Рабочая программа по биологии. Профессия "Машинист локомотива"
рабочая программа по биологии
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Забайкальский транспортный техникум»
«Утверждаю»
Зам. директора по УПР
___________ О.Н. Куткина
«10» февраля 2023 года
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 БИОЛОГИЯ
по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива
Чита, 2023
Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский транспортный техникум».
Разработчик:
1. Ретенгер А.А., преподаватель ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум».
Рассмотрено на заседании Методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Забайкальский транспортный техникум».
Протокол заседания методической комиссии № 5 от «02» февраля 2023 г.
Лист актуализации программы
Дата обновления | Содержание обновления | Ответственный за обновление |
Программа разработана на основе примерной программы, предназначенной для получения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих для профессий технического профиля.
Руководитель: Волохова Марина Анатольевна.
Программа может использоваться другими профессиональными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС).
Программа адаптирована: Ретенгер А.А., преподаватель ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 20 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 21 |
5. | ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ | 22 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины для специальности 23.01.09 Машинист локомотива, входит в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующей цели: формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни со знанием современных представлений о живой природе, навыков по проведению биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной личностной позиции по бережному отношению к окружающей среде.
Задачи:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу;
ПК 2.2. Обеспечивать управление локомотивом.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Планируемые результаты освоения дисциплины | ||
Код и наименование формируемых компетенций | Общие: | Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | сформировать знания о месте и роли биологии в системе естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира, в познании законов природы и решении жизненно важных социально-этических, экономических, экологических проблем человечества, а также в решении вопросов рационального природопользования; в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе российских и зарубежных ученых - биологов в развитие биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем, - уметь владеть системой биологических знаний, которая включает: основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм, гомеостаз, клеточный иммунитет, биосинтез белка, биополимеры, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие); биологические теории: клеточная теория Т. Шванна, М Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная теория наследственности Т. Моргана, закон зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н. Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, А.Н. Северцова - о путях и направлениях эволюции, В.И. Вернадского - о биосфере; законы (единообразия потомков первого поколения, расщепления признаков, независимого наследования признаков Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, генетического равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра, биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера); принципы (чистоты гамет, комплементарности); правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды чисел, биомассы и энергии); гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозима Т. Чек); - сформировать умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; - сформировать умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; - уметь выделять существенные признаки: строения вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы; строения органов и систем органов растений, животных, человека; процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений, животных и человека; биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах; - приобрести опыт применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять зависимости между исследуемыми величинами, объяснять полученные результаты и формулировать выводы с использованием научных понятий, теорий и законов; - сформировать умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; - сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп; взаимосвязи организмов и среды обитания; единства человеческих рас; необходимости здорового образа жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем, как условия сосуществования природы и человечества; - сформировать умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов; - сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов); - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; - интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов); - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; - уметь выявлять отличительные признаки живых систем, в том числе грибов, растений, животных и человека; приспособленность видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности; - уметь выделять существенные признаки биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
объем образовательной программы дисциплины 61 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Объем образовательной программы дисциплины | 61 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 41 |
в том числе: | |
Основное содержание | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 2 |
контрольная работа | 2 |
Профессионально-ориентированное содержание | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
подготовка сообщений | 14 |
создание презентаций | 6 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого | 10 | ||||
Тема 1.1.Биология как наука | Основное содержание | 1 | 2 | ОК 02 | |
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Биология как наука | 1 | |||
Тема 1.2. Общая характеристика жизни | Основное содержание | 1 | |||
Теоретическое обучение: | |||||
2. | Разнообразие и уровни организации биосистем. Общая характеристика жизни, свойства живых систем | 1 | 1 | ОК 02 | |
Тема 1.3.Биологически важные химические соединения | Основное содержание | 1 | 2 | ОК 02 ОК 04 | |
Теоретическое обучение: | 1 | ||||
1. | Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества клетки | ||||
Тема 1.4. Структурно-функциональная организация клетки | Основное содержание | 1 | |||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Клеточная теория. Плазматическая мембрана, клеточная стенка. Цитоплазма. Одномембранные и немембранные органоиды клетки. Ядерный аппарат. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 | |
Тема 1.5. Структурно-функциональные факторы наследственности | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Хромосомный набор клеток. Нуклеиновые кислоты | 1 | 1 | ||
Практические занятия: | |||||
