КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
статья по биологии (6 класс) по теме

Биологические сказки и их использование на уроках основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultpodkhod-statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.

Терихова Э.В.,

 учитель биологии

МБОУ СОШ №5

Г. Углегорска.

       В недавнем прошлом перед сном родители читали детям сказки. Через сказки они общались друг с другом, обсуждали проблемы героев, будоражили воображение ребёнка, давали первые уроки жизни. Ведь «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - гласит всем известная поговорка.

       В современном мире любой ребёнок чуть ли не с рождения имеет  гаджеты, умеет ими пользоваться, не умея читать. Пользуется готовыми компьютерными программами, не развивая при этом воображение, мышление, а самое главное нет  трогательных отношений между родителями и детьми, которые возникают в процессе чтения сказки,  нет того прекрасного флёра под названием «Детство».

       Придя в школу ребёнку трудно адаптироваться среди сверстников, он привык дома  « общаться» с компьютером. Не интересно учиться, так как  дома, в школе общение строится  через  тот же компьютер, ничего нового. А вот когда учитель начинает рассказывать сказки, причти, в которых герои переживают интересные события жизни.  Ребёнок вовлекается в этот волшебный мир, который ему не знаком и  не замечает как обучая героя обучается сам- вот это сегодня актуально.

        Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, - заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого используются различные  подходы, методы и формы обучения. Я остановлюсь на культурологическом подходе. Культурология- это сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности. Культурология от слова «культура», что означает высокий уровень чего- нибудь, высокое развитие, умение. (Словарь русского языка И.С. Ожегова).  В область культурологии  входит устное народное творчество: сказки, легенды, баллады, стихи, частушки.

     Если сказки и другие виды народного творчества использовать на уроке, то  устанавливается контакт с ребёнком, создается комфортная, соответствующая, возрастным особенностям среда,  способная активизировать познавательные и психофизические процессы, стимулировать детское творчество.  Сказки и другие виды устного народного творчества «разговаривают» с ребёнком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Именно поэтому я использую их на своих уроках.

    Культурологический подход через дидактическую сказку, легенду отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои, решать задачи, за которых могут только учащиеся. Дидактические сказки, легенды, притчи можно использовать не только при объяснении нового материала,   при закреплении пройденного или при опросе, но и как домашнее задание.

    Алгоритм дидактической сказки, новеллы, притчи:

     1.Введение в сказочную, вымышленную страну, в которой живёт одушевленный символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

     2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.

      3.Обращение к ребёнку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может всё спасти. Чтобы восстановить справедливость, нужно выполнить определённое задание.

      Сказка, легенда может быть дополнена наглядными источниками информации (картинка, слайды…), демонстрацией опытов. На уроках биологии целесообразно использовать различные виды народного творчества, например, сказки – повествования. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить сказка о « Спящей царевне и дух богатырях» ( О двойном оплодотворении у цветковых растений- автор В.Г. Смелова, учитель биологии МОСШ №7, г. Ноябрьска).Эта сказка зачитывается на уроке « Размножение цветковых растений». Слова, помещённые в скобках, не зачитываются, а предлагается самим догадаться, о том, кто является Царевной, Царевичами т.д.

В некотором царстве, некотором государстве Геницее (Пестике)  в глубокой темнице( завязи) жила была девица, красавица писанная царевна ( Яйцеклетка). Служили ей службой верною пять служанок. Две служанки Синергиды ( Клетки- спутницы) денно и нощно царевну охраняли, а ещё три служанки Антиподы в дальнем конце темницы ночевали. Посредине темницы мамка-нянька (центральная клетка) дремала, всех покой и сон охраняла.

    И све спали сном глубоким, беспробудным. Ничто их покой не тревожило: темница была темная, ни окон в ней, ни дверей. Лишь маленькая дверка ( пыльцевход), да и та до поры до времени крепко-накрепко закрыта была, да для надёжности клейкой смолой замазана.

   За высокими горами, тёмными долами в соседнем царстве- государстве Андроцее (тычинке) жили- были два царевича- близнеца ( спермии). Дворец их ( пыльник) высоко над землей парил ( на тычиночной нити), а светлица царевичей ( пыльцевое зерно) всем ветрам была открыта. Жил с царевичами их верный наставник дядька- служака 9 вегетативное ядро).

Прослышали царевичи о том, что в соседнем царстве Геницее в глубокой темнице спит беспробудным сном красавица- девица ( яйцеклетка). И решили они в то царство добраться, счастья попытать- царевну разбудить, руку и сердце ей предложить. А кому царевна не откажет, тому и мужем быть.

 Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

 Как в то царство попасть? Далеко Геницей, дорога туда трудная. Решили было на волю ветра положиться, да ветер, как на зло  в ту пору  в обратную сторону дул. Обратились они за советом к дядьке ( вегетативному ядру). Тот подумал, подумал да говорит: « А. вы царевичи, дождитесь случая - авось кто к гницею полетит вскорости, так может и вас туда по случаю доставит». Случая долго ждать не пришлось- тут как раз Шмель мимо пролетал. Царевичи и спрашивать не стали, мигом Шмелю на спину мохнатую запрыгнули, крепко за него ухватились, а следом и дядька прыгнул – как же он добрых молодцев да в такой путь опасный  одних отпустит? Шмель  и не заметил. Полетели.

Долго ли коротко ли летели, а вот уже и Геницей показался. Спрыгнули царевичи с дядькой на крышу дворца ( пестик) , а дворец какой то странный, больше на башню неприступную похож, да крыша вся ( рыльце) какой- то липкой смолой намазана. Догадались царевичи, что ждали их, видно, во дворце. Куда же дальше податься? Ни щёлочки в крыше. Ни отверстия. Да дядька углядел маленькую дверцу, туда и полезли. Царевичи впереди, дядька следом.

Долго царевичи с дядькой по башне ( столбику) пробирались. Лаз узкий, только одному и пролезть. Да терпенье и труд все перетрут. Добрались до темницы и давай дверцу ( пыльцевход) ломать.

Тем временем в темнице от шума суматоха поднялась. Служанки Синергиды проснулись, давай прихорашиваться. Побежали Синергиды дверь помочь открыть, тут дверь возьми и упади, служанок-то и прихлопнуло. Вошли царевичи в темницу. Видят – спит царевна ( Яйцеклетка), да так хороша во сне- щечки разрумянились. Не выдержал один царевич, да в щёчку царевну и поцеловал. Царевна ( Яйцеклетка) ото сна очнулась, царевича ( Спермия) увидала и сразу полюбила. А второй царевич не растерялся – подошёл к мамке-няньке ( Центральной клетке) и тоже её поцеловал. И он его сразу полюбила. Так две свадьбы и сыграли. Да второй царевич выгодно женился – приданного за мамкой- нянькой больше взял, богатой она оказалась.

 Хватились, было о дядьке, на свадьбу позвать, да тот от радости ещё на пороге темницы и помер.

 Родилась у царевны ( Яйцеклетки) и первого царевича ( Спермия) дочка. Назвали её Зиготой. А у мамки- няньки ( Центральной клетки) и второго царевича ( Спермия 2) сын. Назвали Эндоспермом. Эносперм с зиготой дружно жили в одном доме (семени), пока не выросло из него новое растение. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

    Парадоксальная сказка( или рассказ-парадокс) может быть использована при опросе, проведении проверочных работ, на этапе закрепления нового материала, а может быть как одно из заданий при обобщении темы (сказка с явными или скрытыми ошибками фактического материала). Привожу пример  рассказа-парадокса, которую я использовала как одно из заданий при обобщении темы « Жизнедеятельность организма» в 6 классе, называлась она « Путешествие  по Перепутовым островам». Предварительно с детьми был проведён инструктаж:

1.Слушать внимательно

2.Выбирать из текста рассказа ошибки следующим образом:

  • Пронумеровать ошибку
  • Выписать саму ошибку
  • Рядом с ошибкой в скобках написать правильный ответ.

     В некоторой стране «Вымышляндии», есть биологическая лаборатория, мы с ребятами пробрались в неё и стали рассматривать бутылочки с цветными жидкостями. Танька среди нас была самая неуклюжая и большая. Разворачиваясь в очередной раз она задела боком пробирку и содержимое выплеснулось на Вадика. Вадик как заорёт и стал дымиться и в дыму совсем пропал. Потом он появился, но стал совсем прозрачным. И вот тут-то мы увидели его нервную систему сетчатого типа. Скелет у него внутренний, состоит из хитина и минеральных солей. Дышал наш друг внутренними жабрами, при этом  он вдыхал углекислый газ, а выдыхал кислород. Кровь у него была голубая, называлась гемолимфой. В желудке происходил процесс переваривания, который происходил под воздействием углекислого газа, пища склеивалась. Моча Вадика собиралась в нефридии и удалялась  из организма через сократительные вакуоли. Когда дым окончательно рассеялся, Вадик потерял свою прозрачность и стал обычным мальчиком. ( Выделенные слова и есть ошибки).

Сказки – игры и  сказки-( стихи) загадки применяются для закрепления, повторения домашнего задания.

     Началом игры « Определи правильное растение» может быть такая сказка.

 « В саду росло много цветов, но самым мудрым  и главным был большой желтый подсолнечник.  Давно он хотел обратиться к цветам с такими словами: « Мы с вами живём в этом саду уже долгое время, но мало что знаем друг о друге. Посмотрите, как некоторые из вас похожи. Может быть, вы братья и сёстры?» Цветы были озадачены. Многие хотели бы узнать своих родственников, но как это сделать? Ребята, может вы знаете, к помочь цветам?( автор Е,В Кулицкая, кандидат п.н., Тула)

    Сказки- загадки ( в прозе и стихах). На уроках биологии школьники могут решать и генетические, молекулярные сказки- задачки. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность. (в 9-10 классах- решить задачу):

« Известно, что мягкие зубы и волосатые губы- доминантные ген- расположенные в разных парах артосом. Женщина с твёрдыми зубами и волосатыми губами обманом вступила в брак с мягкозубым мужчиной, не имеющего волос на губах. Какова вероятность того, что их первый мягкозубый ребёнок будет всю жизнь брить губы?( автор И. Р Мухамеджанов «Тесты, зачёты, блицопросы.»)

