Приспособления организмов к жизни в природе.
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: биология
Тема урока: Приспособления организмов к жизни в природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать знания о приспособления живых организмов к жизни в природе, закрепить знания об экологических факторах.
Представление о результатах:
Личностные: 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Метапредметные: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей ; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора школьника; развитие познавательной, эмоциональной сфер школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; формирование у обучающихся способности к систематизации ранее приобретённых знаний.
Предметные: 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
3. Умение работать с текстовой информацией.
Основные понятия: приспособленность, экологические факторы, факторы живой природы, факторы неживой природы, антропогенные факторы.
Межпредметные связи: литература, экология, музыка, изобразительное искусство.
.
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки, рисунки.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Примечание (время, наглядность, ТСО) | |
Предметные | УУД | ||||
I. Организационный момент. | Приветствие учащихся, гостей. Беседа. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости. Садитесь. Сегодня не совсем обычный урок. У нас на уроке присутствуют гости, можете повернуться и посмотреть, поздоровайтесь и больше уже не отвлекайтесь. Мы как обычно работаем в группах и сейчас вы должны выбрать в своей группе ответственного, который будет иметь решающий голос и фиксировать ответы и работу участников группы. За работу на уроке, вы получаете жетоны, а в конце урока по кол – ву жетонов мы определим какую оценку вы заработали. | Отвечают нa приветствие и настраиваются на работу на уроке. | Самоопределение (Л); Планирование учебного сотрудничества (К) | 3 мин. | |
II. Актуализация знаний. 1.Фронтальная беседа. | Беседа, направленная на актуализацию знаний, полученных на предыдущих уроках. - Представьте, что мы гуляем с вами по еловому лесу в летний день. Среди высоких стволов деревьев тихо, сумрачно и прохладно, под ногами – мох, мелкие кустарнички и редкая трава с мелкими невзрачными цветками. Но вот мы выходим на освещённую солнцем лесную поляну. Она густо покрыта ярко цветущими благоухающими растениями. Воздух наполнен жужжанием пчёл и мух, стрекотанием кузнечиков, летают стрекозы и другие насекомые. - Подумайте, с чем связано такое сильное различие в составе обитателей природы? - Какие группы экологических факторов вам известны? | Отвечают нa вопросы учителя, вспоминают домашнее задание. - Это связано с воздействием различных факторов среды или с воздействием экологических факторов. - Факторы живой природы, факторы неживой природы, антропогенные факторы. | Работа с терминами и понятиями «Экологические факторы», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «антропогенные факторы» | Планирование учебного сотрудничества (К), Логические (П) | 6 мин. Видео на экране Слайд № 4 Слайд № 5 |
2.Игра «Чудесное лукошко» | Учитель определяет работу детей в группах по актуализации имеющихся у них знаний в игровой форме. - Предлагаю вам немного поиграть и вспомнить экологические факторы. В этой корзинке находятся задания для вас, в которых говорится о различных экологических факторах. Вы по желанию вытягиваете один пример, называете фактор, и к какой группе он относится. 1.Дрогнули листочки, закачались клёны, С золотистых веток полетела пыль… Зашумели ветры, охнул лес зелёный, Зашептался с эхом высохший ковыль… (С.А.Есенин) 2. Кромсая лёд, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот, Но мы ещё придём просить прощенья У этих рек, барханов и болот. 3. Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках с нежною каймой Распустились кисти белой бахромой. (С.А.Есенин) 4. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. (И.А.Бунин) 5. В глуши лесной, в глуши зелёной, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный. 6. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет… Замечательный букет. 7. О чём поют воробушки В последний день зимы? - Мы выжили! - Мы дожили! - Мы живы! Живы мы! | Дети отвечают на вопросы, используя ранее полученные знания об экологических факторах. - Эк. фактор - ветер, фактор неживой природы. - Влияние человека на окружающую среду, антропогенный фактор. - Эк.фактор – снег, фактор неживой природы. - Эк. фактор - свет, солнце; факторы неживой природы. - Эк. фактор - вода, свет; факторы неживой природы. - Влияние человека на окружающую среду, антропогенный фактор. - Эк. фактор - пища, температура; факторы неживой природы. - Эк. фактор - отношения между птицами; фактор живой природы. | Поиск и выделение необходимой информации (П), Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К) | 10 мин. Слайд № 5, корзина с заданиями | |
III. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы. 1. Игра «Расставь всё по местам» | Учитель предлагает определить тему и цели урока, через поставленную проблему. - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите на рисунки с изображениями животных, которые я вам раздала. Определите, кто изображён на рисунке и в чём заключается биологическая ошибка. На обсуждение даётся минута. - Подумайте, почему эти животные не могут жить там, где вы их видите? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? | Дети находят биологические ошибки и в беседе определяют тему урока. - У данных животных нет приспособлений к жизни в этих условиях. - О приспособлениях к жизни в природе. | Диалог с использованием ранее полученных знаний, умение анализировать и размышлять | Самостоятельное выделение формулирование познавательной (П), Целеполагание (Р). | 3 мин. Рисунки с изображениями животных. Слайд № 6 Слайд № 7.8,9 |
IV. Практическая деятельность учащихся. 1. Работа с текстом. 2. Представление проектов. | Учитель организует работу учащихся в группах с текстом учебника по изучению нового материала, контролирует и направляет работу. - Молодцы, откройте тетради, запишите число и тему урока «Приспособления организмов к жизни в природе». - Разобраться в этом вопросе нам поможет текст учебника и дополнительный материал, который некоторые ребята подобрали дома. - Откройте учебник на стр.82 – 83. Прочитайте пункт «Примеры приспособленности организмов к среде». 1 группа: Выделите, какими приспособлениями обладают растения к жизни в природе? 2 группа: Находит, какими приспособлениями обладают животные для жизни в природе. 3 группа: Читая текст, подберите вопросы автору текста; спрогнозируй ответ; После чтения текста сделай вывод по проблеме. Время работы 3 минуты. - И всем группам предлагается подумать, могут ли растения защитить себя от животных? Учитель подводит итог работы и высвечивает вывод на экране. - Давайте, подведём итог. Что мы узнали из текста учебника? На экране высвечивается обобщение по изученному материалу: Приспособления растений: 1. В клетках деревьев летом запасается большое кол – во органических веществ, которые защищают клетки от замерзания в сильный мороз. 2. Наличие цветков (приспособление к размножению). 3. У некоторых видов растений листья около цветков меняют окраску для привлечения насекомых – опылителей. Приспособления животных: 1.Миграции животных и птиц к местам с более благоприятными условиями.
Учитель предлагает представить результаты своих мини – исследований. - На прошлых уроках вам дома предлагалось по желанию провести исследование по темам «Приспособления животных к жизни в различных средах обитания». Желающие могут представить свои проекты. | Учащиеся работают в группах с текстом учебника стр. …по изучению нового материала Вывод, который делает группа: 1. В клетках деревьев летом запасается большое кол – во органических веществ, которые защищают клетки от замерзания в сильный мороз. 2. Наличие цветков (приспособление к размножению). 3. У некоторых видов растений листья около цветков меняют окраску для привлечения насекомых – опылителей. Вывод, который делает группа: 1.Миграции животных и птиц к местам с более благоприятными условиями.
Предполагаемые вопросы: Какие ещё приспособления имеют животные к жизни в холодном климате? В жарком климате? Предполагаемые ответы: листопад у растений, толстый подкожный жир у животных и т.д. Учащиеся представляют свои мини – исследования. | Работа с текстом учебника (стр.82 – 83), выделение главного из текста. Умение работать с компьютером и дополнительной информацией, умение добывать дополнительную информацию. | Постановка вопросов, инициативное сотрудничество (К), Целеполагание, планирование (Р), Логические – формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений (П) | 3 мин. Слайд № 10, учебник 2 мин. Слайд № 12,13 10 мин. Проекты учащихся |
V. Закрепление нового материала. 1.Тестирование и взаимопроверка. | Учитель предлагает закрепить и проверить полученные знания в форме тестов. | Ученики выполняют тест и осуществляют взаимопроверку по шаблону на экране. | Проверка знаний по изученному материалу | Контроль, оценка, коррекция (Р), умение структуризировать знания (П), оценка действий партнера (К) | 5 мин. Слайд № 14, 15 |
VI. Рефлексия деятельности. 1.Оценивание результатов по шкале на экране. | Учитель предлагает по кол – ву жетонов оценить себя за урок. | Ученики в оценочный лист выставляют себе оценки. | Контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоение, осознание качества и уровня освоения (Р), самоопределение (Л) | 2 мин. Цветные карточки | |
2. Рефлексия. | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке с помощью цветных карточек. | Ученики поднимают карточки определённого цвета: Зелёная – я работал на уроке очень хорошо, всё понял. Жёлтый – я работал на уроке не в полную силу, мог бы лучше. Красный - я работал плохо, нужно лучше учить биологию. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) | ||
VII. Домашнее задание | Учитель даёт разноуровневое домашнее задание. Всем § 19. Письмо другу о животных, обитающих в нашем регионе и об их приспособлениях к жизни в данных условиях. По желанию можете подготовить проект «Природные зоны России» | Ученики записывают домашнее задание. | 1 мин. Слайд № 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приспособления организмов к жизни в природе
В конспекте хода урока содержится: · цели, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;·...
Приспособления организмов к жизни в природе
В конспекте хода урока содержится: · цели, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;·...
Урок «Приспособления организмов к жизни в природе».
Все организмы приспособленны к условиям своего обитания- к факторам живой и не живой природы. На уроке мы выясняли воздействие природы на живые организмы и какие существуют приспособления у организмов...
"Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них". Урок природоведения в 5 классе.
Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ.Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Среды обитания организмов".Цели урока: - закрепить знания о многообразии...
Биология 5 класс Приспособления организмов к жизни в природе.Презентация к уроку.
Презентация к уроку "Приспособления организмов к жизни в природе" Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и у...
Биология 5 класс Приспособления организмов к жизни в природе.Тест к уроку.
Тест к уроку "Приспособления организмов к жизни в природе" Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы &laq...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/21/picture-1549613-1734762783.jpg)
Урок по теме "Приспособление организмов к жизни в природе"
Открытый урок по "Приспособления организмов к жизни в природе"...