урок на тему "паукообразные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Никитина Ирина Алексеевна

план-конспект урока в 7 классе по теме "паукообразные" с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paukoobraznye.doc33 КБ
Office presentation icon prez_pauki.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Паукообразные

Цели и задачи:

  1. познакомить со строением паукообразных, их многообразием, практическим значением.
  2. формировать умение сравнивать объекты
  3. формировать навыки анализа и синтеза информации
  4. развивать коммуникативные умения
  5. формировать способность выделять смысловые единицы информации

Используемые технологии:

  1. ИКТ
  2. РКМ
  3. схемные и знаковые модели
  4.  игра

План — конспект

  1. Орг.момент, целеполагание.
  2. Актуализация знаний.

-  Сегодня я хочу начать наш урок с неполного синквейна

                                 …......................................

сегментированные, многоногие

плавают, бегают, летают,

имеют хитиновый наружный скелет

самые многочисленные

-   Какого слова не хватает? (членистоногие)

- Попробуйте прокомментировать каждую строчку синквейна, доказать, что речь именно о членистоногих. (1,5 млн видов)

- Какой класс этого типа мы изучали на прошлом уроке? (ракообразные)

проверим, насколько хорошо вы усвоили строение животных этого класса.

Демонстрируется частично заполненный опорный конспект по ракообразным

Вн.стр. Головогрудь, …....;

              Конечности: 3 пары челюстей, 3 пары ногочелюстей, ….пар ходильных  

              ног,4 пары у самца или 5 пар у самки …........ножек,                          

              сильноуплощенные ноги, видоизмененные в хвостовой............ .

ОДС - хитиновый покров (наружный скелет), мышцы.

П.-  рот---желудок с жерновками---кишечник----анальное отверстие

                                              …............../

В. - ….........железы

К — незамкнутая, заполнена ….........;сердце----.............-------полости между        

                                  органами----жабры/

Д.-............... на грудных конечностях.

Н - окологлоточное ….........кольцо.-----брюшная нервная ......-------нервы

О.ч.- органы осязания- …....усики, органы..........-короткие усики,органы зрения -  ......глаза, органы равновесия.

Р.- половое, оплодотворение внутреннее, яйца развиваются на...........ножках самки.

Учащиеся дополняют опорный конспект, дают с его помощью характеристику ракообразрым.

  1. Изучение нового материала  

- Сегодня мы должны познакомиться с еще одним классом из типа Членистоногие.

-  тему нашего урока вы сможете назвать, отгадав простую загадку:

 

он сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит (паук)

- Что вам известно об этих животных? (учащиеся вспоминают известную им информацию )

- Вы многое знаете о пауках, но наверное не все. Сегодня вы узнаете о том, как древняя легенда объясняет появление первого паука на Земле.

(Кто-то из детей рассказывает легенду)

   В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани.Ткала она из тончайших нитей, подобных туману, и люди любовались ее работой. И возомнила Арахна себя равной богам, равной Солнцу. Она заявила, что  не сравнится с её мастерством даже мастерство богини Афины. Вызвала Арахна богиню на состязание и выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за её дерзость и неуважение к богам превратила Арахну в паука, который вечно плетет паутину.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки 
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
 

- Наука о пауках – арахнология.

-  тема нашего урока Паукообразные.( в тетрадь)

Как вы думаете, почему в легенде говорится о прекрасной ткачихе, а не, например, о поварихе?

Рассказ учителя + презентация.

 «Паук строит ловчие паутинные сети для ловли добычи. Сначала тянет многоугольную раму, затем к центру проводит радиальные лучи. А потом выпуская липкую паутину плетет спираль от центра, к ней-то и прилипают насекомые.

       Построив сеть, крестовик усаживается либо в самом центре, либо где-то в укромном уголке. В этом случае он соединяет себя с сетью при помощи сигнальной нити. Когда в сеть попадает какое-нибудь насекомое, и прилипнув к ней начинает барахтаться, нити паутины колеблются и паук, соединенный сигнальной нитью узнает об этом при помощи органа осязания - ногощупалец. Кроме того и видит при помощи простых глазков, направленных во все стороны. При полной неподвижности глаз и головогруди это имеет большое значение. Паук набрасывается на добычу и вонзает хелицеры   Выпускает яд и пищеварительные соки в тело жертвы. Если крестовик неголодный, то он обволакивает добычу паутиной и оставляет ее «про запас», если голодный пускает в дело свои ногощупальца, ими он разминает свою добычу, чтобы внутренности быстрее превратились в кашицу. Происходит внекишечное переваривание. Затем паук всасывает полужидкую кашицу мощной глоткой. От жертвы остается лишь хитиновый покров.  Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия, «домики»; живущие в норках — выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Живущий под водой паук-серебрянка   строит из паутины «водолазный колокол», в который натаскивает себе запас воздуха и в котором живёт. Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутинка и для страховки: видели, наверно, как вспугнутый паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом по этой ниточке он поднимется наверх; смотать паутинку обратно он не может, но не пропадать же добру — паучок её съедает. Некоторые пауки спят, повиснув на такой паутинке. Любое неосторожное движение крадущегося в ночи врага — и паучок исчезает. И те, кто спит в более комфортных условиях, натягивают сигнальные нити. А ещё на паутинке можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места.»  

