ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЛОГИЯ» В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
методическая разработка по биологии (11 класс)

 Качалин Владимир Александрович

Учебно-методические материалы  о методической разработке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЛОГИЯ» В  УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Качалин В.А.

Учитель биологии и химии МОУ Багаевской СОШ №2

     Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуации  диктуют необходимость изменения приоритетов в образовании, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя, в первую очередь, особых педагогических усилий в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме,  их интеллектуально-нравственного роста.

    Одной из наиболее ярких особенностей современной педагогической ситуации является поиск ответа на вопрос: кого мы все-таки воспитываем из наших учеников – творцов или плотно набитые информацией чемоданы?  Не секрет, что зачастую образовательные учреждения работают в режиме, заданном совершенно иной политико-экономической ситуацией, выстраивая свою образовательную стратегию в более привычном и многократно  опробованном режиме. Однако реалии сегодняшнего дня требуют несколько  иного от образовательного учреждения, реализующего программы основного и среднего образования. Какие же задачи должно решать образовательное учреждение, учитывая особенности сегодняшней политико-экономической ситуации?

    Не менее важным, на мой взгляд, является и то обстоятельство, что современный учитель общеобразовательного учреждения тоже не может быть сторонними наблюдателем стремительных изменений в стратегическом развитии новой российской образовательной парадигмы. Все более и более очевидным становится факт, что роль современного учителя уже не может быть сведена только до  уровня классно-урочной системы, с ее так знакомыми и хорошо отработанными в течение многих и многих лет  проверкой домашнего задания, объяснения нового материала и одномоментного закрепления только что полученных знаний. Системы, предполагающей использование фронтальных и однотипных методик и приемов, системы направленной на использование безальтернативных учебно-методических комплексов, зачастую не самых лучших.

      Под образованием в Законе РФ «Об образовании»  (в редакции от 01.01 2007 г.) понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государственных образовательных уровней (цензов).

     Исходя из этого, становится очевидным, что в современных условиях необходим акцент на обучении в интересах обучающегося и государства.  Решение этой проблемы невозможно без смещения приоритетов, переосмысления ценностей, переоценок позиций в образовании. Осознавая это очевиден факт - процветание России в мировом сообществе невозможно без главного условия – творческого потенциала россиян.  Следовательно, в современных условиях  основным и ведущим принципом педагогической деятельности следует считать ставку  на нравственное, интеллектуальное и эмоциональное развитие школьников. Такое смещение приоритетов требует пересмотра образовательных систем, содержания образования, его существенной модернизации, гуманизации, дифференциации, индивидуализации, профилизации, внедрения новых процессуальных методик –  инновационных образовательных технологий.

     Необходимо отметить, что гуманизация образовательного процесса – основная проблема современной педагогики (Ш. Амонашвили, И. Волков, В. Шаталов, Е. Ильин,  Т. Гончарова, И. Ильин и др.).

      Важность личностного подхода к воспитанию показаны в гуманистической психологии А. Маслоу,  Ш. Бюллер,  К. Роджерс.

       В российской педагогике идеи гуманизации образования были  блестяще воплощены  усилиями таких педагогов, как Горбунов-Посадов, Вентцель, В. Сухомлинский,  Ш. Амонашвили и др.

      « … любовь к ребенку в нашей специальности  - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной  влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – все равно, что  певец без голоса,  музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». (В. Сухомлинский).

     Признавая высшей ценностью развитие ребенка, его интеллектуальный рост, гуманистическая парадигма образования предполагает свободу и творчество, как педагогов, так и учащихся. Это требует поиска собственных методов, средств воспитания и обучения.

     «Искусство воспитания – одно из самых древних и сложных, но начинается оно с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ученика какой он есть». (Е. Ильин).    

     Специфика преподаваемого мною предмета  обладает существенными возможностями эмоционального развития личности школьника. Знакомя учащихся с многообразием живых организмов, показывая их гармонию, совершенство, глубокую мудрость и продуманность их строения, учитель биологии пробуждает в детях восхищение жизнью, любовь и трепетное отношение к окружающему миру. Раскрывая ценности живого, учитель биологии получает уникальную возможность показать, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на планете жизнь, привить благоговейное, бережное отношение к любому живому организму. Показывая сложнейшие многоаспектные взаимосвязи биологических систем, учит детей выступать не самоуверенным бесцеремонным землевладельцем, а осторожным, любящим и заботливым землепользователем. Биология, как учебный предмет,  развивает в ребенке качества самостоятельной, творчески мыслящей личности, учит видеть проблемы, предлагать самые разные способы решения обозначенных проблем, учит привлекать полученные знания на творческом уровне, направлена на формирование основных компетенций учащихся – самостоятельного мышления, поиску сходств и различий, навыков анализа, синтеза, обобщения.  

     Эффективным способом нравственного,  интеллектуального и

эмоционального  развития школьников, индивидуализации, оптимизации и

гуманизации учебно-воспитательного процесса я рассматриваю применение  на  своих уроках технологии модульного обучения, авторы технологии: Третьяков П.И., Сенновский И.Б.          

     Сущность системы модульного обучения, его структуризация,  психолого-педагогические особенности (динамичность, гибкость, осознанность перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность и т.д.) были показаны  П.А. Юцявичене.

     Применение коллективных способов обучения (КСО), которые предусматривает технологии модульного обучения, дают также возможность индивидуализировать и дифференцировать обучение.

     Коллективный способ обучения основан на педагогике сотрудничества по

линии учитель-ученик и, что самое главное, ученик-ученик. Каждый ученик активно действует в процессе  всего занятия, в классе  создается творческая атмосфера, доброжелательные отношения между учащимися, а также между учащимися и учителем. Организует, воспитывает, обучает сама среда. Ребята учатся без стрессов, без давления, с удовольствием. Активно формируется литературная речь, в том числе и специальная – предметная. Коллективный способ обучения, по мнению Дьяченко В.К. – новая педагогическая технология, направленная на развитие всех компонентов  личности.

     Отечественная и зарубежная практика показывают перспективность  технологии модульного обучения, которая характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, согласованностью циклов познания.

     Поуровневая индивидуализация учебной и обучающей деятельности создают для учителя и учащихся ситуацию выбора, а также возможность дифференциации.

     Многократно повторяющаяся  учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном  индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала, переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выступает в роли исследователя. Создание природосообразной структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка.        

     Такой подход способствует укреплению гуманистических традиций в системе образования.

       Гуманизация образования не мыслима без внедрения технологий развивающего обучения.  Развивающее обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обеспечивается системное включение каждого обучающегося, независимо от его актуального уровня, в основные виды деятельности. Тем самым обеспечивается саморазвитие школьника и его творческий рост.  Обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

     Технология модульного обучения позволяет превратить учение в

межличностный процесс на основе диалога и полилога, причем, отношения между участниками образовательного процесса устанавливаются на личностно-значимом уровне. Неотъемлемой частью технологии является рефлексивное взаимодействие учителя и ученика. Технология предполагает развитие познавательных действий, расширение круга общения. Наиболее существенную роль в развитии познавательных действий, мотивов учения в технологии играет взаимодействие, активизация собственной продуктивной деятельности учащегося, основанной на рефлексии (Третьяков П.И., Сенновский И.Б.), что отвечает критериям развивающего обучения.

      Модульное обучение направлено на развитие личности, таких ее качеств как самосознание, самоопределение, самовыражение, самореализация, формирование коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, развитие способностей к самообразованию и способностей к самоорганизации, самоценной воспитательной работе.

      В.К. Дьяченко (1993 г.) определяет обучение как особым образом организованный процесс общения. В зависимости от структуры общения определяются  и структурные формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

      В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса модульная система предполагает развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, сформированность у каждого выпускника школы необходимых общеучебных умений и навыков самообразования, а также сформированность функциональной грамотности.

     Положительный эффект, достигаемый в результате такого обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариативности элементов, модулей,  содержании элементов и модулей.

      При выборе на том или ином этапе урока методов обучения исхожу из возможностей учащихся класса и уровня их подготовки.

     Работа над блоком обучающих модулей осуществляется, как правило, в три этапа.

    Первый этап – ввод. Различаем информационный и организационный ввод. Информационный ввод представляет собой школьную лекцию, построенную с учетом возрастных особенностей учащихся того или иного класса. Лекция содержит изложение предмета изучения, метод и порядок учебных действий в виде блоков. Главная задача информационного ввода – вызвать интерес к предмету изучения, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению готовых научных истин, которые следует знать и запомнить. Артамонова Г.А., Сачкова В.Н. (1995 г.) отмечают еще одну сторону информационного ввода – создать у ребенка общее представление о теме, дать возможность ориентироваться в учебном материале, а затем уметь находить место для вновь полученной информации. Организационный ввод помогает ответить учащемуся на ряд вопросов: что надо знать и уметь? Как лучше достичь этого?

     Второй этап – полностью посвящен самостоятельной учебной  деятельности учащихся в различных формах.  В начале второго этапа проводится диагностика уровня усвоения теоретических понятий, заложенных в предшествующей лекции. Далее организую работу в парах переменного состава.

      Предпочтение для организации работы учащихся в паре переменного состава отдаю мурманской методике (ММ) коллективных способов обучения (КСО).