в 7 классе при изучении темы « Птицы»

«Сказка о жемчуге»

Через множество легенд, сложенных разными народами. Проходит мысль о некой  таинственной связи между жемчугом и его владельцем. Предания гласят, что знатоки тибетской медицины по одному лишь изменению блеска жемчужных украшений могли предсказывать смерть могущественных повелителей за долго до того, как  сами узнавали о своём недуге.

    Люди давно замечали, что жемчуг тускнеет, если его не носить, что ему необходимы близость и тепло человеческого тела. Мудрецы Древней Индии знали способ оживлять тусклые жемчужины, давая склёвывать их петухам с яркими, радужными хвостами. Предположите: что происходило дальше? (Через 2 часа такого петуха резали и извлекали из его желудка воскресшие жемчужины. Дело здесь, конечно, не в радужных перьях, а в том, что желудочный сок, растворяет верхние слои, улучшал блеск жемчужины).    

При изучении темы в 6 класса « Координация и регуляция» на этапе закрепления может быть использована легенда «Памятник».

Произошло это в Древней Греции. Как-то осёл, да-да, изголодавшийся осёл, самовольничая, аккуратно общипал часть кустов одного растения. Как тут разгневался хозяин, приговаривая: « Боже, самые лучшие, самые молодые веточки общипал!»

Прошло лето. Наступила осень. И тут греки вдруг решили поставить огромный памятник ослу. И поставили.

Предположите: за что греки поставили памятник ослу? 

(Осёл общипал часть кустов винограда. Как раз эти кусты и дали щедрый урожай. Так нерадивый осел преподал виноградарю урок ухода за растениями. Предание гласит, что расчувствовавшиеся греки некогда даже соорудили невольному первооткрывателю замечательного агротехнического приёма весьма внушительный памятник.)

 (в 7 классах найти биологические ошибки в тексте):

А,.П. Плещеев

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам лети.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

 Что из стран далёких

 Принесла с собой.

( ошибка: ласточка- насекомоядная птица, поэтому зерна не ест; в природе сначала солнышко блестит, а затем травка зеленеет).

     После изучения материала урока или целой темы  можно дать на дом творческое задание( написать сказку, частушки, РЭП, и другие словесные формы самовыражения) дать на дом, обговорив условия ( алгоритм создания рассказа, сказки, стихов).

         Допустим при изучении темы « Транспорт веществ в организме растений» можно дать такое задание: напишите небольшой рассказ( сказку). Тема: путешествие капельки воды( глюкозы) по растению». Детям задаётся алгоритм составления сказки:

Используйте следующие понятия: зоны или слои, ткани и клетки, а так же примените знания по биологии об основных физиологических процессах растительного организма.  

         На мой взгляд, при использовании подобных заданий у детей развивается не только познавательная, но и концептуально- описательная, оценочная, мировоззренческая, образовательная, научная активность- а это и есть функции культурологического подхода.

Культура сказки, притчи…- это детство.  Детство - это  очень доброе, позитивное, солнечное время каждого человека, когда все ещё впереди. И чтобы ОН - ребёнок пошёл по дороге жизни, необходимо ЕГО научить как и куда идти по дороге жизни!

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

 Кто, жить, готовясь,

В детстве не живёт. (С.Я. Маршак).

Литература.

1. С.И. Ожегов.  Словарь русского языка.// Н.Ю, Шведовой . М.: Русский язык-1989.с 252

2. Е.В. Кулицкая .Журнал №4 « Биология в школе» 2011.с.44-45

 3.В.Г. Смелова. Журнал  №4 « Биология в школе» 2011. с.46-47

4.А.В. Литвинов История становится ближе. Задачник М: Народное образование, 1996

5.А.В. Литвинов Историческая оранжерея.  Журнал « Биология в школе» № 6,8-2003, №2-2004, №4-2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "

«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Культурологический подход в преподавании биологии в основной школе

Статья содержит примеры применения некоторых жанров устного народного творчества на уроках биологии (сказки, загадки, поговорки и др.)...

Теоретические основы применения деятельностного подхода в обучении математике в основной школе

Деятельностный подход в обучении как средство достижения нового качества образования....

Методика обучения биологии в основной и средней школе в рамках ФГОС

Биологические знания – важнейшая составная часть общечеловеческой культуры – без знания биологии невозможно выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов ...

Дифференцированный подход в обучении биологии в школе

Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаю...