Урок по теме "Особенности организации животных типа Хордовые"
план-конспект урока по биологии по теме

В конспекте представлены цели и задачи урока, а также формы, методы и средства обучения применяемые в процессе проведения урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе по теме

«Особенности организации животных типа Хордовые.»

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания об особенностях организации животных типа Хордовые;

Закрепить знания о характерных признаках представителей разных классов, особенностях их строения и жизнедеятельности;

Проверить умения устанавливать взаимозависимость строения и функций органов;

Продолжить формирование умений обосновывать особенности строения, связанные со средой обитания.

Тип урока:       обобщение и систематизация знаний.

Форма организации:       работа в малых группах

Методы обучения:       репродуктивный, частично-поисковый.

Формы обучения:        беседа; выполнение практических заданий;

работа с интерактивной доской.

Средства обучения:

Раздаточный материал

Карточки с изображением животных

Учебный диск по биологии

Интерактивная доска


1

Ход урока

I.        Организационный момент

1.        Организация рабочих мест:

а.        раздаточные папки с материалом по типу «Хордовые»

б.        конверты с заданиями

в.        листы для выполнения заданий

2.        Объявление цели и задач урока.

Учитель: На протяжении длительного времени мы с вами знакомились с особенностями строения, жизнедеятельности и приспособлениями организмов к условиям среды обитания. Сегодня нам предстоит подвести некую черту изучения данной темы. Наша задача обобщить и закрепить знания о характерных признаках представителей разных классов, особенностях организации животных типа Хордовые.

П.        Актуализация знаний - беседа, работа с раздаточным материалом.

Кто такие Хордовые?

Что такое хорда?

Вспомним классификацию Хордовых.

Кто такие бесчерепные?

Кто такие позвоночные? Как их ещё называют? Почему?

Почему позвоночные животные относятся к Хордовым?

Какие общие черты характерны для Хордовых?


2

III.       Основная часть - работа с карточками, интерактивная доска

1.   Тест - общие черты Хордовых. - приложение 1

После выполнения работы на местах правильные ответы вписываются в таблицу на интерактивной доске и сверяются с правильными ответами, записанными заранее и закрытыми.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

И

К

Л

Строка правильного ответа

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Учитель:   Рассматривая отдельные классы, мы также выделяли общие черты строения. Но многообразие представителей того или иного класса, позволяли нам говорить об исключениях в строении тех или иных органов. Сегодня рассматривать особенности организации животных мы будем на конкретньх примерах. Проверим свою зоркость.

3

2.        Чайнворд - определите на примере каких организмов мы будем обобщать
материал - приложение 2.

Этот чайнворд выносится на ИД и также заполняется представителями группы после выполнения работы на местах.

Учитель:   Хордовые освоили все среды жизни: водную, наземную, воздушную. Но условия этих сред разные и они способствовали приспособительным реакциям, повлиявшим на строение органов.

Каковы особенности водной среды?

Какие задачи должны были решить при выходе на сушу?     Первыми кто ощущает на себе действие условий среды обитания являются покровы тела.

3.        Покровы тела -    здесь и далее идет работа с таблицей на интерактивной доске
после обсуждения.

Каковы особенности покровов тела?

Рыбы

Земноводные

Пресмыка-    ющиеся

Птицы

Млекопита - ющие

Щука

Тритон

Ящерица

Голубь

Собака

Покровы

тела

Сердце

Органы дыхания

Пищеварительная система

Особенности размножения


4

Дыхательная система - задание от ... - карточка

                              Задание от золотой рыбки

Все знают, что рыба, вытащенная из воды, задыхается. Чем это
можно объяснить? Ведь содержание кислорода в атмосфере
гораздо больше, чем в воде?        

О какой системе органов идет речь?

Каковы особенности её строения у представителей разных классов?

5.   Кровеносная система и сердце.   Усвоенный кислород надо доставить по назначению.

Что является конечным пунктом назначения?

Какая система выполняет эту задачу?

Каковы особенности её строения?

Что выполняет  роль мотора?

5.        Каковы особенности его строения?

