Конспект урока по биологии в коррекционной школе "Охрана птиц"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Чирикина Вера Ивановна

Тема урока:   "Охрана  птиц"

Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний.

Вид урока: комбинированный.   Творческая  мастерская

Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами птиц.

Задачи:

- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний по экологии птиц, по охране природы; познакомить с  редкими видами птиц  родного края;
- коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
-воспитательные: воспитывать интерес и любовь к птицам, чувства долга перед природой.

 

Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

Умение работать самостоятельно, в группах.

Умение работать с дополнительной литературой  и находить нужную информацию.

Умение  применять  ИКТ.

Умение анализировать и делать выводы.

 

 Подготовительная работа :  экскурсия в  (экологический) краеведческий музей;

отчёт по экскурсии -  презентация.

Формируемые понятия:      заказник.

Дидактические средства и материалы:

карта Меленковского района с указанными заказниками, фото птиц с их описанием, дидактический материал к играм «Напоминающие знаки», "Заповедник", музыка: фрагмент «Звуки природы»,  А.Градский «Песня о птицах», ноутбук, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока35.45 КБ
Файл презентация к уроку2.59 МБ
Файл загадки2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 14.02.19.                                                                                Класс: 8

Тема урока:   "Охрана  птиц"

Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний.

Вид урока: комбинированный.   Творческая  мастерская

Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами птиц.

Задачи:

- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний по экологии птиц, по охране природы; познакомить с  редкими видами птиц  родного края;
- коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
-воспитательные: воспитывать интерес и любовь к птицам, чувства долга перед природой.

Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

Умение работать самостоятельно, в группах.

Умение работать с дополнительной литературой  и находить нужную информацию.

Умение  применять  ИКТ.

Умение анализировать и делать выводы.

 Подготовительная работа :  экскурсия в  (экологический) краеведческий музей;

отчёт по экскурсии -  презентация.

Формируемые понятия:      заказник.

Дидактические средства и материалы:

карта Меленковского района с указанными заказниками, фото птиц с их описанием, дидактический материал к играм «Напоминающие знаки», "Заповедник", музыка: фрагмент «Звуки природы»,  А.Градский «Песня о птицах», ноутбук, презентация.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Сообщение темы.

Звучит музыкальный фрагмент «Звуки природы» На фоне музыки слова учителя:

Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,

Ну, дрозды, ну, синички ...
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?

И еще утверждаем . Что мы любим природу....

 

У: Ребята, сегодня у нас необычный  урок. Мы с вами будем работать в творческой мастерской "Охрана  птиц» (привлечь внимание на запись на доске).   Рассмотрим  многообразии охраняемых  птиц нашего края,  поговорим о необходимости их охраны. Для творчества у вас на столе находится необходимый материал ( папки с заданиями)

2. Индукция- пробуждение личностного интереса с целью более надежного привлечения внимания ребят. Прослушивание " Песни про птиц"( А.Градский .) начать с фразы:

У:  я познакомлю вас с одной  историей... которую невозможно слушать  без боли и страдания. ( пауза- это создает атмосферу ожидания ,ее следует выдержать. Учитель может только доброжелательно встречаться взглядом с учащимися и терпеливо ждать суждения самых терпеливых ребят)

У:  О чём говорится в этой песне?...

Ответы детей: птиц стреляют....стреляют для развлечения и веселья....

3. Прояснение проблемы:

У: Итак, появилась проблема.

(предложить учащимся на доске закрепить: Проблема: почему гибнут птицы? )

У: Птицы... Почему они гибнут?...       

Ответы детей:   ...загрязнение окружающей среды, убивают птиц, разоряют гнёзда, они погибают от холода и голода...

  ( По законам мастерской  надо дать ребятам возможность выговориться, но долгой паузы не должно быть)

У: Да,  человек-  одна из главных  причин гибели птиц. Люди  вырубают леса, осушают болота, мелеют реки - нарушаются места обитания пернатых.

4. Принятие радикальных мер в защиту птиц.

У: Конечно, многие меры охраны осуществляют только специалисты. А сколько есть дел посильных каждому из нас? Чем мы можем помочь птицам?

-Я предлагаю вам высказаться в защиту птиц, предложить свои меры по их охране  в экологической  игре  «Напоминающие знаки».  Мы с вами вспомним правила поведения в природе. Перед вами знаки, несущие определенную информацию. Ваша задача  сформулировать  правило под этими рисунками. Объясните каждый знак – почему следует поступать так, а не иначе. Например, знак с изображением красной книги - это означает, что редкие и исчезающие виды птиц взяты под охрану. Вы продолжаете...

  1. Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
  2. Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
  3. Не шуми в природе.
  4. Не уничтожайте птиц.
  5.  Подкармливать птиц зимой, развешивать кормушки.
  6. ....  весной  искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
  7. Не руби деревья.
  8. Проводить акции  по охране и защите птиц.

