Урок на тему: "Паукообразные"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Татьяна Егоровна Астахова

Конспект урока  биологии в 8 классе на тему: "Паукообразные" по учебнику В.В. Пасечника Биология 8кл. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_paukoobraznye_8_kl.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Класс паукообразные»

Цели:

  • Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.
  • Развивающая: Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами, составления презентаций по теме.
  • Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Оборудование: Таблица «Ракообразные», «Паукообразные»,

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания
  1. Фронтальный опрос

– Где обитает рак, каковы черты приспособленности к среде обитания в его внешнем строении и  поведении.

– Каковы особенности внутреннего строения рака?

– Пищеварительная система. (Кишечник у ракообразных обычно с жевательным желудком и «печенью», открывающейся в среднюю кишку). Почему и как желудок ракообразных может жевать?

– Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой? (Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует), но оказывается меньшего размера).

– Дыхательная, кровеносная система. Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми? (Благодаря боковым краям панциря, которые предохраняют жабры от высыхания. Пока жабры у раков находятся во влажном состоянии, раки не погибают).

– Выделительная, нервная системы.

– Размножение.

– Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?

– Как называется мелкое ракообразное животное с большим количеством ножек? (мокрица)

– Как изменится численность рыб в пруду, если в нем увеличится численность дафний?

  1. Тест «Проверь себя»
  1. Рак дышит жабрами (Да).
  2. Рак ведет дневной образ жизни (Нет).
  3. Тело рака состоит из двух отделов (Да).
  4. У рака простые глаза (Нет).
  5. Раки – растительноядные (Нет).
  6. Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).
  7. Для рака характерна регенерация клешней (Да).
  8. С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).
  9. Кровеносная система рака незамкнутая (Да).
  10. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).
  11. Раки являются «санитарами» водоемов (Да).
  12. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).
  13. Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).
  14. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).
  15. Кровь у рака красная (Нет).
  16. Самки рака откладывают зимой яйца (Да).
  17. Живут раки до 50 лет (Нет).

(Взаимопроверка)

III. Изучение нового материала

– Давайте еще раз перечислим  классы из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.

– Каждый класс имеет свое название не случайно. Насекомые названы так из-за насечек на их теле. А откуда произошло слово «паук»? (варианты учащихся)

– Общеславянское имя паука образованно с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» – крючок, латинскому «анкус» – имеющий кривые руки, древнегреческому «акати» – сгибает. Так что «паук» – в переводе - криворучка и кривоножка.

А как называются Паукообразные на латинском языке?

– А кто знает почему?

Легенда об Арахне. (Арахниды, арахнология – наука о пауках).

– Итак, что же мы знаем о пауках? (Плетут паутину)

– Знаменитый натуралист д' Орбиньи в панталонах из паутины бразильских пауков в свое время щеголял. Носил их долго, а они не снашивались. И Людовику XIV, королю Франции, парламент города Монпелье как-то преподнес в подарок чулки и перчатки, тканные из шелковистых нитей французских пауков.

– Точно установлено, что паутина останавливает кровь. Только брать ее нужно свежую, чистую.

– Что же из себя представляет сам паук, хозяин паутины?

Одежды себе не шью,
А ткань всегда тку. (речь идёт о пауках)

– Какова цель нашего урока? ( выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека).

- Запишите тем урока: «Класс Паукообразные.»

Класс Паукообразные включает до 62000 видов.

Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др. Все они животные наземные, кроме паука-серебрянки. Многие плетут паутину.

В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих. (Не поп, а с крестом – кто?) Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика,

– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.

На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

Нить состоит из белка. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины. Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.

Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. (Масса паутины, равной по длине экватору земного шара, составляет 340 г.)

Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.

– Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

(Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась. Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)

Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.

Кровеносная система как у раков. Какая? – Незамкнутая. В Теле циркулирует гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба:

Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.

Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).

Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.

Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки.

Яйца самка откладывает открыто, либо оплетает их паутиной (кокон).

– Паукообразных насчитывается в природе 62000 видов..

– Кроме Пауков, к Паукообразным относятся и клещи. (См-е чтение с. 135)

– Чем сходны клещи с пауками?

– Чем отличаются?

– Какой клещ снижает урожай плодовых и бахчевых культур?

– Какие клещи приносят вред здоровью человека?

Знаете ли вы, что от чесоточного зудня умирали в древности короли и Папы Римские, и великие ученые: Геродот, Филипп II и Папа Клемент VII.

– Нужны ли паукообразные в природе?

– Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.

– Они являются пищей для птиц.

– Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.

– Являются переносчиками заболеваний.

– Участвуют в почвообразовании.

Итак, общие признаки паукообразных:

  • в основном, сухопутные виды;
  • 4 пары ходильных ног;
  • Хищники, легко приспосабливаются, имеют ядовитые железы, паутинные бородавки;
  • длина тела от 0,1 мм до 12 см.

IV. Закрепление знаний

1) Для каких животных характерны следующие признаки: 4 пары ног, у большинства 2 отдела тела (головогрудь и брюшко), органы дыхания – лёгкие и трахеи, усиков нет?

А – Для всех членистоногих
Б – Только для ракообразных
В – Только для паукообразных
Г – Только для насекомых

С целью закрепления материала можно провести игру «Узнай, кто это». Класс делится на группы, каждая получает карточку с заданием. Та группа, кто выполнит задание без ошибок – побеждает.

V. Рефлексия

Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.

 Должны ли мы боятся пауков? Выскажете своё мнение.

IV. Домашнее задание.

1) § 24 ответить на вопросы, по желанию подготовить сообщения на тему «Роль паукообразных в природе и жизни человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"

Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...

Урок по теме: "Паукообразные"

Вашему вниманию предоставляется урок по технологии критического мышления. Тема урока: "Паукообразные",- проведенного мною в 7классе по учебнику зоологии  линии Пасечника В.В....

урок на тему "паукообразные"

план-конспект урока в 7 классе по теме "паукообразные" с использованием презентации...

Проверочная работа по теме «Паукообразные и Ракообразные»

в данной работе представлены различные типы вопросов, позволяющие осуществить контроль знаний учащихся по темам "Ракообразные" и "Паукообразные"...

Урок по теме "Паукообразные"

Урок изучения нового материаля по теме "Паукообразные" в 7 классе....

Тест на тему паукообразные

Тест для учащихся 7 класса...

Презентация на тему "Паукообразные"

Презентация на тему "Паукообразные". Внешнее и внутреннее строение. Разнообразие паукообразных....