Урок на тему: "Паукообразные"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Конспект урока биологии в 8 классе на тему: "Паукообразные" по учебнику В.В. Пасечника Биология 8кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_paukoobraznye_8_kl.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Класс паукообразные»
Цели:
- Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.
- Развивающая: Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами, составления презентаций по теме.
- Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Оборудование: Таблица «Ракообразные», «Паукообразные»,
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания
- Фронтальный опрос
– Где обитает рак, каковы черты приспособленности к среде обитания в его внешнем строении и поведении.
– Каковы особенности внутреннего строения рака?
– Пищеварительная система. (Кишечник у ракообразных обычно с жевательным желудком и «печенью», открывающейся в среднюю кишку). Почему и как желудок ракообразных может жевать?
– Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой? (Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует), но оказывается меньшего размера).
– Дыхательная, кровеносная система. Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми? (Благодаря боковым краям панциря, которые предохраняют жабры от высыхания. Пока жабры у раков находятся во влажном состоянии, раки не погибают).
– Выделительная, нервная системы.
– Размножение.
– Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?
– Как называется мелкое ракообразное животное с большим количеством ножек? (мокрица)
– Как изменится численность рыб в пруду, если в нем увеличится численность дафний?
- Тест «Проверь себя»
- Рак дышит жабрами (Да).
- Рак ведет дневной образ жизни (Нет).
- Тело рака состоит из двух отделов (Да).
- У рака простые глаза (Нет).
- Раки – растительноядные (Нет).
- Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).
- Для рака характерна регенерация клешней (Да).
- С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).
- Кровеносная система рака незамкнутая (Да).
- Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).
- Раки являются «санитарами» водоемов (Да).
- Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).
- Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).
- Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).
- Кровь у рака красная (Нет).
- Самки рака откладывают зимой яйца (Да).
- Живут раки до 50 лет (Нет).
(Взаимопроверка)
III. Изучение нового материала
– Давайте еще раз перечислим классы из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.
– Каждый класс имеет свое название не случайно. Насекомые названы так из-за насечек на их теле. А откуда произошло слово «паук»? (варианты учащихся)
– Общеславянское имя паука образованно с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» – крючок, латинскому «анкус» – имеющий кривые руки, древнегреческому «акати» – сгибает. Так что «паук» – в переводе - криворучка и кривоножка.
А как называются Паукообразные на латинском языке?
– А кто знает почему?
Легенда об Арахне. (Арахниды, арахнология – наука о пауках).
– Итак, что же мы знаем о пауках? (Плетут паутину)
– Знаменитый натуралист д' Орбиньи в панталонах из паутины бразильских пауков в свое время щеголял. Носил их долго, а они не снашивались. И Людовику XIV, королю Франции, парламент города Монпелье как-то преподнес в подарок чулки и перчатки, тканные из шелковистых нитей французских пауков.
– Точно установлено, что паутина останавливает кровь. Только брать ее нужно свежую, чистую.
– Что же из себя представляет сам паук, хозяин паутины?
Одежды себе не шью,
А ткань всегда тку. (речь идёт о пауках)
– Какова цель нашего урока? ( выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека).
- Запишите тем урока: «Класс Паукообразные.»
Класс Паукообразные включает до 62000 видов.
Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др. Все они животные наземные, кроме паука-серебрянки. Многие плетут паутину.
В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих. (Не поп, а с крестом – кто?) Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика,
– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.
Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).
Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.
На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.
Нить состоит из белка. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины. Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.
Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. (Масса паутины, равной по длине экватору земного шара, составляет 340 г.)
Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.
– Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?
(Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась. Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)
Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.
Кровеносная система как у раков. Какая? – Незамкнутая. В Теле циркулирует гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба:
Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.
Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).
Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.
Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки.
Яйца самка откладывает открыто, либо оплетает их паутиной (кокон).
– Паукообразных насчитывается в природе 62000 видов..
– Кроме Пауков, к Паукообразным относятся и клещи. (См-е чтение с. 135)
– Чем сходны клещи с пауками?
– Чем отличаются?
– Какой клещ снижает урожай плодовых и бахчевых культур?
– Какие клещи приносят вред здоровью человека?
Знаете ли вы, что от чесоточного зудня умирали в древности короли и Папы Римские, и великие ученые: Геродот, Филипп II и Папа Клемент VII.
– Нужны ли паукообразные в природе?
– Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.
– Они являются пищей для птиц.
– Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.
– Являются переносчиками заболеваний.
– Участвуют в почвообразовании.
Итак, общие признаки паукообразных:
- в основном, сухопутные виды;
- 4 пары ходильных ног;
- Хищники, легко приспосабливаются, имеют ядовитые железы, паутинные бородавки;
- длина тела от 0,1 мм до 12 см.
IV. Закрепление знаний
1) Для каких животных характерны следующие признаки: 4 пары ног, у большинства 2 отдела тела (головогрудь и брюшко), органы дыхания – лёгкие и трахеи, усиков нет?
А – Для всех членистоногих
Б – Только для ракообразных
В – Только для паукообразных
Г – Только для насекомых
С целью закрепления материала можно провести игру «Узнай, кто это». Класс делится на группы, каждая получает карточку с заданием. Та группа, кто выполнит задание без ошибок – побеждает.
V. Рефлексия
Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.
Должны ли мы боятся пауков? Выскажете своё мнение.
IV. Домашнее задание.
1) § 24 ответить на вопросы, по желанию подготовить сообщения на тему «Роль паукообразных в природе и жизни человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"
Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...
Урок по теме: "Паукообразные"
Вашему вниманию предоставляется урок по технологии критического мышления. Тема урока: "Паукообразные",- проведенного мною в 7классе по учебнику зоологии линии Пасечника В.В....
урок на тему "паукообразные"
план-конспект урока в 7 классе по теме "паукообразные" с использованием презентации...
Проверочная работа по теме «Паукообразные и Ракообразные»
в данной работе представлены различные типы вопросов, позволяющие осуществить контроль знаний учащихся по темам "Ракообразные" и "Паукообразные"...
Урок по теме "Паукообразные"
Урок изучения нового материаля по теме "Паукообразные" в 7 классе....
Тест на тему паукообразные
Тест для учащихся 7 класса...
Презентация на тему "Паукообразные"
Презентация на тему "Паукообразные". Внешнее и внутреннее строение. Разнообразие паукообразных....