Урок биологии в 7 классе. Класс Двудольные. Семейство Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые)
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Урок биологии в 7 классе по теме "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые)".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass_dvudolnye._semeystva_paslenovye_motylkovye_i_.docx | 634.6 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | КОНЕВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА |
Место работы | МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Тема 1, урок 19 |
Тема урока | Класс Двудольные. Семейство Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: Ценности научного познания:развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности Проявлять интерес к изучению темы. Позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Экологическое воспитание:Ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; | |
Метапредметные Базовые логические действия: — использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); — определять цели деятельности, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; — использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; — строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), формулировать выводы и заключения; Базовые исследовательские действия: — использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях; — формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; — выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; Работа с информацией: — ориентироваться в различных источниках информации — формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.); Универсальные коммуникативные действия Общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе обсуждения темы урока; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи; - развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: Самоконтроль: - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; Принятие себя и других: - принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; | |
Предметные -умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, -умение характеризовать и сравнивать признаки растений семейств класса Двудольные. Умение распознавать цветковые растения семейства. Называть примеры растений различных семейств по рисункам учебника, живых и гербарных экземплярах - характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений класса Двудольных; - различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям,муляжам, рельефным таблицам; - выявлять признаки классов покрытосеменных, семейств двудольных - определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки; - приводить примеры культурных растений и их значение вжизни человека - демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, физике, географии, технологии, литературе, и технологии, предметов гуманитарногоцикла, различными видами искусства; | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Систематика растений, вид, род, семейство, сорт, семейство Паслёновые, семейство Мотыльковые (Бобовые) | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Данный урок проводится с целью изучения нового материала Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые(Бобовые) В ходе урока используются различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. В течение урока ученики выполняют различные учебные задания: работа по карточкам, работа с учебником, заполнение таблицы, решение биологических задач, составление кластера. Отобранные виды учебных заданий направлены на достижение планируемых результатов. На уроке используется оборудование: учебник: биология 7 класс – В. В. Пасечник, интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал, модели Цветков.Таблицы семейств. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которыемотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная. Создание проблемной ситуации. Это растение прежде ценили на вес золота. Пифагор называл его человекоподобным растением. А Колумелла-травополучеловеком. Считалось, что его корень делает человека невидимым. Плоды растения носили на шее как амулет против колдовства. Корневая система мощная и напоминает фигурку человека. Листья округлые, слегка опушенные и собраны в розетку. Цветки обоеполые. Плоды имеют запах дыни. Гиппократ давал больным перед операциями, а листья прикладывал как болеутоляющее средство. Настойки корней обладали усыпляющим действием. А какомрастение идет речь?(Мандрагора сем.Паслёновые) Что объединяет всех представителей семейства пасленовые? Планируемые результаты: Личностные: Ценности научного познания:развитие научной любознательности, интереса к биологической науке; понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия. Метапредметные: Базовые логические: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Какие растения относятся к семейству пасленовые? Давайте откроем учебники, и попробуем определить представителей этого семейства. работа с учебником. Отвечают на вопрос. Назовите характерные признаки семейства Пасленовые По каким признакам картофель и томат можно отнести к двудольным растениям? Почему семейство Пасленовые иногда называют самым ядовитым семейством? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная и индивидуальная. Эвристическая беседа: Франция. Конец XVIII в. В стране голод, а королевском дворце бал. Королева Мария Антуанетта, как всегда, ослепительно хороша, ее украшения – сверкающие бриллианты. Но не на них были направлены взоры. Ее прическу украшали невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он надеялся, что королева окажет покровительство растению, ведь в стране голод, а оно может заменить хлеб. Но Мария Антуанетта и слушать не стала. Королева: «Если народу не хватает хлеба, пусть ест пирожные». Чтобы заинтересовать этим растением крестьян Пармантье стал с помощью охраны караулить посевы. Но охрана была декоративной т.к. на ночь охранники уходили, и тогда окрестные крестьяне стали воровать это растение. Ведь, если его охраняют, значит, это что-то необыкновенное. Постепенно это растение было признано, а Пармантье поставлен памятник с надписью “Благодетелю человечества”. Какие цветы украшали прическу королевы Марии Антуанетты? (Цветы картофеля) Это растение очень известно. Более 400 лет оно прославило себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке. И, наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок этого растения. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу. О каком растении из семейства пасленовых шла речь?(Перец). Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох! (Акация) Лист-перчатка.Плод-лопатка, а цветок- мотылёк (Люпин) Даже в день укоса кустик- ниже проса. Зато семя одно- ста просинкам равно (Бобы) Что же объединяет все эти виды растений, почему о таких разных представителях растительного мира мы говорим сегодня? Планируемые результаты: Личностные: Ценности научного познания:развитие научной любознательности, интереса к биологической науке. Метапредметные: Базовые логические: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); Универсальные коммуникативные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Предметные:выявлять признаки семейства, сравнивать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься Выявление характерныхпризнаков растений класса Двудольные семейства Паслёновые и Бобовые и познакомится с практическим значением растений данного семейства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученик узнает: отличительные признаки Семейства Пасленовых, Мотыльковых Ученик научится: перечислять отличительные признаки Семейства Пасленовых, Мотыльковых - приводить примеры овощных, декоративных и лекарственных растений Семейства Пасленовых, Мотыльковых работать в группах,работать с различными источниками информации
Используя опорные слова составьте план урока: 1.Ознакомитьсясо систематическим положением Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся) 2. Сравнить и определить черты сходства и различия семейств (строение цветка) 3. Изучить культурные и дикорастущие растения этих семейств 4. Применить теоретические знания на практике. Планируемые результаты: Предметные: формирование современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; умение выявлять причинно - следственные связи явлений и процессов; умение владеть методами научного познания в биологии умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий Метапредметные: Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления; использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; Универсальные коммуникативные действия: Общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы. Универсальные регулятивные действия: Самоорганизация: образовательной деятельности и жизненных ситуациях Самоконтроль: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; Личностные: понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа (работа с учебником, научным текстом; Найдите информацию в учебнике о том В чем сходство и различие в строении цветка томата и гороха? Назовите структурные элементы цветка? Какие плоды бывают у паслёновых и мотыльковых? Приведите примеры овощных , декоративных, лекарственных и ядовитых растений Знакомятся с информацией семейств. Дают определение понятиям: -жизненные формы; - строение цветка; диаграмма цветка - представители семейств; - роль клубеньковых бактерии в жизни бобовых -каково практическое значение этих семейств при необходимости корректируют свои записи. Теперь чтобы достичь первой цели познакомимся с Семейством Пасленовые В семействе пасленовых насчитывается около 3000 видов растений. Оно включает следующие группы растений: пищевые растения – картофель, томат, перец, баклажан; технические – табак, махорка; декоративные – душистый табак, петунья; ядовитые – белена, дурман, белладонна. Свое название семейство пасленовых получило от однолетнего травянистого сорного растения – паслена черного. Стебель его прямостоячий, листья простые, очередно расположенные. Цветут летом и осенью до самых заморозков. (Демонстрация гербария). Строение цветка. Цветок этих растений имеет двойной околоцветник: чашечка из 5 сросшихся чашелистиков и венчик из 5 сросшихся лепестков. Тычинок у них по 5, а пестик 1. Формула цветка пасленовых: *Ч(5)Л(5)Т5П1.Плоды либо ягоды (паслен черный, томат), либо коробочки (петуния, дурман, белена). Зарисовывают формулу цветка и основные моменты Записывают и обсуждают представители семейств; Работают самостоятельно и в парах. (задание на карточках) 1. Картофель и перец относят к семейству 1) крестоцветных2) розоцветных3) пасленовых4) астровых Пояснение. У пасленовых плод ягода и коробочка, у крестоцветных – стручек, у розоцветных – яблоко, костянка, орешек, у астровых – семянка. Значит, картофель и перец относят к семейству пасленовых. 2. Род клевер и род чина систематики объединяют в более крупную категорию 1) порядок2) семейство3) класс4) отдел Пояснение. Систематика растений: надцарство, царство, подцарство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид 3. Введение в севообороты агроценозов бобовых культур способствует 1) сокращению посевных площадей2) уменьшению эрозии почвы 3) накоплению в почве азота 4) обогащению почвы соединениями фосфора Пояснение. Травянистые представители семейства бобвых способны фиксировать атмосферный азот,за счет азотофиксирующих бактерий на корнях этих растений. Они являются основными растениями используемыми при рекультивации. Почва обогощается азотом, необходимым для роста растений. 4. Клевер, горох и сою, у которых цветок напоминает сидящего мотылька, а корни вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями, относят к семейству 1) бобовых2) розоцветных3) пасленовых4) сложноцветных Пояснение. Симбиоз с клубеньковыми бактериями – особенность бобовых. 5. Какой признак характерен для растений семейства бобовых 1) наличие мочковатой корневой системы2) наличие на корнях клубеньковых бактерий 3) небольшая поверхность корневых волосков4) слаборазвитый главный корень Пояснение. Симбиоз с клубеньковыми бактериями – особенность бобовых. 6. Формула цветка растений семейства пасленовых — 1) Ч(5), Л1+2+(2), Т(9)+1, П12) Ч5Л5Т∞П∞ .3) Ч(5), Л(5), Т(5), П1.4) Ч4Л4Т2+4П1 Пояснение. 1) – бобовые, 2) – розоцветные, 3) пасленовые, 4) – крестоцветные 7. Лепестки венчика «парус», «лодочка», «весла» имеются в цветках растений семейства 1) крестоцветные2) розоцветные3) бобовые4) пасленовые Пояснение. Убобовых в венчике есть парус, лодочка и два весла, так называют лепестки необычной формы. 8. Белена черная и дурман обыкновенный относятся к семейству 1) астровых2) крестоцветных3) розоцветных4) пасленовых Пояснение. У этих растений плод – ягода и коробочка; у астровых – семянка, у крестоцветных – стручек, у розоцветных – яблоко, костянка, орешек 9. К какому семейству относят перец и физалис 1) паслёновых2) крестоцветных3) розоцветных4) астровых Пояснение. У этих растений плод – коробочка, что характерно для пасленовых. 10. В какую систематическую категорию объединяют род люпин и род чина 1) отдел2) порядок3) класс4) семейство Пояснение. Вид – род – семейство – порядок – класс – отдел. Какой второй пункт нашего плана? Теперь сравним модели цветков Отвечают на вопросы учителя, сравнивают, обсуждают черты сходства и различия Раздаточный материал «Морфолого-биологическая характеристика растений» (выдается каждому ученику)
Групповая работа (работа в парах)Составляют кластер занятия. Проверку кластера осуществляют фронтально. Планируемые результаты: Метапредметные : Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении строения и функций биологических объектов;делать выводы; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); определять цели деятельности, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; Работа с информацией:применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; находить необходимую информацию в составных разнотипных текстах; переводить один вид текста в другой; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи. Универсальные коммуникативные действия Общение: выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Совместная деятельность: принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: Самоконтроль: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; Предметные: -умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, -Умение характеризовать и сравнивать признаки растений семейств класса двудольные. Умение распознавать цветковые растения семейства. Называть примеры растений различных семейств по рисункам учебника, живых и гербарных экземплярах - характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений класса Двудольных; - различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям,муляжам, рельефным таблицам; - выявлять признаки классов покрытосеменных, семейств двудольных - уметь создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь различать и сравнивать семейства и применять знания на практике - умение делать выводы на основании полученных результатов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа А сейчас мы научимся применять полученные знания на практике. Перед вами карточки с заданиями различного типа. Выполните, пожалуйста, задания, а затем проверим ответы Самостоятельная работа. Заносят в карточки свои ответы.Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимопроверку. Задание 1. Умение проводить множественный выбор 1. Установите иерархическую последовательность систематических категорий в царстве растений, начиная с наибольшей. 1) двудольные2) покрытосеменные 3) петунья 4) петунья гибридная 5) пасленовые Пояснение. В систематике растений схема такова: отдел покрытосеменные — класс двудольные — семейство пасленовые — род петунья — вид петунья гибридная. 2. Выберите три правильных ответа из шести. Для растения семейства бобовых характерно: 1) наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус, весла) 2) наличие в цветке нектарников 3) образование плода боб 4) образование плода стручок 5) наличие на корнях клубеньковых бактерий 6) перекрестное опыление насекомыми Пояснение. Бобовые имеют формулу цветка Ч5Л1+2+(2)Т(9)+1П1, плод — боб, и их особенностью является наличие клубеньковых бактерий на корнях. 3. Выберите три правильных ответа из шести. Какие признаки характеризуют семейство Паслёновые? 1) в основном кустарники и деревья 2) плод стручок или стручочек3) плод коробочка или ягода 4) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником 5) к семейству относятся картофель, табак 6) к семейству относятся редька, редис Пояснение. 3,4,5 4. Ученик в ответе указал, что растения семейства мотыльковых (бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их. Пояснение. 1) цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток — парус, парные — весла и сросшиеся — лодочка; 2) корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу двудольных; 3) плод боб, а не стручок. 5. В чем сходство и различие плодов растений семейства мотыльковых (бобовых) и крестоцветных (капустных)? Пояснение. 1) Мотыльковые имеют плод боб, а крестоцветные — стручок или стручочек. 2) Сходства: боб и стручок (стручочек) — сухие многосемянные вскрывающиеся плоды. 3) Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке. Планируемые результаты: Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, -умение характеризовать и сравнивать признаки растений семейств класса Двудольные. Умение распознавать цветковые растения семейства. - характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений класса Двудольных; - выявлять признаки классов покрытосеменных, семейств двудольных - приводить примеры культурных растений и их значение вжизни человека Метапредметные: Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении строения и функций биологических объектов;делать выводы; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; Работа с информацией: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного применения, полученных биологических знаний на практике; сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи. Универсальные коммуникативные действия Общение: выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Групповая работа (работа в парах). Задание 1. На рисунке вы видите три вопросительных знака. На основании строения цветков, изображенных внутри этих знаков, определите названия трех семейств. Перерисуйте каждый «вопрос» в тетрадь и впишите в него название семейства, для которого характерен такой цветок. Вписать надо так, чтобы в каждой клеточке была одна буква. В кружочки вопросительного знака впишите номера рисунков растений, относящихся к данному семейству
Задание 2. По горизонтали: 1. Очень известное растение семейства, в пищу употребляют его плоды красного, желтого и зеленого цвета. Из этих плодов также изготавливают сок. По вертикали: 2. Самое известное растение семейства Ответы: 1. томат, 2.картофель 3 белена, 5 Америка, 8 табак
Планируемые результаты: Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий; -умение характеризовать и сравнивать признаки растений семейств класса Двудольные - характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений класса Двудольных; - уметь различать и сравнивать семейства и применять знания на практике Метапредметные Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления; Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; Работа с информацией: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи. Универсальные коммуникативные действия: Общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы. Универсальные регулятивные действия: Самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; Самоконтроль: принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности Принятие себя и других: признавать своё право и право других на ошибки. Личностные понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа. Задание. 1 Цератония из семейства цезальпиниевых дает одинаковые семена, массой всегда ровно 0,2 г. Такими семенами в качестве гирь с древности пользовались ювелиры. Эту меру массы назвали каратом. А) Сколько семян цератонии в 100 г? Сколько карат это составляет? Б) Сколько семян цератонии нужно взять, чтобы уравновесить брусочек серебра размерами 1*2*2 см³? Плотность серебра 10 500 кг/м³. Планируемые результаты: Предметные: объяснять особенности строениясемян; умение объяснять биологическую роль в жизнедеятельности организма; умение применять знания для математических вычислений - для решения задачи Метапредметные : Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения) Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; Работа с информацией: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом; при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: Самоконтроль: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в парах Задание 1. Деятельность: Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы. Содержание соланина в различных сортах картофеля
1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина? 2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве? 3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.? Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Наибольшее количество соланина накапливается в стеблях, листьях и ягодах. 2) В глазках клубня соланин накапливается в большем количестве. 3) Соланин — это яд, который вызывает отравление человека. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России. Планируемые результаты: Предметные: - умение характеризовать и сравнивать разные сорта растений на практике - объяснять в какой части клубня находится больше соланина; - приводить примеры культурных растений и их значение вжизни человека Метапредметные Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления; Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; Работа с информацией: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи. Универсальные коммуникативные действия: Общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы. Универсальные регулятивные действия: Самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; Самоконтроль: принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности Принятие себя и других: признавать своё право и право других на ошибки. Личностные понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в парах Почему колорадские жуки так любят картошку? Планируемые результаты: Предметные: выявление зависимости между исследованиями, объяснение полученных результатов. умение раскрывать экологический факт и биологическое понятий; Метапредметные : Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы; Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; Работа с информацией: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом; при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи. Универсальные коммуникативные действия Общение: - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Универсальные регулятивные действия Самоорганизация:выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная форма организации