      Учащиеся в парах переменного состава работают по следующему алгоритму:

  1. Получите карточку с цветовым сигналом.
  2. Выполните самостоятельно (или со своим соседом) материал, данный в первой части карточки .
  3. Выполните самостоятельно задание второй части карточки.
  4. Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, карточки партнера, запишите его фамилию и цвет карточки на полях своей тетради.
  5. Проработайте с ним свою карточку.
  6. Ваш партнер прорабатывает с вами первую и вторую часть своей карточки.
  7. Обменяйтесь  карточками и выполняйте задание второй части  новой для себя карточки самостоятельно.
  8. Обсудите результаты с партнером.
  9. Поблагодарите друг друга и найдите нового партнера по цвету карточки.
  10.  Работайте с новым партнером, начиная с шага 4.

      Наиболее рациональным  звеном второго этапа является глубокое и корректное усвоение учащимися  теоретических понятий в процессе выполнения достаточного числа повторительных  упражнений без перегрузки учащихся домашним заданием  (Третьяков П.И., 1997 г.).

       Работа в парах сменяется третьим структурным звеном – осмысление, целью которого является обобщение и систематизация знаний умений, навыков. Это достигается проведением уроков-практикумов, уроков творчества, уроков-семинаров и т.д.

       Третий этап предполагает предварительный контроль, коррекцию выявленных недочетов и пробелов и итоговый (выходной) контроль.

В качестве примера хочу привести структуру блока обучающих модулей по теме «Антропогенез».

Структура предлагаемой модульной программы выглядит так:

М1 - Доказательства происхождения человека от животных. Антропогенез. Первые люди. Современные люди ископаемого типа. Человеческие расы. Несостоятельность расизма, критика расизма и социал-дарвинизма.

М2 – Тренинг по МП «Происхождение человека».

М3 – Обобщение и контроль по изученное теме-программе.

М4 – Коррекция знаний. Контроль.

      Комплексная дидактическая цель:

1.Сформулировать доказательства происхождения человека от животных.

2.Охарактеризовать этапы эволюции человека.

3.Выявить движущие факторы антропогенеза – биологические и социальные.

4.Указать особенности человека как биосоциального существа, выявить причины выделения его из мира животных, руководствуясь теорией антропогенеза.

5.Показать роль изменчивости и естественного отбора в процессе эволюции человека.

6.Обосновать необходимость для человека человеческого общества.

7.Объяснить возникновение у человека рас, используя учение Ч. Дарвина.

8.Продолжить формирование материалистического мировоззрения учащихся.

9.Показать несостоятельность расизма.

10.Воспитывать у учащихся любовь к природе, человеку, бережное отношение к окружающей среде как важнейшему условию благосостояния человека и человечества.

      Интегрирующая цель:

      В процессе работы над материалом о происхождении человека учащиеся должны:

Знать: 

  • доказательства происхождения человека от животных, место человека в ряду животных;
  • основные направления эволюции человека;
  • движущие силы антропогенеза (социальные и биологические);
  • человеческие расы, указывать на их принадлежность к одному виду – Homo sapiens;

Уметь:

  • доказывать происхождение человека от животных;
  • давать характеристику основным этапа эволюции человека;
  • характеризовать основные исторические этапы развития человека;

     показывать и доказывать несостоятельность расизма;

  • уметь показывать различие биологических и социальных факторов, влияющих на антропогенез;

      Увидеть:

  • как влияет на развитие человека различные факторы эволюции органического мира, социальные, биологические и другие факторы;

Систематизировать:

  • полученные знания о происхождении человека, об эволюционном и  историческом  развитии человечества, отработать навыки работы с дополнительной литературой;

      Развивать:

  • методические навыки (взаимоконтроль, самоконтроль, самоорганизации при работе на определенном этапе, уровне).

    Привожу примеры дидактических  разноуровневых дидактических карточек-

заданий для организации работы в парах переменного состава, которую организую в классе после информационного вода по данной теме:

Карточка №1. 

Доказательства происхождения человека от животных

Часть 1: подготовьте устные ответы на вопросы, проработайте их со своим партнером:

  1. Охарактеризуйте место человека в органическом мире.
  2. Пользуясь материалом лекции, текстом учебника, дополнительной литературой перечислите 5 признаков сходства  и различия человека и животных.

Часть 2. Заполните таблицу в своей тетради:

Доказательства происхождения человека от животных

Доказательства

Примеры

1.Эмбриологические

2.Анатомические

3.Физиологические

4.Палентологические

Обсудите со своим партнером:

  1. Какие доказательства представляются вам наиболее важными? Почему?
  2. В связи с прямохождением человек получил многочисленные преимущества. Какие это преимущества? «Заплатил» ли чем-либо человек за это преимущество?
  3. Основная особенность человека – высокоразвитый головной мозг. Какие преимущества приобрел человека благодаря этому?

