Школьный музей, как средство экологического воспитания учащихся
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Погонина Ирина Константиновна

Описание истории создания и работышкольного  эколого-краеведческого музея МБОУ "Городковическая СШ" «Дивная Мещера». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.К.Погонина,

учитель биологии МБОУ Городковическая СОШ Спасского района

«Школьный музей, как средство экологического воспитания учащихся»

Современная школа для обучения и воспитания школьников должна привлекать и использовать максимально широкий спектр форм, приемов и методов. Российская школа уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Объединить эти две цели может школьный экологический музей. Именно здесь возможно комплексно решать вопросы обучения, развития и воспитания современного школьника. Используя современные педагогические технологии, разнообразные формы музейной педагогики, привлекая подлинные материалы родного края, именно в музее появляется возможность организовать особую воспитательную среду, способную заинтересовать и привлечь современного школьника. Правильная организация работы школьного музея позволяет разнообразить формы организации общего и дополнительного образования, значительно расширить кругозор учащихся, развивать ребенка как творческую, интеллектуальную, эмоциональную личность.

В нашей школе с 2010 года работает эколого-краеведческий музей «Дивная Мещера».

Организуя школьный экологический музей, мы ставили основную цель – экологическое воспитание школьников. Экологизация современного образования – насущная задача современности. В федеральных государственных стандартах второго поколения именно этому уделяется серьезное внимание. Тенденция изменения методического сопровождения экологического образования, переход «от работы с информацией об объекте – к работе с самим объектом реального мира [1].» – именно в музее имеет возможность прямой реализации.

Формирование экспозиций и фондов нашего музея планировалось и осуществляется с использованием только материалов, собранных без ущерба природе. В настоящее время основу экспозиции составляют природные объекты, собранные школьниками в окрестностях ближних сел, переданные в дар сотрудниками Окского заповедник и друзьями музея. У нас нет чучел животных, коллекций яиц, влажных препаратов. Большая часть природных объектов – гнезда птиц и насекомых, бобровые погрызы, следы жизнедеятельности короедов и других животных. Коллекции насекомых собраны под руководством энтомолога Окского заповедника, в них представлены в основном массовые виды. Тесная связь с природоохранными организациями позволяет разнообразить материалы музея картами, буклетами, плакатами эколого-биологической направленности.

Эколого-воспитательная работа в музее ведется по следующим направлениям:

  1. Меня окружает живой мир. Знакомство с удивительным миром живой природы Мещеры, воспитание любви к родному краю.
  2. Окский заповедник – наш добрый сосед. Знакомство с природой заповедника, функциями и работой его отделов, природоохранной деятельностью российской заповедной системы.
  3. Я – часть природы. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, способности соотносить свои интересы с интересами других живых существ, умения «экологического сосуществования».
  4. Природа глазами художника. Знакомство с творчеством художников экологических направлений (анималистика, фотография, керамика). Воспитание адекватного восприятия художественных ценностей, формирование потребности к художественно-творческому самовыражению.
  5. Эко-интеллект. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, повышение мотивации учения, реализация научно-исследовательской деятельности.
  6. Здоровье. Развитие сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к здоровому образу жизни, как естественного следствия экологического образования.

Работа музея включает в себя:

- сбор материала, оформление экспозиций;

- экскурсионную деятельность;

- музейные уроки;

- природоохранные акции и мероприятия;

- экологические даты и праздники;

- индивидуальные проекты школьников.

Музейная работа ведется силами актива музея (в нынешнем году - 9 человек из средних и старших классов) под руководством педагогов. Ребята организуют сбор природного материала, природоохранные акции, проводят экскурсии, участвуют в музейных уроках. В массовых мероприятиях участвует вся школа. Индивидуальная работа чаще связана с исследовательской деятельностью - проекты «Экология серого журавля», «Насекомые Мещерских лугов», «Восстановление биоценоза на гарях Окского заповедника» (при поддержке сотрудников заповедника). Эти работы участвовали и занимали призовые места в эколого-биологических конкурсах разного уровня. Активно используются музейные материалы на уроках биологии как учителями, так и учащимися.

Все музейные мероприятия (в том числе и экскурсии) проводятся соответственно возрастным критериям участников: младшим предлагаются в основном игровые мероприятия и обучающая исследовательская работа, средние охотнее участвуют в практических природоохранных акциях, старшие реализуют довольно серьезные исследовательские проекты.

Участие в музейной работе развивает инициативность и фантазию детей: ежегодно школьники предлагают и реализуют новые экологические мероприятия, разрабатывают собственные проекты и акции, обновляют традиционные. После участие в празднике «Именины выхухоли» (Окский заповедник), по инициативе детей в школьном музее была организована выставка поделок и рисунков на эту тему, участники праздника проводили мини-экскурсию «Носатое чудо» для младших школьников. Акция «Покорми зубра» стала традиционной, в музее появился новый стенд «Наши знакомые зубры», школьный этап акции проходит в игровой форме.

Многообразие форм и методов экологического воспитания школьников порой приводит к переизбытку информации. Современный ребенок не всегда способен правильно в ней ориентироваться. Роль педагога – направлять и контролировать движение обучающегося. «В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности [4].»Ведущая задача учителя – заинтересовать детей, вызвать у них желание искать ответы на заданные вопросы, задавать новые вопросы, заинтересовывать своей работой других. Для этого мы применяем различные технологии, как хорошо знакомые и традиционные, так и современные.

Применяемые технологии:

- Игровые – экологические праздники (День журавля, День птиц, Марш парков и др.)

- Компьютерные (информационные) технологии обучения используются при подготовке каждого мероприятия, работа музея освещается на школьном сайте. Популярны, особенно у старшеклассников, виртуальные экскурсии.

- Здоровьесберегающие технологии – проведение экскурсий на природу, популяризация здорового образа жизни, экологизация досуга.

- Технология индивидуализации обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение, проектная и исследовательская деятельности.

Именно методика проектов, органично реализуемая в музейной работе, позволяет переходить «от доминирования информативно-иллюстративных методов преподавания – к методике развивающего обучения, направленной на формирование умения ученика учитьСЯ – то есть, учить самого себя, самостоятельно ставить и решать задачи самовоспитания, самореализации, самоопределения» [1]. Ежегодно на базе музея реализуются ученические проекты «День журавля», «Живая газета «Птица года», «Покорми птиц зимой», «Весенний календарь природы», «Школа юного эколога» в летнем лагере с дневным пребыванием и др.

В нашем музее «Дивная Мещера» на практике осуществляется реализация возможностей музейной педагогики:

«- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе» [2].

Работа школьного музея позволяет педагогам школы расширить и углубить экологическую работу со школьниками, а обучающиеся получают возможность провести научные исследования, на практике познакомится с работой российской заповедной системы, реализовать свои организационные и лидерские качества и увидеть реальные результаты своей работы в виде природоохранных акций, школьных мероприятий, экспозиций музея и внимательных глаз младших ребят на экскурсиях.

«Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира [3].»


Литература.

  1. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения http: //
  2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
  3. Музейная педагогика. Под ред. Н.М. Ланковой // Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
  4. Смольянинова Н.Н. Музейная педагогика в школе. // Социальная сеть работников образования http: //


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания учащихся"

Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания школьников" . В  данной работе представлен анализ работы школьного музея МБОУ ООШ с. Правые Кумаки". Выступление по этой теме...

Сельский музей как средство патриотического воспитания учащихся

Презентация содержит материал о работе сельского музея в МБОУ Далисичской СОШ Суражского района Брянской области. Данный материал использовался в работе научно-практической конференции 30.10.2015 г. н...

Школьный музей – как средство патриотического и нравственного воспитания учащихся.

Патриотическое воспитание в школе - одно из основных направлений воспитательной работы. Первая школа в г. Новом Осколе является старейшим учебным заведением города. С 1995 года унас работает музей "ис...

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Выступление на педагогическом совете...

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев....

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

(Серёгина И.Г. . – руководитель школьного  музея БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ)...