1. | № 1 «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов» | 1 | 3 | ||
Тема 1.6.Процессы матричного синтеза | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | 1 | ||||
1. | Биосинтез белка | 2 | |||
Тема 1.7.Неклеточные формы жизни | Основное содержание | 1 | ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Вирусы – неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Бактерии | 1 | 2 | ||
Тема 1.8. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Основное содержание | 1 | ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 | 1 | ||
Тема 1.9. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз | Основное содержание | 1 | ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз | 1 | 2 | ||
Раздел 2. Строение и функции организма | 14 | ||||
Тема 2.1. Строение организма | Основное содержание | 1 | ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Одноклеточные, многоклеточные, колониальные организмы Ткани животных, органы и системы органов. | 1 | 2 | ||
Тема 2.2. Формы размножения организмов | Основное содержание | 1 | ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение | 1 | 2 | ||
Тема 2.3.Онтогенез животных и человека | Основное содержание | 1 | ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Онтогенез. Строение половых клеток. Эмбриональное развитие и постэмбриональное развитие | 1 | 2 | ||
Тема 2.4. Онтогенез растений | Основное содержание | 1 | ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Онтогенез растений. Размножение и развитие водорослей, споровых и семенных растений | 1 | 1 | ||
Тема 2.5. Основные понятия генетики | Основное содержание | 1 | ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Генетика как наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические понятия и символы. Методы генетики | 1 | 2 | ||
Тема 2.6.Закономерности наследования | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Закономерности образования гамет. Законы Г.Менделя. Полигибридное наследование | 1 | 1 | ||
Практические занятия: | |||||
1. | № 2 «Решение задач на определение вероятности наследования признаков при моно-, ди-, полигибридном скрещивании, составление генетических схем скрещивания» | 1 | 3 | ||
Тема 2.7. Взаимодействие генов | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов | 1 | 2 | ||
Тема 2.8.Сцепленное наследование генов | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Законы Т.Моргана. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности | 1 | 2 | ||
Тема 2.9.Генетика пола | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом | 1 | 2 | ||
Тема 2.10. Генетика человека | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Генетика человека. Наследственные заболевания человека. Значение медицинской генетики | 1 | 2 | ||
Тема 2.11. Закономерности изменчивости | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Изменчивость. Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. | 1 | 2 | ||
Тема 2.12. Селекция организмов | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Селекция как наука. Методы селекционной работы | 1 | 2 | ||
Контрольная работа № 1 | 1 | 1 | |||
Раздел 3. Теория эволюции | 5 | ||||
Тема 3.1. История эволюционного учения | Основное содержание | 1 | ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Первые эволюционные концепции. Эволюция видов в природе. Основные положения синтетической теории эволюции | 1 | 2 | ||
Тема 3.2. Микроэволюция | Основное содержание | 1 | ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Микроэволюция. Движущие силы эволюции. Вид и его критерии. Видообразование | 1 | 2 | ||
Тема 3.3. Макрэволюция | Основное содержание | 1 | ОК 02 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон | 1 | 2 | ||
Тема 3.4. Возникновение и развитие жизни на Земле | Основное содержание | 1 | ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Основные черты эволюции растительного и животного мира | 1 | 2 | ||
Тема 3.5. Происхождение человека – антропогенез | Основное содержание | 1 | ОК 02 ОК 04 | ||
Теоретическое обучение: | 1 | ||||
1. | Антропология – наука о человеке. Биологические социальные факторы эволюции. Стадии антропогенеза. Человеческие расы, их единство | 2 | |||
Раздел 4. Экология | 21 | ||||
Тема 41. Экологические факторы среды жизни | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 07 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Среды обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Экологические факторы | 1 | 2 | ||
Тема 4.2. Популяция, сообщество,экосистемы | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Экологическая характеристика вида и популяции. Биоценоз и его структура. Экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы | 1 | 2 | ||
Тема 4.3. Биосфера – глобальная экологическая система | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 | ||
Теоретическое обучение: | |||||
1. | Биосфера – живая оболочка Земли. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения | 1 | 1 | ||
Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу | Профессионально-ориентированное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.2 | ||
1. | Антропогенные воздействия. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду и здоровье человека | 1 | 2 | ||
Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Основное содержание | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.2 | |||
Профессионально-ориентированное содержание | 3 | ||||
1. | Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Опасные и вредные производственные факторы в работе машиниста локомотива | 3 | 2 | ||
Самостоятельная работа № 1 Сообщение на тему «Требования личной гигиены и производственной санитарии для локомотивных бригад» Самостоятельная работа №2 Сообщение на тему «Электромагнитное излучение как вредный производственный фактор в работе машиниста локомотива» Самостоятельная работа № 3 Сообщение на тему «Шум как вредный производственный фактор в работе машиниста локомотива» | 14 | ||||
Раздел 5. Биология в жизни | 9 | ||||
Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого | Профессионально-ориентированное содержание: | 3 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 2.1 ПК 2.2 | ||
1. | Биотехнология как наука и производство. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Бионика и железнодорожный транспорт | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №4. Презентация на тему: «Влияние бионических закономерностей на дизайн поездов и рельсовых автобусов» | 6 | ||||
Раздел 6. Биоэкологические исследования | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 | |||
Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований | Основное содержание | ||||
Теоретическое обучение: | 1 | ||||
1. | Научный метод. Методы биоэкологических исследований | 2 | |||
Контрольная работа № 2 | 1 | 1 | |||
61 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебники;
- доска;
- таблицы по общей биологии;
- методические пособия для кабинета биологии.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учеб.для студ.учреждений сред.проф.образования/ –9-е изд., стер.- М.: издательский центр «Академия», 2020.- 336с.
Дополнительные источники:
1.Асанов А.Ю. Викторова Т.В. Биология: учебное пособие для студ. учреждений высш. мед. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.-320с.
Интернет-ресурсы:
1. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
2. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
4. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
5. www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольных работ.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01 | Р.1. Темы: 1.4, 1.6 Р 2. Темы: 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12 Р.4. Темы: 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 Р.5. Темы: 5.1, 6.1 | Выполнение и защита практических работ № 1, 2 Оценка выполнения контрольных работ № 1, 2 |
ОК 02 | Р.1. Темы: 1.1.-1.9. Р 2. Темы: 2.1.-2.12. Р.3. Темы: 3.1.-3.5. Р.4. Темы: 4.2-4.5. Р.5. Темы: 5.1, Р.6. Темы: 6.1. | Выполнение и защита практических работ № 1, 2 Оценка выполнения контрольных работ № 1, 2 Оценка выполнения самостоятельных работ №1-4 |
ОК 04 | Р.1. Темы: 1.3, 1.4, 1.7, 1.9 Р.2. Темы: 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.11 Р.3. Темы: 3.1, 3.4, 3.5 Р.4. Темы: 4.4, 4.5 Р.5. Темы: 5.1 Р.6. Темы: 6.1 | Выполнение и защита практических работ № 1, 2 |
ОК 07 | Р.4.Темы: 4.1-4.5. Р.6. Темы: 6.1. | Оценка выполнения контрольной работы № 2 Оценка выполнения самостоятельной работы №4 |
ПК 2.1. | Р.4. Темы: 4.4, 4.5 Р.5. Темы: 5.1 | Оценка выполнения контрольной работы № 2 Оценка выполнения самостоятельных работ №1-4 |
ПК 2.2. | Р.4. Темы: 4.4, 4.5 Р.5. Темы: 5.1 | Оценка выполнения самостоятельных работ №1-4 Оценка выполнения контрольной работы № 2 |
5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Ознакомление с биологическими системами разного уровня:клеткой,организмом,популяцией,экосистемой,биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране. |
УЧЕНИЕОКЛЕТКЕ | |
Химическая организация клетки | Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке. |
Строение и функции клетки | Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клетокрастенийиживотныхпоготовыммикропрепаратам. |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК |
Жизненный циклк летки | Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов |
ОРГАНИЗМ.РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | |
Размножение организмов | Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки |
Индивидуальное развитие организма | Ознакомлениесосновнымистадиямионтогенезанапримереразвитияпозвоночныхживотных. Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира. |
Индивидуальное развитие человека | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека. |
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | |
Закономерности изменчивости | Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной) |
История развития эволюционных идей | Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение |
Микроэволюция и макроэволюция | Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | |
Антропогенез | Антропогенез Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека |
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | |
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой | Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных при- родных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе. |
Биосфера — глобальная экосистема | Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах |
БИОНИКА | |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики | Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве. |
Приложение
К1 – критерии оценки контрольной работы (в форме теста):
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
К2 - критерии оценки практической и лабораторной работы
Отметка «5» ставится, если студент:
1. Правильно определил цель работы
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений и правил ТБ.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил необходимое оборудование.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы.
Отметка «4» ставится, если:
1. студент проводил работу в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. допущено два-три недочета.
3.работа выполнена не полностью.
5.вописании наблюдений допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если:
1. Студент правильно определил цель, работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2. В ходе проведения работы были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Работа проводится в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.
Отметка «2» ставится, если:
1. Студент не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование.
2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...