Презентация " Формирование функциональной грамотности обучающихся"
презентация к уроку

Алимова Ираида Викторовна

Актуальный вопрос на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx216.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»

Слайд 2

Что отличает современных детей (ПОКОЛЕНИЕ Z) Особенности психических процессов: »другая « память ( запоминают не содержание , а место « путь»,по которому можно найти информацию).Память не «глубокая», «короткая» но при этом отличная визуализация; концентрация внимания уменьшилась в десятки раз быстро воспринимают,быстро переключаются, меньше запоминают; направленность на работу с техникой, в которой разбираются лучше чем в человеческих эмоциях и поведении. н етерпеливость,сосредоточенность , только на краткосрочных целях (проблемы школьной успеваемости из-за нетерпеливости и неусидчивости; приоритет техногенной , а не человеческой коммуникации; «иное « обучение –мотивированно занимаются только тем что интересно остальное - игнорируют; о тсутствие возрастных авторитетов ; р азвитое чувство индивидуальности и справедливости ; о риентация на потребление и получение удовольствия от всего.

Слайд 3

Согласно указу Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Слайд 4

Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. «Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …»

Слайд 5

Функциональная грамотность Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?

Слайд 6

Цель образования

Слайд 7

Выявленные проблемы по результатам анализа Основные недостатки школьного современного образования

Слайд 8

В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся

Слайд 9

• Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy / . • Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/. • Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa. • Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf. • Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» https://prosv.ru/pages/pisa.html • Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

Слайд 10

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Глобальные компетенции – это специфический обособленный ценностноинтегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков ( soft skills ). Наличие опыта глобальных компетенций предполагает, что ученик сможет эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях: заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития; Составляющие функциональной грамотности

Слайд 11

вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс за счёт обеспечения личностной и общественной значимости учебного материала; осознание применимости приобретаемых знаний, их практической направленности; обогащение социального опыта обучающихся при одновременном учёте их возрастных особенностей и ориентации на выработки жизненных стратегий; проблемность в изложении учебного материала и работе с ним с опорой на реальные ситуации, возможность формирования собственных оценок и точки зрения; развитие коммуникативных навыков и умения их решать совместными усилиями, выполняя разные социальные роли; организация работы в сотрудничестве при решении разнообразных задач. Методические принципы формирования функциональной грамотности

Слайд 12

Сформированность функциональной грамотности обучающихся оценивается посредством решения заданий, выходящих за пределы учебных ситуаций. Решение этих задач требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий . Для оценки уровня функциональной грамотности обучающимся предлагается комплексная работа, содержащая задания, относящиеся к разным типам функциональной грамотности. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе критериев, разработанных для каждой задачи, входящей в задание, по оценке конкретного типа функциональной грамотности. После выполнения работы результаты анализируются по каждому типу функциональной грамотности и по работе в целом . Для оценивания результатов выполнения работы используется общий балл. Каждый тип функциональной грамотности включает шесть уровней. Оценка функциональной грамотности

Слайд 13

Повышение адаптивности современного образования, его направленность на использование получаемых знаний в реальной жизни и будущей профессии требует изменения подходов к обучению и концентрации внимания педагогического коллектива на формировании функциональной грамотности обучающихся. Интеграция функциональной грамотности в систему общего образования как одного из направлений его обновления инициирует создание системы специальных заданий. Суть их заключается в том, чтобы «погрузить» обучающегося в жизненную ситуацию, контекст, в решение реальных проблем. Задания по функциональной грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся . Использование реальной ситуации в заданиях по формированию функциональной грамотности, представленной в различных контекстах, способствует, с одной стороны, социализации обучающихся и обогащению их личного социального опыта, а с другой – наполняет практическим смыслом учебную деятельность обучающихся, стимулирует познавательный интерес и повышает мотивацию к обучению. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны  особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...

«Формирование функциональной грамотности обучающихся»

Как развить навыки функциональной грамотности     Есть пять способов становления функциональной грамотности - они подходят не только школьникам, но и педагогам....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...