Обучение учащихся проектированию исследовательской работы в образовательной области биология в основной школе
проект по биологии (7, 8, 9 класс)
Использование метода проектов для развития познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение учащихся
проектированию исследовательской работы
в образовательной области биология в основной школе.
Погонина И.К. (МБОУ Городковическая сош)
Особое место в системе экологической работы нашей школы отводится методу проектов. Я думаю, что все педагоги нашего района в той или иной степени используют этот метод. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление. Учащиеся ориентируются на самостоятельную деятельность — индивидуальную, парную или групповую, в зависимости от типа проекта. Чаще всего я использую исследовательские, творческие и информационные проекты.
Что такое проект? Я считаю, что проектом является любое исследование, любая акция, школьный праздник или другое школьное мероприятие, лабораторная или практическая работа может быть представлена в виде проекта. Другое дело, что мы не всегда оформляем наши работы в том виде, которого требует проект.
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Такие работы чаще всего представляются на конкурсы разного уровня. Исследовательские проекты, сделанные под моим руководством, занимали призовые и первые места на разных областных конкурсах.
На примере одной из последних работ можно провести анализ деятельности ученика и руководителя. Эта работа «Восстановление лесного биоценоза на гарях Окского заповедника». Перед проведением работы я старалась чётко выстроить логическую схему исследовательской деятельности:
Цель. Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить... Методы — виды деятельности. Результат.
При этом задачи самой исследовательской работы отличаются от задач исполнителя. Задачи работы менее подробны, касаются конкретно практической реализации проекта, а задачи учащемуся приходилось разбивать на этапы и планировать его деятельность гораздо тщательнее. При этом план его работы не однажды изменялся и корректировался. Сереже пришлось много работать с литературой, отбирая материалы для введения, он научился работать с бинокуляром и определителями, освоил методики полевых работ. Большая объемная работа заняла много времени и была разбита на несколько этапов. Каждый этап нуждался в контроле и поддержке.
Методики работы определялись легко – это были методы полевых исследований, в основном энтомологических.
Результатом работы должна была стать письменная научно-исследовательская работа соответствующего содержания.
Когда был собран практический материал, мы долго решали, какие материалы будем использовать и как конкретно. Очень сложно было с выводами. Сергей впервые делал такую серьезную работы, поэтому выводы мы делали вместе. Я старалась наталкивать его на максимально самостоятельные решения.
В итоге, результатом проекта стала не только цельная научная работа, но и практические навыки исследовательской работы учащегося. Каждая работа, кроме предоставления на конкурс, обязательно проходит публичную защиту в школе, обычно на научно-практической конференции. В последнее время такие конференции мы проводим дважды в год.
Однако, подобные работы проводятся во внеурочное время и соотносятся с программой курса биологии косвенно. Использовать на уроках метод проектов сложно из-за дефицита времени. Так, наибольшую трудность вызывает целеполагание. Например, очень часто дети в ответ на вопрос «Зачем?» отвечают «Для отметки». Поэтому на уроках, кроме лабораторных и практических, мы практикуем в основном информационные проекты. Это сообщения разного уровня сложности. В 6 классе, это доклады о конкретных растениях или семействах, в 7 – животные, у старших тематика разнообразнее. При этом степень сложности возрастает от класса к классу. 6 класс - просто доклад по определенной схеме, 7 – презентация, в 8 я требую анализ материала и конкретные выводы, а порой и рекомендации по здоровьесбережению.
Для таких работ я выбираю время в начале учебного года и мы вместе определяем общую цель таких проектов. Обычно она звучит следующим образом: «Узнать больше о представителях семейства…, расширить знания о животном или растении…» Я предоставляю учащимся план доклада, позволяя им, при желании, подготовить сообщение по собственному плану. По моему мнению, основной результат такого проекта – самостоятельная работа ученика, отбор нужной информации, развитие навыков работы с ПК. Распределяя проекты, я привлекаю всех учащихся, не делая скидки на уровень успеваемости. Но обязательно предлагаю свою помощь во внеурочное время.
Коллективные проекты чаще всего имеют творческий или практико-ориентированный характер. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся — она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, экологическая акция или экскурсия. Например, ежегодный проект «Птица года». Цель проекта: «Познакомить учащихся школы с особенностями конкретного вида птиц, заинтересовать их экологическими проблемами данного вида». Собирается группа заинтересованных ребят, распределяются обязанности. Каждый участник должен в Интернете найти конкретную информацию (внешний вид, ареал, питание, расположение гнезда и т.п.), подготовить маленькое сообщение (5-6 фраз) и нарисовать рисунок к этому материалу. На подготовительном этапе я обязательно контролирую всю работу. Результат проекта – выступление в школе с живой газетой «Птица года».
Индивидуальные творческие проекты чаще всего связаны с активным использованием ПК. Так при подготовке экологических буклетов к районному конкурсу, кроме сбора информации, детям пришлось освоить новую для них программу Microsoft Office Publisher.
Что служит критериями успеха работы над проектом? Вместе с другими педагогами я считаю, что это не только достигнутый результат (выступление, мероприятие или проведенная акция). Результаты многих проектов могут быть использованы другими коллективами или исследователями. Экологические проекты, в том числе и исследовательские, предполагают программу действий по оздоровлению, восстановлению и сохранению изучаемого объекта, которая опирается на результаты исследования. В эту программу входят как мероприятия, выполненные самими ребятами, так и рекомендации населению, в том числе перечень дел, которые планируют выполнить совместно. Важный критерий - создание активной команды участников проекта, которая способна продолжить работу в будущем. Даже то, что участники проекта получили удовольствие от своей деятельности и запомнят эту работу – тоже важно. Я верю, что такие ребята станут экологически воспитаннее и будут бережнее относиться к родной природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы исследовательской работы в области биологии и экологии
Окружающая нас природа сложна и разнообразна настолько, что человечество вероятно, никогда не сможет полностью постигнуть причины и механизмы всего того, что происходит вокруг нас. Тем не менее, этот ...

Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)
Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Биологические сказки и их использование на уроках основной школы....

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЛОГИЯ» В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Учебно-методические материалы о методической разработке...
Выступление по теме "Перспективы развития образовательной области Православная культура в школе"
Программа круглого стола XXIII Международных Рождественских образовательных Чтений "Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси"...

Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе
Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу м...

Исследовательская работа на уроках биологии и химии в школе - центр «Точка роста
Деятельность и оборудование Центра «Точка роста» помогает совершенствовать условия для повышения качества образования, для практической отработки учебного материала . Исп...