1. В цветке мотыльковых число тычинок: а) 5, б) 10, в) 15. 2. Пасленовые растения насчитывают видов: а) 1000, б) 1500 – 2000, в) 2500 – 3000. 3. Цветок мотыльковых растений: а) цветок правильный, можно провести много осей симметрии б) правильный, с двумя осями симметрии в) неправильный, с одной осью симметрии 4. Какое растение относится к мотыльковым растениям? а) люпин, б) ромашка, в) георгина. 5. Плоды пасленовых растений - это: а) ягода и костянка, б) костянка и коробочка, в) коробочка и ягода. 6. Среди пасленовых растений преобладают жизненные формы: а) травянистые растения, б) кустарники, в) деревья. 7. Растение, названное в Италии «золотым яблоком»: а) томат, б) перец, в) физалис. 8. Клубни картофеля образуются: а) на боковых корнях, б) на придаточных корнях, в) на подземных побегах. 9. Побег у гороха посевного: а) ползучий, б) вьющийся, в) цепляющийся. 10. Горох завезен в Европу: а) из Америки, б) из Азии, в) из Африки. 11. Масло получают из семян: а) сои и арахиса, б) арахиса и фасоли, в) фасоли и бобов. 12. Число видов мотыльковых достигает: а) 12000, б) 8000, в) 5000. 13. В цветке пасленовых число тычинок достигает: а) 5, б) 10, в) 12. 14. Соцветие у картофеля: а) кисть, б) зонтик, в) завиток. 15. Среди плодов пасленовых преобладает: а) листовка, б) орех, в) ягода. 16. Для мотыльковых характерно наличие в клетках корней: а) клубеньковых бактерий, б) грибов и водорослей, в) водорослей. 17. Какое растение относится к пасленовым растениям: а) фасоль, б) томат, в) ромашка. Планируемые результаты: Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий; -умение характеризовать и сравнивать признаки растений семейств Пасленовые и Мотыльковые класса Двудольные - характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений класса Двудольных; - уметь различать и сравнивать семейства и применять знания на практике Метапредметные Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления; Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; Работа с информацией: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом; привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи. Универсальные коммуникативные действия: Общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы. Универсальные регулятивные действия: Самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; Самоконтроль: принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности Принятие себя и других: признавать своё право и право других на ошибки. Личностные понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа на платформе учи.ру https://uchi.ru/modern-subjects/high-school/biology/teacher/courses/10/lessons/3?grade=6 Планируемые результаты: Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий; -умение характеризовать и сравнивать признаки растений семейств класса Двудольные - характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений класса Двудольных; - уметь различать и сравнивать семейства и применять знания на практике Метапредметные Базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления; использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы. Базовые исследовательские: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями; Работа с информацией: привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.. Личностные понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итак, наш урок подошел к концу. Что мы узнали нового сегодня на уроке? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока. Выберите фразеологизм или пословицу, которая характеризует вашу работу на уроке: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами Закончите предложение: Было интересно … Я понял, что … Я научился … Меня удивило… Было трудно … Было интересно узнать, что… | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментирует домашнее задание. §17, записи в тетрадях, сделать объемную модель цветка Спасибо всем за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 6 классе.Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.
Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Цель: выяснение характерных признаков растений семейства крестоцветных....
Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Семейство Сложноцветные».
Разработка урока биологии в 6 классе по теме:«Семейство Сложноцветные». Цель урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:1. учебн...
Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Семейства Паслёновые и Бобовые растения»
Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Семейства Паслёновые и Бобовые растения» Цель:Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений класса ...
Урок биологии в 6 классе "Класс Двудольные Семейство Крестоцветные"
Презентация с полным описанием семейства Крестоцветные....
Урок биологии в 6 классе "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
Презентация для урока по теме "Семейство Паслёновые"...
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Класс двудольные растения"
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Класс двудольные растения"...
Презентация по биологии "Класс Двудольные. Семейства Пасленовые,Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)
Перед изучение нового семейства класса двудольные проводится открытый тест по изученным семействам (крестоцветные и розоцветные).Учащиеся по предложенным слайдам определяют принадлежность к тому или и...