урок по биологии в 5 классе на тему : "Эксперимент в биологическом исследовании"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока биологии в 5 классе
по теме «Эксперимент в биологических исследованиях»
Разработано учителем биологии Ким Еленой Владимировной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 5 классе
по теме «Эксперимент в биологических исследованиях»
Разработано учителем биологии Ким Еленой Владимировной
Тема занятия. | Эксперимент в биологических исследованиях |
Деятельностная цель: | Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
|
Предметно - дидактическая цель: | Сформировать у учащихся знания об эксперименте в биологических исследованиях, его этапах и особенностях проведения. |
Задачи занятия | Образовательные: Расширить средствами изучения новой темы знания об эксперименте как методе научного исследования, изучить этапы эксперимента и особенности его проведения; Развивающие: Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию . Воспитательные: Формирование умений работать в группах. Воспитывать точность и организованность в работе, при выполнении заданий. |
Планируемые образовательные результаты . | Предметные: -изучить эксперимент как метод научного исследования, его этапы и особенности проведения. Метапредметные: -обучающиеся продолжат развитие навыков работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике и интерпретировать ее; умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: -обучающиеся продолжат развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению биологии. |
Формируемые УУД | Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: продолжат формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и учениками, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, оценка и коррекция действий партнера. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом, использовать жизненный опыт при изучении нового материала. |
Основные понятия | Эксперимент, крахмал, этапы эксперимента, проблема, гипотеза |
Тип урока | Урок исследование, урок усвоения нового материала |
Метод обучения | Проблемно-диалоговый |
Ресурсы | УМК: Биология 5 класс, Линия жизни В.В. Пасечник. Тексты для работы в группах, инструктивные карты для выполнения работ, тетради |
Форма урока | Фронтальная, работа в группах |
Методы | Проблемного обучения, частично -поисковый, словесный, наглядный |
Этап урока | Деятельности преподавателя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. На доске написано слово –ТРУД. Что это означает? Как вы готовы к уроку, все ли на месте, на парте. Проверяем. Тетрадь. Ручка. Учебник. Дневник. Далее детям объясняет, что за каждый правильный ответ каждый может получить фишку. За 5-6 фишек ребенок получает оценку 5, за 3-4 оценку 4. | Подготовка класса к работе. | Регулятивные УУД: Целеполагание. |
2. Актуализация знаний | Беседа на основании знаний, полученных на предыдущих уроках и из личного опыта. У детей спрашивают, с какой темой они знакомились на прошлом уроке? ( методы научного исследования) С какими методами вы знакомы? ( практическими и теоретическими) Какие методы называют теоретическими? ( анализ информации) Какие методы называют практическими? ( наблюдение, измерение) Что такое измерение? Какие измерительные приборы вы знаете? На столе перед вами находятся карточки с измерительными приборами и то,что с их помощью можно измерить. Соотнесите их друг с другом. Далее опрос детей по группам. Вывод: зачем нужны измерения в биологических исследованиях? | Дети отвечают на вопросы учителя. Формируют тему урока . Записывают ее в тетрадь. | Познавательные УУД: умение работать с информацией, интегрирование нового , присваемого знания в контекст ранее изученного материала. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение осмыслять информацию , отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог. |
3.Создание проблемной ситуации. 4. Целеполагание. 5. Планирование 6. «Открытие» нового знания | У вас на столах находятся чашки Петри, йод, фрукты, овощ, а у одной группы, вместо фрукта, неизвестное вещество. Мы пока не знаем, что это за вещество, но после проведения эксперимента, вы все поймете, что это. Проведите эксперимент, капните несколько капель йода на предложенный вам фрукт, овощ и неизвестное вещество. Что мы наблюдаем?( дети отвечают, каким цветом у них окрасился продукт) Неизвестное вещество-крахмал. Мы проверяем его наличие в продуктах перед вами. Какой вывод можно сделать? ( Если крахмал стал фиолетовым, то наличие этого оттенка свидетельствует о его присутствии) Где больше всего крахмала? ( в картошке) А есть ли он в банане? ( нет) А яблоке? ( немного) Итак, что же мы сегодня будем изучать на уроке?( ответы детей) Вместе с учащимися определяем тему урока, его цель и задачи; акцентируем внимание на значимости темы. А какие еще практические методы исследования вы знаете? (Эксперимент) Да, действительно эксперимент ( дети записывают тему в тетради, а учитель крепит карточку на доску при помощи магнитов) Тема урока «Эксперимент в биологических исследованиях» Да, нам нужно выяснить, что называется экспериментом. Из каких этапов он состоит. Основные особенности биологического эксперимента. Это и будут нашими задачами на урок. Что такое эксперимент?( ответы детей) Записывает в тетрадь определение, пользуемся учебником. | Рассуждают. Отвечая на вопросы, преодолевают трудности возникающие в ходе работы. Отвечают на вопросы, пытаются определить цель урока. Слушают учителя. Обучающиеся выполняют задания в группах. Осуществляют и самоконтроль и взаимоконтроль. Строят логические рассуждения , высказывают свои предположения. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Владение монологической речью. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование информации, смысловое чтение. Регулятивные УУД: выстраивание цепочки необходимых действий, прогнозирование результата деятельности Коммуникативные УУД: составление устного монологического высказывания по проблеме, формулирование собственного суждения. |
7.Применение нового знания. Проверка уровня обученности | На стр.41 учебника нам предложены этапы научного исследования, давайте разберем каждый из них Учитель вывешивает по очереди каждый этап научного исследования и обсуждает его с детьми ( Организация беседы с классом для выявления затруднений в теме) 1этап-наблюдение за объектом . Учитель: За каким обьектом мы наблюдали? Дети : перечисляют объекты ( картофель, банан, яблоко) 2 этап- обобщение полученных результатов Учитель: Что мы увидели? Дети: Что у всех продуктов реакция с йодом была разная 3 этап- Постановка проблемы Учитель: Как вы думаете, в чем состоит основная проблема? Дети: почему с одними продуктами цвет йода меняется, а с другими нет. 4 этап- выдвижение гипотезы Учитель: Какое предположение мы можем сделать? Дети: Действительно ли, в некоторых продуктах есть некое вещество, которое реагирует с йодом, а в других этого вещества нет. 5 этап- разработка и проведение эксперимента Учитель: 4 группа проводила исследование с крахмалом и что мы выяснили? Дети: крахмал меняет цвет на фиолетовый 6 этап- анализ и сравнение результатом исследования 7 этап- выводы Учитель: какие выводы мы сделали? Дети: если продукты меняли цвет при действии на них йодом на фиолетовый цвет, то в них содержится крахмал. Больше всего крахмала в картофеле. Учитель демонстрирует видеофрагмент стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад», комментирует его, организует беседу по результатам эксперимента. Дети самостоятельно при помощи опорного материала составляют этапы научного исследования по прослуженному стихотворению. Обсуждения в группах. 1этап- наблюдение за осенними изменениями в природе 2 этап- весь лес стал желтым словно терем расписной багряный 3 этап- проблема: почему листья желтеют 4 этап- действительно ли, листья желтеют из-за….( дети предлагают ) 5 этап- сравниваем зеленый и желтый лист 6 этап- зеленый держится лучше на ветке, чем желтый 7 этап- поэтому наступает листопад Проверка работы групп. Далее учащиеся рассказывают о результатах исследования, делают выводы и отвечают на вопросы. Возможна помощь других групп Далее проверяем заполнение схемы по образцу. Организует работу в группах с учебником, контроль за качеством выполненных работы с учебником, заполнением таблицы - Посмотрите на задачи нашего урока. Мы их выполнили? (дети озвучивают поставленные задачи и рассказывают как они решались в ходе урока) | Дети разбирают этапы исследования вместе с учителем Обсуждают результат. Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
8. Рефлексия | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели ( Дети поднимают карточку со смайликом. - Я отлично трудился и легко усвоил материал- смайлик с улыбкой; - Я Медленно усваиваю, нужно время разобраться- смайлик с нейтральной улыбкой; - Я схитрил, не работал в полную силу- грустный смайлик) Дети подсчитывают фишки и озвучивают их количество учителю. Выставляются оценки за урок. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
9. Домашнее задание | Поясняет содержание домашнего задания. Определяет персонально уч-ся готовых выполнить дополнительное задание. 1. Параграф 7 , ответить на вопросы. 2. На основании изучения материала придумать тему исследования и описать ее этапы. | Записывают задание себе в дневник | Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Нуклеиновые кислоты.
Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-148116-1357117180.jpg)
Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"
разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-331951-1386583809.jpg)
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме:"ФГП и история исследования Австралии"
Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»Цели и задачи урока:Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391269-1390738437.jpg)
План модульного урока географии в 7 классе по теме "Австралия: географическое положение, исследование, рельеф"
Урок для учащихся 7 класса. Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс, М., Дрофа.Тип урока: модульный.Метод...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/17/picture-537123-1497719920.jpg)
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-148116-1357117180.jpg)
Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".
Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-133076-1453301123.jpg)
Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»
В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...