У: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с экологической игрой, но вы не назвали еще один способ охраны птиц. А вот что это за способ охраны вы узнаете, отгадав зашифрованное слово.  Перед вами загадка (слайд), прочитав которую вы должны отгадать  птицу. Первая буква в названии птицы будет служить ключевой буквой в нашем зашифрованном слове( на доске).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (на доске открывается поочередно буквы зашифрованного  слова).

5. Словарная работа.

  У: получилось слово «Заказник»

- Давайте вспомним, что такое заказник?

Ответы детей: охраняемая территория....

 У: Да, ребята, заказник способствует охране не только животных, растений, но и птиц. 

6.   Творческие работы учащихся.......

 У:Посетив краеведческий музей, мы познакомились с охраняемыми территориями Меленковского района, с многообразием птиц родного края. Узнали птиц, занесенных в Красную книгу Владимирской области. Вам было  предложено  составить отчет по теме «Охрана птиц». 

Послушаем Латышева Дмитрия и  Бондаренко Альбину (презентация).

У: Один из способов приблизиться к природе является  изготовление скворечников и кормушек для птиц. Эти домики для птиц совмещают в себе и красоту, и пользу для окружающей нас природы. Ведь скворечник — это дом для птиц, а кормушка - столовая для них, сделанные руками человека, то есть это наша забота о братьях наших меньших.

-Предлагаю послушать Халдеева Даниила и Вихрова Никиту.  Они представят нам свой фотоотчет (презентация).       

У:Работа по охране птиц- это не только практическая работа, но и экологическое просвещение. Поэтому перед Столяровой Натальей и Храмовой Лидией была поставлена задача: способствовать расширению знаний учащихся начальных классов о птицах.

Предоставляю им слово.         

У: Да, прекрасен мир, когда светит солнце, кругом свежо, зеленеет трава, цветут цветы, щебечут птицы ...                                                                                                                                 - не будь живописной природы, скучна была бы земная жизнь...

- чтобы это не случилось, послушаем обращение к нам - людям сегодняшним.

 Песня «Раненная птица»  исполняет Котвицкий Михаил.

7. Рефлексия - отражение чувств.

У: Подводя итог, мне хотелось бы узнать, какое задание  вам на уроке понравилось, что вы запомнили и что было интересно узнать, где можете использовать полученные на уроке знания?

 Пожалуйста, выберите любое предложение и продолжите ответ.

Продолжите ответ  (слайд)

Мне на уроке понравилось…

Я на уроке запомнил…

Мне было интересно узнать…

Полученные на уроке знания использую...

8. Итог работы мастерской.                                                                      

 У:     - Многообразие видов птиц- это показатель экологического благополучия природной среды.  

-Мы должны сохранить этих птиц для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!            Ребята, запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так  и мало. Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на планете Земля. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

9.  Домашнее задание.                                                                        

У: Ребята, обычно в марте в нашей школе проводим "праздник птиц".

 Предлагаю вам  принять участие в  конкурсе на лучший  скворечник.

У: Ребята, благодарю вас за активное участие в работе нашей   мастерской.                          Вы все на отлично справились с заданием.

У: Урок закончен. Всем спасибо!

Приложение №1

 Творческая мастерская "  Охрана птиц".

Приложение №2

Проблема: Почему птицы гибнут?

Приложение №3 

Экологическая  игра  «Напоминающие знаки».  

* Изготавливать и развешивать гнездовья, скворечники, дуплянки.

* Устраивать кормушки.

* Подкармливать зимующих птиц.

* Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.

* Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.

*не шуметь в природе.

* Не уничтожайте птиц.

* Не руби деревья.

Приложение №4

1.  Работа с загадками.  

В чаще лесной у полянки

Рада вечерней поре,

Птичка лесная- ..........

Песню запела заре. (зарянка)

Этот старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеей, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками, к болоту (Аист)

 Птица серая живёт.
Никогда гнезда не вьет.
В чужих семьях вырастает.
Годы жизни предрекает.
«Ку, ку, ку, – кричит на ветке, –
Где вы, где вы, мои детки!»
Ей не верьте, птица – врушка!
И её зовут …
(Кукушка)

Альбатрос

Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывет по небу, как кораблик,
Называют его … .
(Зяблик)

Эта уточка....................

Все под воду хлоп,да хлоп (нырок)

Эта птица (когда страшно)
Издаёт такой вот звук,
Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг.
(Иволга)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто эту птичку назовёт?
(Клёст)

Называют слово  "Заказник"

Приложение №5

Заказник

Приложение №6

Данную раскладушку мы приготовили для учащихся начальных классов. В своей работе мы предлагаем разнообразный материал по теме: «Зимующие птицы». Цель нашей работы: заразить и других ребят заботой о птицах. Для этого подготовили памятки, составили подборку стихов, загадок, пословиц, занимательные задачки о птиц. Мы надеемся, что наш стенд повысит интерес ребят к данной проблеме.

 Обращение.

Рощи сосновые,

дубравы зелёные,

бабочки пёстрые,

птицы свободные

к нам обращаются - людям сегодняшним:

- чтобы реки и ручьи не мутнели,

- рыбы резвились и

- птицы бы пели,

- зелень от солнца в жару бы спасала,

-  каждому природу любить  не мешало.

