Конспект урока Тема: Методы изучения эволюции
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Латышева Жанна Владимировна

Тема: Методы изучения эволюции  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_metody_izucheniya_evolyutsii.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Методы изучения эволюции  

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (комбинированный).

Цель урока:  

Создание условий для усвоения обучающимися представлений об основных методах изучения эволюции

Задачи урока

Образовательные:

  1. Сформировать общее представление о методах изучения эволюции
  2. Сформировать умение выделять главное.
  3. Ознакомить обучающихся с историческими методами изучения эволюции
  4. Ознакомить обучающихся со сравнительными методами изучения эволюции

Развивающие:

1) Продолжить формирование умений обучающихся работать с терминами

2) Продолжить формирование системно-логического мышления обучающихся

3) Продолжить формирование умение аргументированно отстаивать свою точку зрения

4) Совершенствовать навык  правильно формулировать свои мысли

Воспитательные:

1) Воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, создание ситуации успеха у обучающихся

2) Воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни, к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе

3) Стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии

4) Продолжить формирование  научного мировоззрения учащихся при изучении данной темы

Методы обучения:

активные: методы проблемного обучения

интерактивные: тренинг

Используемые педагогические технологии:

коллективная система обучения (КСО), технологии системно-деятельностного подхода, технология модульного и блочно-модульного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, развивающее обучение

Используемые образовательные технологии:

личностно-ориентированные технологии обучения, технологии проблемно-модульного обучения, технология развития критического мышления

Требования к результатам освоения темы урока

личностные

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

формирование готовности и способности к образованию;

формирование экологического мышления.

метапредметные

формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,

овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.

предметные

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

овладение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией

Учащиеся должны знать:

– исторические методы изучения эволюции

– сравнительные методы изучения эволюции.

Учащиеся должны уметь:

– объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД:

формирование экологического сознания, признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию

Регулятивные УУД:

формирование умения целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

формирование умения принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

формирование умения подбора действий в соответствии с предложенным планом

формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

формирование умения осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания

обучение основам саморегуляции эмоциональных состояний

формирование умения прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

формирование умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения

формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

формирование умения следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества

Познавательные УУД:

формирование умения осуществлять логическую операцию установления причинно-следственных связей

формирование умения структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное

Базовые понятия (термины): Палеонтология. Ископаемые останки

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация ранее полученных знаний (фронтальный опрос)

3. Изучение нового материала

4. Закрепление полученных знаний (заполнение таблицы)

5. Д.З. § 23.


Методы приемы и средства

Содержательная часть

Регулятивные УУД

  1. Организационный момент (2 мин)

Проверка готовности к уроку (учебные  и письменные принадлежности).

Формирование  саморегуляции эмоциональных состояний

Фронтальный опрос (8-10 мин)

  1.  Актуализация ранее полученных знаний

Задание 1. Верны ли следующие суждения? Если нет, то исправьте ошибки (устно)

  1. Для того чтобы установить события возникновения и развития жизни на Земле ученые исследуют только осадочные породы (НЕТ).
  2. Палеонтология – это наука о новых организмах (НЕТ)
  3. Историю Земли подразделяют на несколько очень крупных промежутков времени называемых – эрами (ДА).
  4.  Изучая известняк под микроскопом, ученые восстанавливают внешний вид древних обитателей морей и океанов (ДА).
  5. Возраст Земли составляет около 1 миллиона лет (НЕТ)

Формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Вводная беседа

  1. Изучение нового материала (25 мин)

Повествовательный рассказ с элементами беседы (14 мин)

На предыдущем занятии Вы уже узнали возраст Земли, познакомились с наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете.

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прошлым нашей планеты и тема нашего сегодняшнего занятия «Методы изучения эволюции».

Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия? (Учащиеся предлагают различные варианты)

Правильно, цель нашего занятия изучить методы, которые используют при изучении развития живой природы.

Формирование умения целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Попытки понять, как возникли растения и животные на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности.

Как Вы думаете, всегда ли животный мир был таким? (Высказывания учащихся)  

Формирование умения принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Повествовательный рассказ

Запись учащимися в тетрадях краткого конспекта

Правильно, не всегда, современный животный и растительный мир формировался постепенно в течение многих миллионов лет.

Эволюция – это  необратимый исторический процесс развития живой природы от низшего к высшему, от простого к сложному. Эволюция необратима. Она направлена в сторону усложнения.

 Можно ли наблюдать эволюцию? Жизнь человека коротка, поэтому наблюдать ее невозможно. Эволюция идет несколько миллионов лет, а существование человека  ограничивается тысячелетиями. Может сложится впечатление, что эволюции нет и ничего не изменяется в природе. Но есть науки, которые смогли представить доказательства в пользу эволюции. При изучении эволюции биологических систем используют два основных метода: исторический и сравнительный.

Исторические методы.

  1. Палеонтологические

Палеонтология (от греч. палео - древний; онтос - существо; логос - учение) - наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности. Ученых, занимающихся этой наукой, называют палеонтологами. 

Ископаемыми останками являются окаменевшие раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скорлупа яиц, скелеты и другие твердые части организмов, отпечатки и следы их жизнедеятельности, сохранившиеся в мягком иле, в глине, в песчанике. Эти породы когда-то затвердели и в окаменевшем состоянии сохранились в различных слоях Земли.

По окаменевшим находкам, слепкам, останкам костей палеонтологии воссоздают животный мир прошлых эпох. Изучение дошедших до нас палеонтологических образцов из самых глубоких слоев Земли убедительно показывает, что животный мир древнего времени значительно отличался от современного.

Ископаемые остатки – это только ничтожная часть организмов или их остатков могла сохраниться в земных пластах. Мягкие части тела обыкновенно разлагаются, не оставляя следов. Твердые части, разрушаясь более медленно, могут замещаться кремнеземом из проникающих к ним минеральных растворов. В подобных случаях образуются окаменелости. Иногда в горной породе остается полость, соответствующая форме данного организма; со временем она заполняется илом или песком, затвердевает и получается как бы его окаменевший слепок. В других случаях организмы медленно обугливаются и оставляют, словно типографский оттиск на породе. В песке без доступа воздуха и воды трупы животных и людей могут пролежать многие тысячи лет, сохраняя кожу и высохшие мышцы. В земных слоях сохранились и дошли до нашего времени отпечатки частей тела вымерших животных, растений, более или менее полные скелеты, костные и хитиновые, челюсти, зубы, рога, чешуи, раковины, панцири, следы ног, пыльца.

  1. Биогеографические методы изучают закономерности современного распределения и распространения растений и животных на Земле

Работа с учебником

Задание 2. Изучите текст параграфа на страницах 123 после рисунка-125 и устно расскажите по следующему плану:

  1. Работа палеонтологов
  2. Значение сотрудничества ученых разных стран.

Время 6 мин.

Формирование умения подбора действий в соответствии с предложенным планом

Формирование умения прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

Индивидуальный опрос

Заслушивание рассказа по плану.

Время 3-5 мин.

Обучение основам саморегуляции эмоциональных состояний

Запись учащимися в тетрадях краткого конспекта

Сравнительные методы – используется для выявления сходных и различных признаков в сопоставимых группах современных организмов.

Сравнительные методы позволяют реконструировать ход эволюционных преобразований гомологичных признаков –  признаков, различающихся у современных организмов, но происходящих от одного примитивного признака, который имелся у общего предка. 

При использовании сравнительных методов необходимо учитывать возможность конвергенции – независимого появления аналогичных структур, то есть внешне сходных, но возникающих независимо друг от друга в разных эволюционных ветвях.

Сравнительные методы не позволяют выявить механизмы эволюционных преобразований признаков.

К доказательствам эволюции этой группы относится:

  1. Сравнительно-анатомические исследования показали наличие в современной флоре и фауне переходных форм организмов сочетающих в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Например, эвглена зелёная сочетает признаки растения (хлоропласты, фотосинтез) и животных (жгутики, светочувствительный глазок, подобие ротового аппарата); ехидна и утконос стоят между пресмыкающимися и млекопитающими (откладывают яйца и выкармливают детёнышей молоком). Существование таких промежуточных форм указывает на то, что в прежние геологические эпохи жили организмы, являющиеся родоначальниками нескольких систематических групп.
  2. Сравнительно-эмбриологические методы, направлены на  выявление  зародышевого сходства
  3. Сравнительно-цитологические и сравнительно-гистологические методы основаны на сравнении строения клеток
  4. Сравнительно-физиологические методы основаны на сравнении физиологических процессов, в первую очередь, физиологических адаптаций
  5. Сравнительно-биохимические методы основаны на сравнении структуры макромолекул: ДНК, РНК и белков

В мире существует множество музеев, в которых можно познакомиться с историей развития жизни на нашей планете. Один из крупнейших музеев находится в Москве.

Биологический диктант

  1. Закрепление полученных знаний

Задание 3. Закончите предложение (5 мин)

В тетради отметьте номер вопроса и правильное слово. В конце обменяйтесь тетрадями и поставьте товарищу оценку (ключ на обратной стороне доски).

  1. Необратимый исторический процесс развития живой природы от низшего к высшему, от простого к сложному – это … (эволюция)
  2. Наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности – это…(палеонтология)
  3. Окаменевшие раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скорлупа яиц, скелеты и другие твердые части организмов, отпечатки и следы их жизнедеятельности, сохранившиеся в мягком иле, в глине, в песчанике – это…(ископаемые останки)
  4. Группа организмов сочетающих в себе признаки нескольких крупных систематических единиц – это …(переходные формы)

Формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Задание 4. На рефлексию (5 мин)

Закончите предложения

Меня удивило…

Я узнал…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Мои ощущения…

Я научился…

Урок взволновал…

Урок заставил задуматься…

Самоконтроль

5. Д.З. § 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по природоведению в 5 классе по теме ""Методы изучения природы"

Урок природоведения "Методы изучения природы", 5 классЦели урока:- образовательные:• Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;• Продолжить формирование умения работать с информ...

Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личны...

Урок биологии в 5 кл. по теме "Методы изучения природы"

Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический принцип разработанная на ос...

Конспект урока в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома....

Конспект урока по биологии на тему:"Методы изучения природы"для 5 класса.

Конспект урока разработан в соответствиии с требованиями ФГОС, содержит необходимый перечень личностных и метапредметных результатов уоока, элементы проблемного подхода и  подробное описание этап...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе  по теме "Методы изучения природы"...

План-конспект урока "Тема: Повторение изученного о глаголе".

Тип урока: Урок повторения.Форма урока: Урок-путешествие    Цель урока: Создание условий для саморазвития обучающихся....