Урок по теме "Приспособление организмов к жизни в природе"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Коршунова Лариса Владимировна

Открытый урок по "Приспособления организмов к жизни в природе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме "Приспособления организмов к жизни в природе"

Цели урока.

Образовательные: познакомить учащихся с влиянием условий среды на организм растений; показать взаимную приспособленность растений и животных; систематизировать знания учащихся о приспособленности к условиям существования.

Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и парной работе.

Формирование УУД.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению приспособленности организмов к условиям существования; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; оформлять свои мысли в устной и письменной речи (писать мини-сочинения), используя информацию, полученную из разных источников с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; читать вслух и про себя текст учебника и при этом: вести “диалог с автором” (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя).

Познавательные УУД: структурировать знания; выполнять анализ (анализировать текст учебника, выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания); устанавливать аналогии и причинно- следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде текста, таблицы.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся: индивидуальная и парная работа.

Основные понятия: приспособленность, опыление, соцветие, защитная окраска.

Структура и ход урока (продолжительность урока 40 минут).

I. Орг момент. (1 мин)

II. Проверка домашнего задания. (5 мин)

Учитель: На прошлых уроках мы с вами изучали среды жизни, в которых обитают живые организмы и экологические факторы среды. Давайте с вами выполним несколько заданий и вспомним эти темы.

Задание на доске №1: в списках слов найти лишнее. Один ученик выполняет задание, класс смотрит, обсуждает выбранный ответ.
1) организменная среда, водная среда, антропогенные факторы
2) почвенная среда, абиотические факторы, биотические факторы
3) окунь, синица, водоросли

Задание на доске №2: соотнести примеры факторов среды по группам (таблички ученики прикрепляют на магнитики на доску). У доски два ученика выполняют задание, класс смотрит, обсуждает ответы.

Факторы среды: Факторы неживой природы (абиотические), факторы живой природа (биотические), антропогенные факторы
Примеры: температура, влажность, конкуренция за еду в стае волков, опыление цветов пчелой, собирание грибов человеком, вырубка леса.

III. Актуализация знаний учащихся о воздействии природы на живые организмы, о приспособлениях организмов к условиям среды. Мотивация к учебной деятельности; (3 мин).

Учитель: Вы отлично справились с заданиями. Теперь давайте посмотрим на слайд и найдем ошибки.

На слайде изображение 4 картинок природных зон, и на них неправильно размещены животные.

Дети ищут ошибки, исправляют их.

IV. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему животные не смогут выжить в таких условиях? (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

Цель: изучение приспособлений организмов к условиям существования.
Задача: рассмотреть некоторые примеры приспособлений живых организмов к условиям существования.

V. Изучение нового материала (15 мин.).

Окружающая природа воздействует на живые организмы. Экологические факторы среды делятся на две основные группы:

  • факторы неживой природы
  • факторы живой природы

Проанализируем, как они воздействуют на растения и животных и как живые организмы приспосабливаются к различным факторам среды.
Учитель раздает текст с содержанием новой темы (по одну на парту), ученики работают в парах).

Освещенность.

Растения. По отношению к свету все растения делятся на:
— светолюбивые. Растут на открытых местах и с трудом переносят затенение. Подорожник, береза, акация, иван-чай.
— тенелюбивые. Не выносят яркого солнечного света. Растения лесов: кислица, майник, ландыш, черника.

Животные: Животные в меньшей степени зависят от солнечного света. Например, хищников можно разделить на две группы:
— дневные хищники. Охотятся днем, а ночью отдыхают, набираясь сил.
— ночные хищники. Охотятся ночью. Отдыхают днем. Обладают прекрасным ночным зрением.

Температура

Растения: Очень чувствительны к температурному фактору. С наступлением весны и повышением температуры воздуха растения оживают: корни начинают активно работать, поставляя воду и минеральные вещества к стеблям и почкам. Почки распускаются. Начинается активное цветение. Осенью при понижении температуры деревья сбрасывают листья.

Животные: Приспосабливаются к изменениям температуры окружающей среды. Особенно зависят от температуры холоднокровные животные: лягушки, змеи, ящерицы.

Наличие воды (влажность)

Растения. Без воды погибают. Вода необходима растениям как в почве, так и в окружающем воздухе.

Животные. Без воды погибают.

Кроме этих основных факторов неживой природы на живые организмы может также оказывать влияние состав почвы, осадки, ветер, соленость.

Факторы живой природы
Экологические факторы живой природы, важные для животных — это взаимоотношения между живыми организмами: наличие пищи, хищников, помощников, паразитов.

Например, для растений во время цветения важно наличие насекомых — опылителей: шмелей, бабочек, пчел. А насекомые, в свою очередь, используют нектар цветов в пищу. После опыления и оплодотворения на растениях формируются плоды. Их расселению помогают грызуны, птицы, насекомые. Это отношения, в которых живые организмы помогают друг другу.

Но взаимоотношения могут быть и негативными: паразитизм, хищничество.

Запись в тетради: Чтобы выжить в суровых условиях окружающей среды живые организмы обладают приспособленностью.

Рассмотрим температурный фактор. Представим зимний лес. На севере зимой столбик термометра опускается до -50. И такой холод может держаться несколько месяцев. Как выжить в таких условиях? Чтобы клетки деревьев и кустов не замерзли зимой, в них накапливается большое количество сахаров и других органических веществ, которые и спасают растения от гибели.

Многие птицы — ласточки, скворцы, журавли — осенью улетают на юг, чтобы весной, с наступлением тепла вернуться обратно. Некоторые животные впадают в оцепенение: это змеи, лягушки, ящерицы. А медведь и вовсе залегает в спячку.

Но в основном животные ведут активный образ жизни в течение всего года. Сороки, дятлы, воробьи, лисы, волки, белки, зайцы — как же они приспособились к таким суровым условиям? Ответы обучающихся
У птиц формируется дополнительное утепление из пуха, а у зверей с осени отрастает теплый мех.

Задание на слайде.

Кроме этого, у многих животных меняется окраска шерсти, она становится белой, чтобы животных было не видно на снегу. Такая окраска называется защитная. Заяц-беляк, песец, ласка, горностай — мастера маскировки. Среди птиц окраску меняют только белые куропатки.

Существует еще и угрожающая окраска. Это сочетание цветов “желтый — черный”, “красный — черный”, “синий — черный”. Вспомните, у кого из животных вы видели сочетание таких цветов? Ответы обучающихся
Пчелы, осы, божьи коровки, шмели — благодаря такому “боевому окрасу” их даже птицы не клюют.

Приспособления растений
Как цветковые растения привлекают животных — опылителей?
Ответ найдите в учебнике на странице 88.
У них формируются яркие цветки с сильным запахом, что очень привлекает опылителей. А если цветки мелкие и невзрачные, то они собраны в крупные соцветия. Как, например, у подсолнечника, черемухи, тысячелистника и многих других растений.

Могут ли растения защитить себя от животных? Ответы обучающихся
Да. Для этого у них выработались защитные приспособления. Например, колючки у кактуса, боярышника, барбариса защищают растения от поедания.

VI. Закрепление нового материала (6 мин.).

Учащиеся работают в парах: рассмотрите рисунок. Напишите, какие приспособления к окружающей среде имеют изображённые организмы.

VII. Контролирующее задание (5 мин.).

На слайде представлен тропический лес. Учитель просит описать какие условия окружающей среды в тропическом лесу, подводит к тому что там очень влажно, много растительности и по земле передвигаться почти нет возможности.
Демонстрация обыкновенного удава, его описание.
Вопросы детям:
Как приспособился удав к условиям существования в тропическом лесу? (живет на деревьях, там же охотится, благодаря своему гибкому телу с легкостью перемещается по деревьям, имеет хорошее обоняние и т.д)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.).

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Все ли было понятно? В чём были затруднения?

IX. Домашнее задание (1 мин.).

§19 читать пересказ.

Творческое задание: написать мини-сочинение о каком-либо животном своего края и его приспособленности к условиям жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приспособления организмов к жизни в природе

В конспекте хода урока содержится: ·         цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;·...

Приспособления организмов к жизни в природе

В конспекте хода урока содержится: ·         цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;·...

Приспособления организмов к жизни в природе.

Урок биологии в 5 классе в рамках ФГОС....

Урок «Приспособления организмов к жизни в природе».

Все организмы приспособленны к условиям своего обитания- к факторам живой и не живой природы. На уроке мы выясняли воздействие природы на живые организмы и какие существуют приспособления у организмов...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Биология 5 класс Приспособления организмов к жизни в природе.Презентация к уроку.

 Презентация к уроку "Приспособления организмов к жизни в природе"     Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и у...

Биология 5 класс Приспособления организмов к жизни в природе.Тест к уроку.

Тест к уроку "Приспособления организмов к жизни в природе"     Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы &laq...