Исследовательская работа на уроках биологии и химии в школе - центр «Точка роста
статья
Деятельность и оборудование Центра «Точка роста» помогает совершенствовать условия для повышения качества образования, для практической отработки учебного материала . Использование средств оборудования, обучения и воспитания возможно на всех уровнях общего образования и целесообразно для реализации урочной и внеурочной деятельности по программам естественно-научной и технологической направленностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа на уроках биологии и химии в школе - центр «Точка роста
Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МБОУ «Нижнеалькеевская СОШ» создан в 2021г в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» 1 сентября 2021 г.
Деятельность и оборудование Центра «Точка роста» помогает совершенствовать условия для повышения качества образования, для практической отработки учебного материала . Использование средств оборудования, обучения и воспитания возможно на всех уровнях общего образования и целесообразно для реализации урочной и внеурочной деятельности по программам естественно-научной и технологической направленностей.
Центры «Точка роста» обеспечивают повышение охвата обучающихся
общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и
малых городах, программами основного общего и дополнительного
образования естественно-научной и технологической направленностей
с использованием современного оборудования.
В рамках проекта был проведен ремонт в двух кабинетах и получено новое современное оборудование.
Важнейшей частью оснащения Центра «Точка роста» является цифровая лаборатория, перечень датчиков которой позволяет использовать эту лабораторию при изучении физики, химии и биологии. Введение в школьный эксперимент цифровых датчиков для регистрации различных величин и возможности использовать компьютер (смартфон или планшет) для расчетов и оформления результатов опытов, позволяет перейти на новый качественный уровень проведения измерений, упростив процесс измерений и повысив их точность. Появление цифровых технологий в лабораторных работах повышает их актуальность и привлекательность в сознании современного школьника, усиливает наглядность как в ходе опытов, так и при обработке результатов с использованием программных средств. Для экспериментов по биологии и химии это является значимым переходом от качественных наблюдений и опытов к количественным экспериментам.
На уроках биологии появляется возможность получить количественные данные при проведении опытов, например: при определении факторов, влияющих на скорость процесса фотосинтеза, при изучении дыхания корней и листьев, при исследовании условий прорастания семян и т. д.
На уроках химии на количественный уровень переходят практические работы по изучению процесса электролиза, исследование экзотермических и эндотермических реакций, теплового эффекта горения топлива и т. д. С использованием традиционных «аналоговых» средств подобные измерения выполнить невозможно. Однако, при переходе на цифровую лабораторию в тематическом планировании необходимо предусмотреть дополнительное время для обучения работе с датчиками, включая сборку экспериментальной установки с датчиками, снятие показаний с экрана компьютера, определение погрешностей измерений.
Для работы с цифровыми датчиками используется специальное программное обеспечение, установленное на компьютер. Для коммуникации цифровых датчиков, записи и хранения информации, полученной с их помощью, цифровая лаборатория используется в комплекте с ноутбуком с необходимым установленным программным обеспечением.
Использование компьютерной формы регистрации полученных значений и построения графиков изменяет подходы к оформлению лабораторных и практических работ обучающимися.
Данные, полученные при помощи цифровых датчиков, вносятся в электронные таблицы, что позволяет строить графики зависимостей исследуемых величин на экране компьютера. На основании этих графиков делать выводы о характере зависимости величин от времени или других параметров.
Эти новые возможности позволяют автоматизировать рутинные процедуры заполнения таблиц, выполнение однотипных расчетов, построения графиков. Цифровая фотокамера позволяет сфотографировать собранную экспериментальную установку и прикрепить фотографию в электронный отчет. Таким образом, осуществляется переход к оформлению электронного отчета о проделанном эксперименте, проектной или исследовательской работе.
Цифровая лаборатория позволяет организовать проектную и учебно-исследовательскую деятельность школьников как в рамках уроков, так и во внеурочной деятельности. Наличие разнообразных цифровых датчиков дает возможность проводить самые разнообразные исследования, опираясь на интересы обучающихся. В качестве примера можно привести «Определение рН средств личной гигиены». Исследовательские работы с использованием цифровых датчиков целесообразно предлагать учащимся 10-11 классов в рамках обязательной для них проектной деятельности. Выполнение таких проектов является основанием для оценки не только уровня сформированности предметных результатов, но итоговой оценки достижения метапредметных результатов обучения: коммуникативных (которые оцениваются как в процессе проведения работы, так и в процессе защиты проекта или исследования) и регулятивных (которые оцениваются в процессе выполнения проекта). Примеры таких исследовательских работ: «Оценка общей жесткости воды», «Освещённость помещений и его влияние на физическое здоровье людей».
Оснащение для изучения биологии представлено комплектами демонстрационных влажных препаратов, гербариев и коллекций по разным темам курса биологии, а также цифровой лабораторией для проведения практических работ. Кроме того, при изучении биологии может использоваться цифровая лаборатория по биологии (как дополнительный элемент для углубленного изучения курса).
Для проведения лабораторных работ в цифровую лабораторию включен микроскоп, а в комплекте посуды и оборудования общего назначения имеются необходимое оснащение для проведения лабораторных работ .
Цифровая лаборатория включает набор для изготовления микропрепаратов(наглядный материал).
Оснащение для изучения химии представлено в виде демонстрационного оборудования, комплекта химических реактивов с необходимым оборудованием из общего комплекта посуды и оборудования для ученических опытов и комплекта коллекций. Кроме того, при изучении химии используется общая для естественнонаучного цикла цифровая лаборатория, а также цифровая лаборатория по химии (как дополнительный элемент для углубленного изучения химии). (Наглядный материал: реактивы и склянки).
Важнейшим направлением как демонстрационного, так и ученического эксперимента должно стать использование цифровой лаборатории, которая позволяет организовать химический эксперимент на принципиально новом уровне, перейти от качественной оценки наблюдаемых явлений к системному анализу количественных характеристик. При работе с датчиками цифровой лаборатории обеспечивается автоматизированный сбор и обработка данных, ход эксперимента может отображаться в виде графиков или показаний приборов, а результаты экспериментов могут сохраняться длительное время. Наиболее актуальным для химии является переход к количественным характеристикам, который можно проиллюстрировать следующими примерами: изучение строения пламени, определение рН в разных средах, определение скорости реакции, изучение влияния концентрации и температуры на скорость реакции. (Наглядность: пример определения электропроводности веществ)
Для учителя даются методические рекомендации , в которых дано подробное описание работы с цифровой лабораторией и перечень лабораторных работ . (Наглядный материал: методические рекомендации)
Цифровая лаборатория позволяет реализовать межпредметные связи с другими предметами естественнонаучного цикла, поскольку дает возможность выполнять интегрированные учебные исследования по естественным наукам, применять и осваивать элементы статистики и информационные технологии.
Методические материалы также можно взять на сайте «Академия Минпросвещения России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/05/picture-278384-1375716229.jpg)
Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии
Краткое обобщение опыта работы....
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-392436-1539359266.jpg)
Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"
Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"...
Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования.
Материал включает в себя доклад на тему "Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования" и презентацию о видах исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/06/picture-1028896-1523015788.jpg)
Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии"
Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1116525-1571230928.jpg)
Методы коррекционной работы на уроках биологии и химии
Данная работа посвящена актуальным проблемам воспитания детей с задержками психического развития в рамках указанных предметов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/03/picture-1447331-1675428188.jpg)
Открытый урок по физике. (с применением оборудования центра “Точка Роста)
Лабораторная работа "Исследование температуры нагревания,кипения и остывания воды с течением времени"...