Приложение №7

" Песня про птиц"(музыка  А. Градский, сл...........................)

Печальной будет эта песня

О том, как птицы прилетали,

А в них охотники стреляли,

И убивали птиц небесных.

А птицы падали на землю,

И умирали в час печали,

А в них охотники стреляли

Для развлеченья и веселья.

А птицы знали, понимали,

Что означает каждый выстрел,

Но по весне вновь прилетали

К родным лесам у речки быстрой.

И не могли не возвратиться

К родимой северной округе,

И песню горестной разлуки

Весной веселой пели птицы.

И не могли не возвратиться

К родимой северной округе,

И песню горестной разлуки

Весной веселой пели птицы.

А в них охотники стреляли,

И попадали в птиц не целясь,

И песню скорби и печали

Весной веселой птицы пели.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по биологии 8 класс Тема урока: «Охрана Птиц».

Слайд 2

Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость их охраны, познакомить с редкими и исчезающими видами птиц.

Слайд 3

Мы безмерно богаты В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых – Просто диву даешься! Но спросите иного, Что он знает о птицах, Ну, дрозды, ну, синички ... Где запомнишь все клички, Просто птички – и только? И еще утверждаем, Что мы любим природу…

Слайд 4

Проблема: Почему гибнут птицы?

Слайд 5

Игра « Угадай слово»

Слайд 6

В чаще лесной у полянки Рада вечерней поре, Птичка лесная- ........................... Песню запела заре. ( Зарянка )

Слайд 7

Этот старый наш знакомый. Он живет на крыше дома- Длинноногий, длинноносый, Длинношеей, безголосый. Он летает на охоту За лягушками, к болоту. (Аист)

Слайд 8

Птица серая живёт. Никогда гнезда не вьет. В чужих семьях вырастает. Годы жизни предрекает. « Ку , ку , ку , – кричит на ветке, – Где вы, где вы, мои детки!» Ей не верьте, птица – врушка! И её зовут … (Кукушка)

Слайд 9

Удивительная птица, Бури в море не боится, Очень крупный, трубкой нос... Кто же это? ... (Альбатрос)

Слайд 10

Уж весна, но поле бело. Птичка с юга прилетела. Холодно ещё, и зябнет На берёзке голой……… (Зяблик)

Слайд 11

Не зря воды «цветущей» гладь – Для глаз приятная картина: Он может мастерски нырять, Копаясь в грудах тёмной тины (Нырок)

Слайд 12

Эта птица (когда страшно) Издаёт такой вот звук, Будто кошка где-то рядом Начала скандалить вдруг. (Иволга)

Слайд 13

У этой птички клюв кривой, А гнёзда вьёт она зимой, Из шишек семечки клюёт, Кто эту птичку назовёт? (Клёст)

Слайд 14

ЗАКАЗНИК

Слайд 16

Рефлексия Продолжите ответ. Мне на уроке понравилось… Я на уроке запомнил… Мне было интересно узнать… Полученные на уроке знания использую…

Слайд 17

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра « Угадай слово»

Слайд 2

В чаще лесной у полянки Рада вечерней поре, Птичка лесная- .......... Песню запела заре. ( зарянка )

Слайд 3

Этот старый наш знакомый. Он живет на крыше дома- Длинноногий, длинноносый, Длинношеей, безголосый. Он летает на охоту За лягушками, к болоту. (Аист)

Слайд 4

Птица серая живёт. Никогда гнезда не вьет. В чужих семьях вырастает. Годы жизни предрекает. « Ку , ку , ку , – кричит на ветке, – Где вы, где вы, мои детки!» Ей не верьте, птица – врушка! И её зовут … (Кукушка)

Слайд 5

Удивительная птица, Бури в море не боится, Очень крупный, трубкой нос... Кто же это? ... Альбатрос

Слайд 6

Уж весна, но поле бело. Птичка с юга прилетела. Холодно ещё, и зябнет На берёзке голой……… зяблик

Слайд 7

Не зря воды «цветущей» гладь – Для глаз приятная картина: Он может мастерски нырять, Копаясь в грудах тёмной тины (нырок)

Слайд 8

Эта птица (когда страшно) Издаёт такой вот звук, Будто кошка где-то рядом Начала скандалить вдруг. (Иволга)

Слайд 9

У этой птички клюв кривой, А гнёзда вьёт она зимой, Из шишек семечки клюёт, Кто эту птичку назовёт? (Клёст)

Слайд 10

ЗАКАЗНИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....

Конспект урока по грамматике в коррекционной школе

Это подробный план-конспект урока грамматики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха)....

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Конспект урока по биологии 7 класс на тему "Птицы"

Класс Птицы. Общая характеристика класса....

План-конспект урока по биологии. 5 класс. Важность охраны живого мира планеты

Методическая разработка урока по биологии в 5 классеТема: Важность охраны живого мира планетыУчебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова...