узнать, какое задание вам на уроке понравилось, что вы запомнили и что было интересно узнать, где можете использовать полученные на уроке знания?
Пожалуйста, выберите любое предложение и продолжите ответ.
Продолжите ответ (слайд)
Мне на уроке понравилось…
Я на уроке запомнил…
Мне было интересно узнать…
Полученные на уроке знания использую...
8. Итог работы мастерской.
У: - Многообразие видов птиц- это показатель экологического благополучия природной среды.
-Мы должны сохранить этих птиц для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь! Ребята, запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так и мало. Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на планете Земля. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
9. Домашнее задание.
У: Ребята, обычно в марте в нашей школе проводим "праздник птиц".
Предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучший скворечник.
У: Ребята, благодарю вас за активное участие в работе нашей мастерской. Вы все на отлично справились с заданием.
У: Урок закончен. Всем спасибо!
Приложение №1
Творческая мастерская " Охрана птиц".
Приложение №2
Проблема: Почему птицы гибнут?
Приложение №3
Экологическая игра «Напоминающие знаки».
* Изготавливать и развешивать гнездовья, скворечники, дуплянки.
* Устраивать кормушки.
* Подкармливать зимующих птиц.
* Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
* Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
*не шуметь в природе.
* Не уничтожайте птиц.
* Не руби деревья.
Приложение №4
1. Работа с загадками.
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре,
Птичка лесная- ..........
Песню запела заре. (зарянка)
Этот старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеей, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками, к болоту (Аист)
Птица серая живёт.
Никогда гнезда не вьет.
В чужих семьях вырастает.
Годы жизни предрекает.
«Ку, ку, ку, – кричит на ветке, –
Где вы, где вы, мои детки!»
Ей не верьте, птица – врушка!
И её зовут …
(Кукушка)
Альбатрос
Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывет по небу, как кораблик,
Называют его … .
(Зяблик)
Эта уточка....................
Все под воду хлоп,да хлоп (нырок)
Эта птица (когда страшно)
Издаёт такой вот звук,
Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг.
(Иволга)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто эту птичку назовёт?
(Клёст)
Называют слово "Заказник"
Приложение №5
Заказник
Приложение №6
Данную раскладушку мы приготовили для учащихся начальных классов. В своей работе мы предлагаем разнообразный материал по теме: «Зимующие птицы». Цель нашей работы: заразить и других ребят заботой о птицах. Для этого подготовили памятки, составили подборку стихов, загадок, пословиц, занимательные задачки о птиц. Мы надеемся, что наш стенд повысит интерес ребят к данной проблеме.
Обращение.
Рощи сосновые,
дубравы зелёные,
бабочки пёстрые,
птицы свободные
к нам обращаются - людям сегодняшним:
- чтобы реки и ручьи не мутнели,
- рыбы резвились и
- птицы бы пели,
- зелень от солнца в жару бы спасала,
- каждому природу любить не мешало.
Приложение №7
" Песня про птиц"(музыка А. Градский, сл...........................)
Печальной будет эта песня
О том, как птицы прилетали,
А в них охотники стреляли,
И убивали птиц небесных.
А птицы падали на землю,
И умирали в час печали,
А в них охотники стреляли
Для развлеченья и веселья.
А птицы знали, понимали,
Что означает каждый выстрел,
Но по весне вновь прилетали
К родным лесам у речки быстрой.
И не могли не возвратиться
К родимой северной округе,
И песню горестной разлуки
Весной веселой пели птицы.
И не могли не возвратиться
К родимой северной округе,
И песню горестной разлуки
Весной веселой пели птицы.
А в них охотники стреляли,
И попадали в птиц не целясь,
И песню скорби и печали
Весной веселой птицы пели.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость их охраны, познакомить с редкими и исчезающими видами птиц.
Мы безмерно богаты В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых – Просто диву даешься! Но спросите иного, Что он знает о птицах, Ну, дрозды, ну, синички ... Где запомнишь все клички, Просто птички – и только? И еще утверждаем, Что мы любим природу…
Проблема: Почему гибнут птицы?
Игра « Угадай слово»
В чаще лесной у полянки Рада вечерней поре, Птичка лесная- ........................... Песню запела заре. ( Зарянка )
Этот старый наш знакомый. Он живет на крыше дома- Длинноногий, длинноносый, Длинношеей, безголосый. Он летает на охоту За лягушками, к болоту. (Аист)
Птица серая живёт. Никогда гнезда не вьет. В чужих семьях вырастает. Годы жизни предрекает. « Ку , ку , ку , – кричит на ветке, – Где вы, где вы, мои детки!» Ей не верьте, птица – врушка! И её зовут … (Кукушка)
Удивительная птица, Бури в море не боится, Очень крупный, трубкой нос... Кто же это? ... (Альбатрос)
Уж весна, но поле бело. Птичка с юга прилетела. Холодно ещё, и зябнет На берёзке голой……… (Зяблик)
Не зря воды «цветущей» гладь – Для глаз приятная картина: Он может мастерски нырять, Копаясь в грудах тёмной тины (Нырок)
Эта птица (когда страшно) Издаёт такой вот звук, Будто кошка где-то рядом Начала скандалить вдруг. (Иволга)
У этой птички клюв кривой, А гнёзда вьёт она зимой, Из шишек семечки клюёт, Кто эту птичку назовёт? (Клёст)
ЗАКАЗНИК
Рефлексия Продолжите ответ. Мне на уроке понравилось… Я на уроке запомнил… Мне было интересно узнать… Полученные на уроке знания использую…
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В чаще лесной у полянки Рада вечерней поре, Птичка лесная- .......... Песню запела заре. ( зарянка )
Этот старый наш знакомый. Он живет на крыше дома- Длинноногий, длинноносый, Длинношеей, безголосый. Он летает на охоту За лягушками, к болоту. (Аист)
Птица серая живёт. Никогда гнезда не вьет. В чужих семьях вырастает. Годы жизни предрекает. « Ку , ку , ку , – кричит на ветке, – Где вы, где вы, мои детки!» Ей не верьте, птица – врушка! И её зовут … (Кукушка)
Удивительная птица, Бури в море не боится, Очень крупный, трубкой нос... Кто же это? ... Альбатрос
Уж весна, но поле бело. Птичка с юга прилетела. Холодно ещё, и зябнет На берёзке голой……… зяблик
Не зря воды «цветущей» гладь – Для глаз приятная картина: Он может мастерски нырять, Копаясь в грудах тёмной тины (нырок)
Эта птица (когда страшно) Издаёт такой вот звук, Будто кошка где-то рядом Начала скандалить вдруг. (Иволга)
У этой птички клюв кривой, А гнёзда вьёт она зимой, Из шишек семечки клюёт, Кто эту птичку назовёт? (Клёст)
ЗАКАЗНИК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....
Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....
Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....
Конспект урока по грамматике в коррекционной школе
Это подробный план-конспект урока грамматики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха)....
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса. Метапредметное обучение....
Конспект урока по биологии 7 класс на тему "Птицы"
Класс Птицы. Общая характеристика класса....
План-конспект урока по биологии. 5 класс. Важность охраны живого мира планеты
Методическая разработка урока по биологии в 5 классеТема: Важность охраны живого мира планетыУчебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова...