Интегрированный урок по биологии и химии «Факторы здоровья человека» в 8 классе.
план-конспект урока по биологии (8 класс)
В статье говорится об интеграции уроков биологии и химии для повышения знаний, интереса учащихся к предмету, к взаимодействию химических и биологических процессов. Представлен ценный опыт проведения интегрированных уроков биологии и химии, отвечающие требованиям ФГОС для формирования понимания и раскрытия взаимодействия биологических и химических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3nis_imn_int_biohim.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция уроков биологии и химии в условиях ФГОС
В статье говорится об интеграции уроков биологии и химии для повышения знаний, интереса учащихся к предмету, к взаимодействию химических и биологических процессов. Представлен ценный опыт проведения интегрированных уроков биологии и химии, отвечающие требованиям ФГОС для формирования понимания и раскрытия взаимодействия биологических и химических процессов.
ФГОС, методы обучения, интеграция, биологические и химические процессы, белки, жиры, углеводы
ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
ФГОС третьего поколения определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
На сегодняшний день уделяется достаточное внимание обучающимся, учитывая их физиологические и умственные изменения.
Современные дети отличаются способностью анализировать события, процессы, теоретически, но практических навыков не хватает. Они иногда не могут связывать кажущиеся для нас, педагогов, простые явления. Поэтому мы считаем, что использование интегрированных уроков, имеет большое значение.
На этапе основного общего образования у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания [3].
Пробуя разные методы обучения, мы также уделяем внимание интеграции взаимосвязанных дисциплин: биологии, химии, экологии, математики и физики и др.
На интегрированных уроках обучающиеся получают возможность объединять одно понятие по нескольким предметам. Что помогает углублению, расширению, уточнению материала обучаемого предмета.
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция [2].
При проведении интегрированных уроков имеет значение правильная постановка цели урока, и разработка структуры интегрированного урока.
Новые ФГОС делают акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
В условиях ФГОС, связь меду предметами помогают показать интегрированные уроки, на которых ученики обобщают, связывают разные предметы, понимают их суть.
Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.
Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника.
3. Интеграция:
- ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
- увеличивает информативную емкость урока.
- позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
- является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
4. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях и является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами [4].
Например, интеграцию уроков зоологии с художественной литературой якутских писателей, провожу сама. При этом использую отрывки из произведений якутских писателей для объяснения некоторых тем.
А вот уроки интеграции с химией, проводим вместе с учителем химии. Для начала составляем план урока, определяем роль каждого учителя на уроке, и определяем темы, которые хотим связать.
Разработка структуры интегрированного урока - совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления, по сути, новым процессом познания.
Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся. Учителя должны ориентироваться на формирование обобщенных умений практической деятельности с помощью межпредметных связей. Такие умения соответствуют видам деятельности, общим для смежных предметов. Практические умения характеризуют умения учащихся применять знания на практике.
Для примера, рассмотрим интегрированный урок биологии и химии в 6 классе по теме: «Химический состав клетки: органические и неорганические вещества». Цель урока: формирование представления о веществах, содержащихся в живых организмах, развитие навыков поиска необходимой информации и ее анализа, познавательной и творческой активности. Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Оборудование: лабораторное оборудование; листы бумаги (по количеству обучающихся); семена подсолнечника, тыквы; стакан с водой, марля, палочка, мука, клубни картофеля; раствор йода, раствором медного купороса смешанного с избытком раствора щелочи, раствор уксусной кислоты, лакмус; карточки с изображением продуктов питания.
Планируемые результаты освоения материала.
Предметные: обучающиеся знают - химический состав клетки; обучающиеся умеют - самостоятельно выделять и формулировать цель, находить информацию, структурировать полученные знания.
Метапредметные: владеют умениями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют ценностное отношение к культуре здорового питания
Основные термины и понятия: химические вещества клетки - неорганические и органические, минеральные соли, органические вещества, белки, углеводы, жиры.
Ход урока: организационный этап – приветствие.
1. Мотивация - учитель биологии: Сегодня нам предстоит изучить интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Сейчас я хочу показать Вам несколько опытов.
- В раствор гидроксида натрия добавить раствор фенолфталеина - малиновое окрашивание.
- В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.
Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (Превращение.)
А какая наука изучает вещества и их превращения? (Химия.)
Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение “Химия вокруг нас”. На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей.)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока “Химический состав клетки”.
II. Актуализация пройденного материала.
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.
Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входит и в состав объектов неживой природы.
Но распределение их неравномерно - около 98% от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, кислород, водород и азот. Около 2% - калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор, сера. И в очень малых количествах - остальные элементы.
Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.
Неорганические вещества — это вода и минеральные соли.
Органические вещества - это...... , они содержатся или производятся живыми организмами.
Главное отличие живых организмов от объектов неживой природы - наличие в них органических веществ.
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.
Выводы:
- В клетках содержатся органические вещества (белки, жиры и углеводы) и неорганические (вода и минеральные соли).
- Вещества используются для построения клеток организма и участвуют в процессах жизнедеятельности клетки.
