Урок в 7 классе «Особенности организации одноклеточных"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Федосова Марина Васильевна

Изучение нового материала строится в виде эвристической беседы. Для этого метода используется система вопросов, отражающая с одной стороны субъектный опыт учащихся, с другой стороны, требующая поиска новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_evristicheskoy_besedy.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристики метода

Репродуктивная беседа

Эвристическая беседа

Цель использования

Воспроизводящая деятельность учащихся. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала

Определение темы урока. Развитие восприятия, мышления, активности учащихся

Сущность метода

Вопросно-ответная форма взаимодействия педагога и ученика

Требует активных

размышлений, направленных на создание проблемных ситуаций, которые

следует решить на основе всестороннего анализа этих ситуаций, выдвижения

предложений, сравнений, сопоставлений

Деятельность учителя

Проводя беседу, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие)

Учитель стимулирует самостоятельное мышление школьников, наталкивая их на необходимость иначе взглянуть на знакомые факты или явления либо включить новые знания в систему уже имеющихся. Учитель становится не регламентирующим и указующим руководителем, а равноправным участником общего разговора

Деятельность учащихся

Учащиеся

воспроизводят опорные знания и чувственные представления, необходимые

для успешного восприятия и понимания нового учебного материала

Самостоятельный поиск новых знаний, обоснование своей позиции

Возможность применения

Беседа применяется на уроках всех типов и сочетается с практической работой учащихся

Эвристическая беседа

применяется главным образом на этапе осмысления нового материала. Значительное место занимает

эвристическая беседа в процессе обобщения и систематизации знаний

Достоинства

Активизация внимания, осуществление обратной связи, проверка знаний и уровня их усвоения

Характерная особенность эвристической беседы состоит в том, что в ней выдвигается проблема, требующая решения. Каждый новый вопрос указывает на имеющуюся незаконченность знаний учащегося и выражает побуждение к пополнению недостающих знаний

Недостатки и трудности применения

Трудно включить в беседу всех учащихся

Отрывочность приобретаемых знаний, невозможность учета индивидуальности мышления и характера ученика

Урок в 7 классе «Особенности организации одноклеточных, или простейших»

Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших, их классификацией.

Изучение нового материала строится в виде эвристической беседы. Для этого метода используется система вопросов, отражающая с одной стороны субъектный опыт учащихся, с другой стороны, требующая поиска новых знаний.

1 этап урока – актуализация знаний учащихся об особенностях животных.

Фронтальный опрос:

  1. Чем отличаются животные от растений?
  2. В чем сходство животных и растений? (в ответах обязательно должно прозвучать: клеточное строение, наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны; основные свойства живого: обмен веществ, включающий питание, дыхание, выделение, рост, размножение)
  3. Каково значение зоологических знаний?

Индивидуальные задания по карточкам.

2 этап урока – эвристическая беседа, ей предшествует постановка проблемы. Важно, чтобы проблема урока стала проблемой ребенка. Поэтому она должна быть ему понятна и интересна. В этом возрасте, как правило, проблему помогает формулировать учитель.

Учитель: Всем хорошо известны животные, имеющие крупные размеры, живущие рядом с человеком. Это многоклеточные животные. А могут ли существовать одноклеточные животные?

Таким образом, предыдущие вопросы носили репродуктивный характер и опирались на уже изученный материал, в том числе 5-6 классов. Последний вопрос требует поиска новых знаний. Для ответа на проблему урока учащиеся вспоминают основные структуры клетки. Находят их на таблицах с изображениями животной клетки и простейших.

Учитель: Чем еще должен характеризоваться одноклеточный организм?

Учащиеся: Должен проявлять свойства живого. Называют их.

Учитель: Каким образом одна клетка осуществляет все свойства живых организмов, в частности животного?

Для ответа учащиеся называют функции клеточных структур: ядро отвечает за воспроизведение, клеточная мембрана – обмен веществ…. Далее в результате работы в парах с текстом и рисунками учебника узнают, что есть органоиды специального назначения. Уточнив свои ответы при обсуждении вопроса с товарищем, желающие дают ответы у доски.

Результатом этой работы является вывод, что клетка может быть самостоятельным организмом, а так как для этого организма характерны признаки животных, одноклеточные животные могут существовать.

3 этап урока – закрепление изученного.

Учитель: зарисуйте в тетрадь амебу как представителя простейших и обозначьте ее органоиды. Задайте вопросы о значении этих органоидов в жизни одноклеточного животного.

Учитель: одно из простейших живет в речной воде, а другое в морской. У кого интенсивнее будет работать сократительная вакуоль? Почему?

Я считаю, что результатом такого урока станет не только приобретение учащимися новых знаний, но и укрепление уверенности в своих способностях применять имеющиеся знания в новой обстановке, повышение собственной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Особенности организации животных типа Хордовые"

В конспекте представлены цели и задачи урока, а также формы, методы и средства обучения применяемые в процессе проведения урока....

Презентация к уроку ( 6 класс). Тема: Организация хранения информации

Организация хранения информации. Действия с информацией....

Урок по биологии в 7 классе "Особенности организации круглых червей"

Урок  по биологии в 7 классе "Особенности организации круглых червей" составлен по программе Н.И. Сонина...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Особенности организации одноклеточных, их классификация"

Данная презентация разработана для использования на уроке при изучении особенностей  организации одноклеточных животных....

Презентация к уроку 8 класса ОБЖ "Организация ДД,обязанности пешеходов и пассажиров"

Презентация к уроку 8кл ОБЖ "Организация ДД,обязанности пешеходов и пассажиров"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...