Приглашение к дискуссии.

     Примерно 70 млн. лет назад из популяции насекомоядных млекопитающих выделились ранние приматы. Они имели сильно развитые полушария головного мозга, пятипалые конечности, хорошо развитые органы зрения, слуха, осязания. Как  повлияли эти признаки на дальнейшую эволюцию  приматов?  Могут ли эволюционные изменения быть обратимыми? Почему?  

Оцените свою работу по 5-бальной шкале

Спасибо за работу!

     

     На последующих этапах реализации модульной программы организую диагностику знаний  и умений учащихся, которая предусматривает: предварительный контроль - диагностика уровня обученности, а также диагностика возможных пробелов; тренинг - своеобразная «работа над ошибками», направленная на устранение диагностированных ранее пробелов, и выходной контроль – констатация того уровня, который был достигнут каждым конкретным обучающимся в ходе работы по модульной программе

      Как показала практика, коллективный способ обучения создает творческую атмосферу, доброжелательные отношения между учениками, а также между учениками и учителем. Организует, обучает и воспитывает сама среда. Учащиеся учатся без стрессов, без давления, с удовольствием. Активно формируется литературная речь, в том числе и специальная – предметная.

       Кроме того, выяснилось, что учащиеся, работающие по данной технологии, отличаются большей трудоспособностью, в какой-то мере они более уверенные, они готовы аргументировано  высказывать свою точку зрения, и что не менее важно, готовы выслушивать, оппонировать высказывающемуся или поддерживать его, цивилизованно вести как диалог, так и полилог.

      Следует также отметить то, что  технология модульного обучения позволяет учителю  учить  детей видеть  проблему в целом, ориентироваться в ней, быстро находить место того или иного звена в целом блоке соответствующей информации. Так же это очень важно для формирования естественнонаучного мировоззрения учащихся.

      Кроме того, коллективная работа учащихся в ППС создает возможность для самовыражения, самоутверждения в глазах соучеников.

      В заключение хочется привести замечательные слова В.А Сухомлинского: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысяч граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет  человеку личное счастье».

     В определенной степени эти слова составляют основу моей личной педагогической философии.

Список использованной литературы:

1.Багоцкий С.В. Российская школа в 21 веке. Какой ей быть?// Биология в школе, 1998 г., №1.

2.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В., Педагогика. М. – Ростов-на-Дону, «учитель».1999 г.

3. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. М., НИИ школьных технологий, 2005 г.

4.Антология гуманной педагогики. Сухомлинский. Составитель Глейзер Г.Д. Издательский дом Шалвы Амонашвили. М., 2002 г

5.И.П. Волков. Учим творчеству. М., Педагогика, 1990 г.

6.Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. М., Педагогика, 1990 г.

7.Ильин Е.Н. Искусство общения. М., Педагогика, 1990 г.

8.Лернер Г.И. Педагогическая теория – современному учителю. Курс лекций.// Биология – 1 сентября 2004г., №38

9. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее этапы. Усть-Каменогорск, 1993 г.

10. Третьяков П.И., Сеновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.. Новая школа, 1997г.

11. Артамонова Г.А., Сачкова В.Н. Коллективный способ обучения – новая педагогическая технология. //Биология в школе, 1995 г., №6

12.Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения. В сборнике «Открытое образование», 1993 г., №5-6                                                                                                                                                                                                                                                           13.Бюлер Ш. Социально-психологическое изучение ребенка. М.-Л., 1931г. (цитировано по: Бондаревская Е.В., Кульневич, Педагогика, М. – Ростов-на-Дону, 1999 Г).

14.Маслоу А. Самоактуализация. «Психология личности», М., 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование физики и биологии в сельской школе

Материал представляет собой теоретическое обоснование целесообразности интегрирования физики и биологии в условиях сельской малокомплектной школы...

«Особенности организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения уровня образования школьников»

В данной статье идет речь об использовании различных средств в обучении для повышения интереса к изучению немецкого языка. Это и игровые приемы, и ролевые игры, и метод проектов и т. д. ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Опираясь на традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса Дубровская детская музыкальная школа решает такие задачи, как: увлечение детей освоением нового музыкального репертуа...

Создание развивающей образовательной среды в условиях сельской школы

Создание развивающей образовательной среды в условиях сельской школы...

Особенности организации учебно-воспитательного процесса для обучающихся с РАС с учетом здоровьесберегающих технологий

В наши дни сохранение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. В данной статье расматриваются специфические особенности применения здоров...