Интегрированный урок по биологии и химии
«Факторы здоровья человека».
в 8 классе.
Цель урока: Дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; учащиеся должны задуматься о необходимости быть здоровыми; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать и интегрировать все знания учащихся о факторах здоровья человека, полученные при изучении биологии, экологии, химии;
- Продолжить формирования у обучающихся ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха.
Развивающие:
- формировать навыки взаимоконтроля;
- уметь организовать совместную деятельность на конечный результат;
- уметь выражать свои мысли; самостоятельно оценивать достигнутые результаты.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- продолжить экологическое просвещение школьников;
прививать заботу к своему здоровью
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
#1040;ктуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
2.Углубление знаний о факторах здоровья человека.
3. Способствовать формированию представления о ЗОЖ.
4.Приобретают навыки исследовательской работы.
Метапредметные
Регулятивные:
- формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения;
- планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты;
- осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные:
- аргументировать свою точку зрения;
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками взрослыми.
Познавательные:
- устанавливать причинно - следственные связи;
- сравнивать и делать выводы.
Личностные
1.Понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других.
#1054;ценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Этапы урока:
- Приветствие. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Добрый день, дорогие друзья! Пусть он для вас действительно будет добрым и позитивным. Давайте улыбнёмся друг другу, и с хорошим настроением начнём наш урок.
Раздаёт карточки для создания рабочих групп (игровая ситуация).
2. Постановка темы. Целепологание
Учитель.
Вопросы о здоровье очень разнообразны и касается многих аспектов, поэтому нам надо определить тематику нашего урока.
Раздаёт цветные карточки для постановки темы урока.
Актуализация опорных знаний
Учитель.
Предлагает послушать сообщения, заранее подготовленных учащихся.
- Режим дня
- Питание
- Гигиена
-Двигательная активность
Учащиеся.
Ребята знакомят с анкетой (презентация), которую проводили заранее среди
8 классов.
Осмысление (изучение нового материала)
Ребята, у вас на столах имеются конверты с материалы, поработав с ними, вы сможете изучить информацию по факторам обеспечивающих здоровье современного человека и подготовить мини - проекты.
Каждая группа получает конверты. В ходе выполнения заданий группы оформляют отчёт по предложенной форме.
Учитель помогает, направляет работу в группах, контролирует ход и время презентации каждого учебной группы – задаёт наводящие вопросы, если учащиеся испытывают затруднения.
Учащиеся.
Работа в малых группах.
Команда «Химик»
Команда «Эколог»
Группы приступают к работе. По итогам работы готовят мини-проекты ,выступления.
Закрепление и обобщение
Выступление групп. Учащиеся оформляют выступление на плакатах, демонстрируют схемы и рисунки делают опыты и готовят сообщения.
Выступление групп с результатами работы.
Рефлексия
Учитель.
Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить трудности, которые у них возникли.
Домашнее задание
Подготовить презентацию «Я и здоровый образ жизни».
Заключение:
А вот уроки интеграции с химией, проводим вместе с учителем химии. Для начала составляем план урока, определяем роль каждого учителя на уроке, и определяем темы, которые хотим связать. При этом учитель химии показывает опыты по выявлению органических веществ, тогда дети понимают, и воспринимают, что это химические реакции. А когда это проводится учителем биологии, дети воспринимают данный процесс как биологическое явление, но не как химическая реакция. Происходит обобщение, связывание разных предметов, понимание сути.
При проведении интегрированных уроков имеет значение правильная постановка цели урока, и разработка структуры интегрированного урока.
Или, например, урок биологии связать с уроком математики, при котором проводятся практические работы по определению средней величины листа, по определению энергетической ценности пищи, при определении жизненной емкости легких и т.д., обязательно нужно связать с знаниями и умениями детей, полученными на уроках математики. Например, при изучении строения клетки, мы даем задание детям, слепить из пластилина строение клетки, с органоидами – связь с уроком технологии. Например, интеграцию уроков зоологии с художественной литературой якутских писателей, провожу сама. При этом использую отрывки из произведений якутских писателей для объяснения некоторых тем. При всякой возможности используем стихотворения и отрывки из художественных произведений разных писателей.
Мы считаем, что, используя интегрированные уроки мы формируем у учащихся исследовательские и практические навыки, активируем познавательные навыки, готовим их правильному выбору будущей профессии, готовим к жизни.
Использованная литература:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.; под ред. А.Г. Асмолова Формирование универсальных учебных действий в основной школе: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
- .
- .
- .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре Тема «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»для 8 класса
Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 классаЭтот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю. Косьяновой.Задачи урока:1....
Интегрированный урок химии-биологии по теме:«Металлы в природе» (9 класс)
Данный урок является уроком практичекого применения знаний и умений по химии и биологии. В ходе урока ярко иллюстрируется взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в живой и неживой природе. ...
интегрированный урок физика + биология 8 класс "Глаз человека - оптическая система"
Урок проводится в завершении изучения раздела "Оптика" в 8 классе...
Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....
"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе
Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...
Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека
Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного п...
интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"
Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...