6. Пищеварительная система - задание от ... - карточка

Задание от жар-птицы

Наверное, вам приходилось наблюдать картину как «добрые» пассажиры
круизных теплоходов кормят морских птиц, бросая за борт кусочки хлеба.
Но, если бы они имели возможность понаблюдать за этими птицами далее, то
увидели бы безрадостную картину, как те умирают от голода с полными
желудками.        

Предложите свои версии, почему это происходит?

5

О какой системе пойдет речь?

Каковы особенности её строения?

7.0собенности размножения - работа с картинами, развешанными на доске.

На доске развешаны картины представителей разных классов, часть их с детенышами.

Чем эти изображения отличаются друг от друга?                      Одной из приспособительных реакций является возможность выживания вида.

Как представители разных классов решают для себя эту задачу? Рассмотрим особенности оплодотворения и развития.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель:   Мы повторили лишь некоторые особенности строения отдельных систем органов. К сожалению, время ограничивает нас, но разговор ещё не завершен. В следующем разделе мы будем  рассматривать эволюцию систем органов более детально и тогда у вас появятся новые факты и новые знания.

А сейчас настало время подвести итоги. Сосчитайте свои жетоны. Жетоны выдавались по ходу работы на уроке.

V.        Домашнее задание - по страницам Красной книги России.
Подберите по 5 объектов от группы по классам Хордовых.

VI.        Рефлексия.

Какие вопросы или задания вам показались наиболее трудными? А наиболее интересными?

Что вам понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Насколько комфортно вы себя чувствовали?


7

п

т

А

С

У

В

К

и

Р

Б

А

л

П

р

ш

г

А

я

А

д

К

я

Г

к

А

в

Д

ю

К

Е

С

т

У

о

Р

ф

Г

о

3

А

А

к

ш

Д

А

с

ь

л

У

С

Н

м

с

о

У

и

Е

г

Б

т

Р

т

У

Б

А

к

Ф

ж

Ь

о

Ш

ю

А

Ц

Н

А

X

к

У

ч

Выберите из списка общие признаки хордовых животных.

А. Скелет наружный, фитиновый или известковый;

Б. Скелет внутренний, хрящевой или устный;

В.  Животные имеют  лучевую симметрию;

Г.  Двуслойные животные;

Д.  Животные  двусторонне-симметричные;

Е.  Трехслойные животные;

Ж. Кровеносная система замкнутая;

З.  Кровеносная система незамкнутая;

И. У всех  вторичная полость тела;

К. У большинства хорошо развит головной мозг;

Л.. Сердце расположено на брюшной стороне тела.

Освоение суши

Дыхание атмосферным кислородом

Проблема высыхания кожи

Изменение характера передвижения

Размножение на суше

Информация об окружающей среде: органы чувств

Действие неблагоприятных факторов

Увеличение массы тела         нагрузка на позвоночник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа№2 по теме "Многоклеточные животные. Тип Хордовые"

Контрольная работа в форме теставой проверки,состоит из 2 вариантов....

Урок по теме "Общая характеристика типа Хордовые. Подпит бесчерепные"

Разработка учебного модуля по биологии животных на тему "Общая характеристика типа Хордовые. Тип бесчерепные". Урок подразумевает самостоятельную работу учащихся по знакомству с особенностями строения...

Урок "Общая характеристика типа Хордовые" , биология 7 класс

Данный материал содержит конспект урока "Общая характеристика типа Хордовые", опорный конспект и презентацию к нему...

Систематика типа хордовые

Систематика типа хордовые...

Характеристика типа хордовые.

Характеристика типа хордовые для подготовки к ЕГЭ по биологии....

Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы в образовательных организациях различного типа.

Использование метода проектной технологии для формирования профессионального   самоопределения, повышения социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда учащихся с ОВЗ....

Сравнительная характеористика представителей типа Хордовые

При подготовке к экзамену удобно повторять материал по таблицам, составленным самостоятельно. В данной таблице сравниваем по определенным вопросам ланцетника, окуня, лягушку, ящерицу, голубя собаку....