урок на тему "паукообразные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
план-конспект урока в 7 классе по теме "паукообразные" с использованием презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paukoobraznye.doc | 33 КБ |
prez_pauki.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Паукообразные
Цели и задачи:
- познакомить со строением паукообразных, их многообразием, практическим значением.
- формировать умение сравнивать объекты
- формировать навыки анализа и синтеза информации
- развивать коммуникативные умения
- формировать способность выделять смысловые единицы информации
Используемые технологии:
- ИКТ
- РКМ
- схемные и знаковые модели
- игра
План — конспект
- Орг.момент, целеполагание.
- Актуализация знаний.
- Сегодня я хочу начать наш урок с неполного синквейна
…......................................
сегментированные, многоногие
плавают, бегают, летают,
имеют хитиновый наружный скелет
самые многочисленные
- Какого слова не хватает? (членистоногие)
- Попробуйте прокомментировать каждую строчку синквейна, доказать, что речь именно о членистоногих. (1,5 млн видов)
- Какой класс этого типа мы изучали на прошлом уроке? (ракообразные)
проверим, насколько хорошо вы усвоили строение животных этого класса.
Демонстрируется частично заполненный опорный конспект по ракообразным
Вн.стр. Головогрудь, …....;
Конечности: 3 пары челюстей, 3 пары ногочелюстей, ….пар ходильных
ног,4 пары у самца или 5 пар у самки …........ножек,
сильноуплощенные ноги, видоизмененные в хвостовой............ .
ОДС - хитиновый покров (наружный скелет), мышцы.
П.- рот---желудок с жерновками---кишечник----анальное отверстие
…............../
В. - ….........железы
К — незамкнутая, заполнена ….........;сердце----.............-------полости между
органами----жабры/
Д.-............... на грудных конечностях.
Н - окологлоточное ….........кольцо.-----брюшная нервная ......-------нервы
О.ч.- органы осязания- …....усики, органы..........-короткие усики,органы зрения - ......глаза, органы равновесия.
Р.- половое, оплодотворение внутреннее, яйца развиваются на...........ножках самки.
Учащиеся дополняют опорный конспект, дают с его помощью характеристику ракообразрым.
- Изучение нового материала
- Сегодня мы должны познакомиться с еще одним классом из типа Членистоногие.
- тему нашего урока вы сможете назвать, отгадав простую загадку:
он сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит (паук)
- Что вам известно об этих животных? (учащиеся вспоминают известную им информацию )
- Вы многое знаете о пауках, но наверное не все. Сегодня вы узнаете о том, как древняя легенда объясняет появление первого паука на Земле.
(Кто-то из детей рассказывает легенду)
В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани.Ткала она из тончайших нитей, подобных туману, и люди любовались ее работой. И возомнила Арахна себя равной богам, равной Солнцу. Она заявила, что не сравнится с её мастерством даже мастерство богини Афины. Вызвала Арахна богиню на состязание и выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за её дерзость и неуважение к богам превратила Арахну в паука, который вечно плетет паутину.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
- Наука о пауках – арахнология.
- тема нашего урока Паукообразные.( в тетрадь)
Как вы думаете, почему в легенде говорится о прекрасной ткачихе, а не, например, о поварихе?
Рассказ учителя + презентация.
«Паук строит ловчие паутинные сети для ловли добычи. Сначала тянет многоугольную раму, затем к центру проводит радиальные лучи. А потом выпуская липкую паутину плетет спираль от центра, к ней-то и прилипают насекомые.
Построив сеть, крестовик усаживается либо в самом центре, либо где-то в укромном уголке. В этом случае он соединяет себя с сетью при помощи сигнальной нити. Когда в сеть попадает какое-нибудь насекомое, и прилипнув к ней начинает барахтаться, нити паутины колеблются и паук, соединенный сигнальной нитью узнает об этом при помощи органа осязания - ногощупалец. Кроме того и видит при помощи простых глазков, направленных во все стороны. При полной неподвижности глаз и головогруди это имеет большое значение. Паук набрасывается на добычу и вонзает хелицеры Выпускает яд и пищеварительные соки в тело жертвы. Если крестовик неголодный, то он обволакивает добычу паутиной и оставляет ее «про запас», если голодный пускает в дело свои ногощупальца, ими он разминает свою добычу, чтобы внутренности быстрее превратились в кашицу. Происходит внекишечное переваривание. Затем паук всасывает полужидкую кашицу мощной глоткой. От жертвы остается лишь хитиновый покров. Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия, «домики»; живущие в норках — выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Живущий под водой паук-серебрянка строит из паутины «водолазный колокол», в который натаскивает себе запас воздуха и в котором живёт. Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутинка и для страховки: видели, наверно, как вспугнутый паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом по этой ниточке он поднимется наверх; смотать паутинку обратно он не может, но не пропадать же добру — паучок её съедает. Некоторые пауки спят, повиснув на такой паутинке. Любое неосторожное движение крадущегося в ночи врага — и паучок исчезает. И те, кто спит в более комфортных условиях, натягивают сигнальные нити. А ещё на паутинке можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места.»
Рассматриваем и характеризуем внешнее строение паука, затем внутреннее строение. При характеристике особо подчеркиваем черты сходства и различия с ракообразными.
4. Закрепление.
На партах конверты с элементами опорного конспекта по паукообразным. Дети получают задание собрать из этих деталей опорный конспект. На работу 2 минуты, затем демонстрируем то, что должно было получиться. Дается задание дома наклеить оп конспект в тетрадь.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Пауки не единственные представители класса. Он довольно разнообразен и включает несколько отрядов. Сейчас вам предстоит самостоятельно поработать с учебником и составить кластер о классификации паукообразных. Даю 2 минуты на эту работу.
Комментируем кластер.
6. Итог.
Познакомились с классом паукообразные давайте еще раз назовем основные черты строения этих животных. Даем общую характеристику класса.
- Разгадываем мини-кроссворд то теме урока.
- - Закончить урок хочу синквейном, который придумала одна ученица после изучения пауков:
Паук-крестовик,
восьминогий и восьмиглазый,
поймал, отравил, съел (муху),
тем самым принес мне пользу, ведь муха — разносчик заразы.
Спасибо ему!
Кроссворд.
- Латинское название паукообразных
- Паук, яд которого опасен для человека
- Орган дыхания пауков.
- Паукообразное животное с членистым брюшком
- устройство из паутины для выведения потомства
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вн.стр .:тело: головогрудь…………….. Конечности: 3 пары челюстей, 3 пары ногочелюстей, … пар ходильных ног, брюшные ножки ОДС : …………. наружный скелет П: рот, желудок с …………., кишечник, печень В : ……………… железы К : н / з, гемолимфа;…………., сосуды, полости между органами Д: ....................на грудных конечностях Н: окологлоточное………….кольцо, ………… нервная цепочка, нервы О.ч: осязание – ……….. усики, …….. – короткие усики, зрение –……………глаза Р: половое, оплодотворение ……………., яйца развиваются на …… …… самки
Вн.стр .:тело головогрудь, брюшко Конечности: 3 пары челюстей, 3 пары ногочелюстей, 5 пар ходильных ног,брюшные ножки ОДС : хитиновый наружный скелет П: рот, желудок с жерновками , кишечник, печень В : зеленые железы К : н / з, гемолимфа; сердце , сосуды, полости между органами Д: жабры на грудных конечностях Н: окологлоточное нервно е кольцо, брюшная нервная цепочка, нервы О.ч: осязание – длинные усики, обоняние – короткие усики, зрение – сложные глаза Р: половое, оплодотворение внутреннее, яйца развиваются на бр.ножках самки
Тип Членистоногие Класс Паукообразные
Легенды и мифы о пауках
На латинском языке пауки – арахниды, а наука о пауках – арахнология.
Строение тела пауков Головогрудь Хелицеры Ходильные ноги(4 пары) Брюшко Паутинные бородавки Педипальпы
У пауков восемь простых глаз
Внутреннее строение паука
Паутина Паутина очень прочна. Она превосходит по прочности стальную нить такой же толщины. Паутину использовали для изготовления ткани в Китае, а во Франции в 17 веке из нее изготавливали перчатки и чулки.
Внутреннее строение паука
Класс Паукообразные отряды сенокосцы скорпионы клещи пауки
Общая характеристика класса паукообразных. Тело разделено на головогрудь и брюшко 4 пары ног и ни одной пары усиков Паукообразные – обитатели суши, они дышат атмосферным воздухом при помощи лёгких и трахей Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется вне организма, затем в желудке и кишечнике Скорпионы отличаются от пауков членистым брюшком Клещи отличаются от пауков тем, что все членики их тела срастаются между собой
Паук-крестовик сухопутный, восьминогий поймал, отравил, съел (муху). Тем самым принес мне пользу, ведь муха - разносчик заразы. Спасибо ему!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...