Исследовательская работа на уроках биологии и химии в школе - центр «Точка роста
статья

Хаметова Гульназ Рафаэлевна

Деятельность и оборудование  Центра «Точка роста»  помогает  совершенствовать условия для повышения качества образования, для практической отработки учебного материала . Использование средств оборудования, обучения и воспитания возможно на всех уровнях общего образования и целесообразно для реализации урочной и внеурочной деятельности по программам естественно-научной и технологической  направленностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на уроках биологии и химии в школе - центр «Точка роста

   Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МБОУ «Нижнеалькеевская СОШ» создан в 2021г в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»  1 сентября 2021 г.

   Деятельность и оборудование  Центра «Точка роста»  помогает  совершенствовать условия для повышения качества образования, для практической отработки учебного материала . Использование средств оборудования, обучения и воспитания возможно на всех уровнях общего образования и целесообразно для реализации урочной и внеурочной деятельности по программам естественно-научной и технологической  направленностей.

   Центры «Точка роста» обеспечивают повышение охвата обучающихся

общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и

малых городах, программами основного общего и дополнительного

образования естественно-научной и технологической направленностей

с использованием современного оборудования.

   В рамках проекта был проведен ремонт в двух кабинетах и получено новое современное оборудование.

   Важнейшей частью оснащения Центра «Точка роста» является цифровая лаборатория, перечень датчиков которой позволяет использовать эту лабораторию при изучении физики, химии и биологии. Введение в школьный эксперимент цифровых датчиков для регистрации различных величин и возможности использовать компьютер (смартфон или планшет) для расчетов и оформления результатов опытов, позволяет перейти на новый качественный уровень проведения измерений, упростив процесс измерений и повысив их точность. Появление цифровых технологий в лабораторных работах повышает их актуальность и привлекательность в сознании современного школьника, усиливает наглядность как в ходе опытов, так и при обработке результатов с использованием программных средств. Для экспериментов по биологии и химии это является значимым переходом от качественных наблюдений и опытов к количественным экспериментам.

   На уроках биологии появляется возможность получить количественные данные при проведении опытов, например: при определении факторов, влияющих на скорость процесса фотосинтеза, при изучении дыхания корней и листьев, при исследовании условий прорастания семян и т. д.

    На уроках химии на количественный уровень переходят практические работы по изучению процесса электролиза, исследование экзотермических и эндотермических реакций, теплового эффекта горения топлива и т. д. С использованием традиционных «аналоговых» средств подобные измерения выполнить невозможно. Однако, при переходе на цифровую лабораторию в тематическом планировании необходимо предусмотреть дополнительное время для обучения работе с датчиками, включая сборку экспериментальной установки с датчиками, снятие показаний с экрана компьютера, определение погрешностей измерений.

   Для работы с цифровыми датчиками используется специальное программное обеспечение, установленное на компьютер. Для коммуникации цифровых датчиков, записи и хранения информации, полученной с их помощью, цифровая лаборатория используется в комплекте с ноутбуком с необходимым установленным программным обеспечением.

   Использование компьютерной формы регистрации полученных значений и построения графиков изменяет подходы к оформлению лабораторных и практических работ обучающимися.

   Данные, полученные при помощи цифровых датчиков, вносятся в электронные таблицы, что позволяет строить графики зависимостей исследуемых величин на экране компьютера. На основании этих графиков делать выводы о характере зависимости величин от времени или других параметров.

   Эти новые возможности позволяют автоматизировать рутинные процедуры заполнения таблиц, выполнение однотипных расчетов, построения графиков.   Цифровая фотокамера позволяет сфотографировать собранную экспериментальную установку и прикрепить фотографию в электронный отчет. Таким образом, осуществляется переход к оформлению электронного отчета о проделанном эксперименте, проектной или исследовательской работе.

    Цифровая лаборатория позволяет организовать проектную и учебно-исследовательскую деятельность школьников как в рамках уроков, так и во внеурочной деятельности. Наличие разнообразных цифровых датчиков дает возможность проводить самые разнообразные исследования, опираясь на интересы обучающихся. В качестве примера можно привести «Определение рН средств личной гигиены». Исследовательские работы с использованием цифровых датчиков целесообразно предлагать учащимся 10-11 классов в рамках обязательной для них проектной деятельности. Выполнение таких проектов является основанием для оценки не только уровня сформированности предметных результатов, но итоговой оценки достижения метапредметных результатов обучения: коммуникативных (которые оцениваются как в процессе проведения работы, так и в процессе защиты проекта или исследования) и регулятивных (которые оцениваются в процессе выполнения проекта). Примеры таких исследовательских работ: «Оценка общей жесткости воды», «Освещённость помещений и его влияние на физическое здоровье людей».

   Оснащение для изучения биологии представлено комплектами демонстрационных влажных препаратов, гербариев и коллекций по разным темам курса биологии, а также цифровой лабораторией для проведения практических работ. Кроме того, при изучении биологии может использоваться цифровая лаборатория по биологии (как дополнительный элемент для углубленного изучения курса).

   Для проведения лабораторных работ в цифровую лабораторию включен микроскоп, а в комплекте посуды и оборудования общего назначения имеются необходимое оснащение для проведения лабораторных работ .

   Цифровая лаборатория включает набор для изготовления микропрепаратов(наглядный материал).

    Оснащение для изучения химии представлено в виде демонстрационного оборудования, комплекта химических реактивов с необходимым оборудованием из общего комплекта посуды и оборудования для ученических опытов и комплекта коллекций. Кроме того, при изучении химии используется общая для естественнонаучного цикла цифровая лаборатория, а также цифровая лаборатория по химии (как дополнительный элемент для углубленного изучения химии). (Наглядный материал: реактивы и склянки).

    Важнейшим направлением как демонстрационного, так и ученического эксперимента должно стать использование цифровой лаборатории, которая позволяет организовать химический эксперимент на принципиально новом уровне, перейти от качественной оценки наблюдаемых явлений к системному анализу количественных характеристик. При работе с датчиками цифровой лаборатории обеспечивается автоматизированный сбор и обработка данных, ход эксперимента может отображаться в виде графиков или показаний приборов, а результаты экспериментов могут сохраняться длительное время. Наиболее актуальным для химии является переход к количественным характеристикам, который можно проиллюстрировать следующими примерами: изучение строения пламени, определение рН в разных средах, определение скорости реакции, изучение влияния концентрации и температуры на скорость реакции. (Наглядность: пример определения электропроводности веществ)

   Для учителя даются методические рекомендации , в которых дано подробное описание работы с цифровой лабораторией и перечень лабораторных работ . (Наглядный материал: методические рекомендации)

    Цифровая лаборатория позволяет реализовать межпредметные связи с другими предметами естественнонаучного цикла, поскольку дает возможность выполнять интегрированные учебные исследования по естественным наукам, применять и осваивать элементы статистики и информационные технологии.

   Методические материалы также можно взять на сайте «Академия Минпросвещения России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"

Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"...

Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования.

Материал включает в себя доклад на тему "Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования" и презентацию о видах исследовательской деятельности....

Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии"

Методический семинар "Формирование познавательного интереса  посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского  конкурс...

Методы коррекционной работы на уроках биологии и химии

Данная работа посвящена актуальным проблемам воспитания детей с задержками психического развития в рамках указанных предметов....

Открытый урок по физике. (с применением оборудования центра “Точка Роста)

Лабораторная работа "Исследование температуры нагревания,кипения и остывания воды с течением времени"...