 

  Рассматриваем и характеризуем внешнее строение паука, затем внутреннее строение. При характеристике особо подчеркиваем черты сходства и различия с ракообразными.  

 4. Закрепление.

На партах конверты с элементами опорного конспекта по паукообразным. Дети получают задание собрать из этих деталей опорный конспект.  На работу 2 минуты, затем демонстрируем то, что должно было получиться. Дается задание дома наклеить оп конспект в тетрадь.

  1. Самостоятельная работа с учебником.

- Пауки не единственные представители класса. Он довольно разнообразен и включает несколько отрядов. Сейчас вам предстоит самостоятельно поработать с учебником и составить кластер о классификации паукообразных. Даю 2 минуты на эту работу.

Комментируем кластер.

6. Итог.

  Познакомились с классом паукообразные давайте еще раз назовем основные черты строения этих животных. Даем общую характеристику класса.

  1. Разгадываем мини-кроссворд то теме урока.
  2. - Закончить урок хочу синквейном, который придумала одна ученица после изучения пауков:

Паук-крестовик,

восьминогий и восьмиглазый,

поймал, отравил, съел (муху),

тем самым принес мне пользу, ведь муха — разносчик заразы.

Спасибо ему!

 

Кроссворд.

  1. Латинское название паукообразных
  2. Паук, яд которого опасен для человека
  3.  Орган дыхания пауков.
  4. Паукообразное животное с членистым брюшком
  5. устройство из паутины для выведения потомства

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вн.стр .:тело: головогрудь…………….. Конечности: 3 пары челюстей, 3 пары ногочелюстей, … пар ходильных ног, брюшные ножки ОДС : …………. наружный скелет П: рот, желудок с …………., кишечник, печень В : ……………… железы К : н / з, гемолимфа;…………., сосуды, полости между органами Д: ....................на грудных конечностях Н: окологлоточное………….кольцо, ………… нервная цепочка, нервы О.ч: осязание – ……….. усики, …….. – короткие усики, зрение –……………глаза Р: половое, оплодотворение ……………., яйца развиваются на …… …… самки

Слайд 3

Вн.стр .:тело головогрудь, брюшко Конечности: 3 пары челюстей, 3 пары ногочелюстей, 5 пар ходильных ног,брюшные ножки ОДС : хитиновый наружный скелет П: рот, желудок с жерновками , кишечник, печень В : зеленые железы К : н / з, гемолимфа; сердце , сосуды, полости между органами Д: жабры на грудных конечностях Н: окологлоточное нервно е кольцо, брюшная нервная цепочка, нервы О.ч: осязание – длинные усики, обоняние – короткие усики, зрение – сложные глаза Р: половое, оплодотворение внутреннее, яйца развиваются на бр.ножках самки

Слайд 4

Тип Членистоногие Класс Паукообразные

Слайд 5

Легенды и мифы о пауках

Слайд 6

На латинском языке пауки – арахниды, а наука о пауках – арахнология.

Слайд 7

Строение тела пауков Головогрудь Хелицеры Ходильные ноги(4 пары) Брюшко Паутинные бородавки Педипальпы

Слайд 8

У пауков восемь простых глаз

Слайд 9

Внутреннее строение паука

Слайд 10

Паутина Паутина очень прочна. Она превосходит по прочности стальную нить такой же толщины. Паутину использовали для изготовления ткани в Китае, а во Франции в 17 веке из нее изготавливали перчатки и чулки.

Слайд 11

Внутреннее строение паука

Слайд 13

Класс Паукообразные отряды сенокосцы скорпионы клещи пауки

Слайд 14

Общая характеристика класса паукообразных. Тело разделено на головогрудь и брюшко 4 пары ног и ни одной пары усиков Паукообразные – обитатели суши, они дышат атмосферным воздухом при помощи лёгких и трахей Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется вне организма, затем в желудке и кишечнике Скорпионы отличаются от пауков членистым брюшком Клещи отличаются от пауков тем, что все членики их тела срастаются между собой

Слайд 15

Паук-крестовик сухопутный, восьминогий поймал, отравил, съел (муху). Тем самым принес мне пользу, ведь муха - разносчик заразы. Спасибо ему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...