Урок в 7 классе «Особенности организации одноклеточных"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Изучение нового материала строится в виде эвристической беседы. Для этого метода используется система вопросов, отражающая с одной стороны субъектный опыт учащихся, с другой стороны, требующая поиска новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_evristicheskoy_besedy.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристики метода | Репродуктивная беседа | Эвристическая беседа |
Цель использования | Воспроизводящая деятельность учащихся. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала | Определение темы урока. Развитие восприятия, мышления, активности учащихся |
Сущность метода | Вопросно-ответная форма взаимодействия педагога и ученика | Требует активных размышлений, направленных на создание проблемных ситуаций, которые следует решить на основе всестороннего анализа этих ситуаций, выдвижения предложений, сравнений, сопоставлений |
Деятельность учителя | Проводя беседу, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие) | Учитель стимулирует самостоятельное мышление школьников, наталкивая их на необходимость иначе взглянуть на знакомые факты или явления либо включить новые знания в систему уже имеющихся. Учитель становится не регламентирующим и указующим руководителем, а равноправным участником общего разговора |
Деятельность учащихся | Учащиеся воспроизводят опорные знания и чувственные представления, необходимые для успешного восприятия и понимания нового учебного материала | Самостоятельный поиск новых знаний, обоснование своей позиции |
Возможность применения | Беседа применяется на уроках всех типов и сочетается с практической работой учащихся | Эвристическая беседа применяется главным образом на этапе осмысления нового материала. Значительное место занимает эвристическая беседа в процессе обобщения и систематизации знаний |
Достоинства | Активизация внимания, осуществление обратной связи, проверка знаний и уровня их усвоения | Характерная особенность эвристической беседы состоит в том, что в ней выдвигается проблема, требующая решения. Каждый новый вопрос указывает на имеющуюся незаконченность знаний учащегося и выражает побуждение к пополнению недостающих знаний |
Недостатки и трудности применения | Трудно включить в беседу всех учащихся | Отрывочность приобретаемых знаний, невозможность учета индивидуальности мышления и характера ученика |
Урок в 7 классе «Особенности организации одноклеточных, или простейших»
Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших, их классификацией.
Изучение нового материала строится в виде эвристической беседы. Для этого метода используется система вопросов, отражающая с одной стороны субъектный опыт учащихся, с другой стороны, требующая поиска новых знаний.
1 этап урока – актуализация знаний учащихся об особенностях животных.
Фронтальный опрос:
- Чем отличаются животные от растений?
- В чем сходство животных и растений? (в ответах обязательно должно прозвучать: клеточное строение, наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны; основные свойства живого: обмен веществ, включающий питание, дыхание, выделение, рост, размножение)
- Каково значение зоологических знаний?
Индивидуальные задания по карточкам.
2 этап урока – эвристическая беседа, ей предшествует постановка проблемы. Важно, чтобы проблема урока стала проблемой ребенка. Поэтому она должна быть ему понятна и интересна. В этом возрасте, как правило, проблему помогает формулировать учитель.
Учитель: Всем хорошо известны животные, имеющие крупные размеры, живущие рядом с человеком. Это многоклеточные животные. А могут ли существовать одноклеточные животные?
Таким образом, предыдущие вопросы носили репродуктивный характер и опирались на уже изученный материал, в том числе 5-6 классов. Последний вопрос требует поиска новых знаний. Для ответа на проблему урока учащиеся вспоминают основные структуры клетки. Находят их на таблицах с изображениями животной клетки и простейших.
Учитель: Чем еще должен характеризоваться одноклеточный организм?
Учащиеся: Должен проявлять свойства живого. Называют их.
Учитель: Каким образом одна клетка осуществляет все свойства живых организмов, в частности животного?
Для ответа учащиеся называют функции клеточных структур: ядро отвечает за воспроизведение, клеточная мембрана – обмен веществ…. Далее в результате работы в парах с текстом и рисунками учебника узнают, что есть органоиды специального назначения. Уточнив свои ответы при обсуждении вопроса с товарищем, желающие дают ответы у доски.
Результатом этой работы является вывод, что клетка может быть самостоятельным организмом, а так как для этого организма характерны признаки животных, одноклеточные животные могут существовать.
3 этап урока – закрепление изученного.
Учитель: зарисуйте в тетрадь амебу как представителя простейших и обозначьте ее органоиды. Задайте вопросы о значении этих органоидов в жизни одноклеточного животного.
Учитель: одно из простейших живет в речной воде, а другое в морской. У кого интенсивнее будет работать сократительная вакуоль? Почему?
Я считаю, что результатом такого урока станет не только приобретение учащимися новых знаний, но и укрепление уверенности в своих способностях применять имеющиеся знания в новой обстановке, повышение собственной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Особенности организации животных типа Хордовые"
В конспекте представлены цели и задачи урока, а также формы, методы и средства обучения применяемые в процессе проведения урока....
Презентация к уроку ( 6 класс). Тема: Организация хранения информации
Организация хранения информации. Действия с информацией....
Урок по биологии в 7 классе "Особенности организации круглых червей"
Урок по биологии в 7 классе "Особенности организации круглых червей" составлен по программе Н.И. Сонина...
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Особенности организации одноклеточных, их классификация"
Данная презентация разработана для использования на уроке при изучении особенностей организации одноклеточных животных....
Презентация к уроку 8 класса ОБЖ "Организация ДД,обязанности пешеходов и пассажиров"
Презентация к уроку 8кл ОБЖ "Организация ДД,обязанности пешеходов и пассажиров"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...