Урок биологии в 6 классе.Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.
Цель: выяснение характерных признаков растений семейства крестоцветных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок биологии в 6 классе | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №16», г.Пермь
Учитель: Златина Алевтина Сергеевна
План-конспект урока
Класс: 6
Время: 45 минут
Форма организации учебного занятия: урок
Тип и вид урока: урок изучения нового материала, носит исследовательский характер
Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.
Цель: выяснение характерных признаков растений семейства крестоцветных.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с основными признаками растений семейства крестоцветных; многообразием представителей семейства и их значением в природе и жизни человека;
Рассмотреть характеристики представителей данного семейства (формула цветка, особенностей строения цветка и др)
повторить знания о признаках, характерных для класса двудольных
Воспитательные:
4. Продолжить:
воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;
формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради;
воспитывать интерес к предмету, усиление эмоционального аспекта при изучении биологии;
Развивающие:
5.Продолжить:
вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по цепочке – лабиринту;
развитие логического мышления, памяти, внимания;
Оснащение урока: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; гербарий, раздаточный материал
ХОД УРОКА
1.Организация начала урока
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2.Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с семействами класса двудольных, а именно узнаем об основных признаках растений семейства крестоцветных. Но сначала давайте повторим то, что было задано вам на дом.
СЛАЙД 1 (повторим!)
*Определите растение по описанию:
- Растение вечнозеленое, листья – хвоинки 5 – 7 см длиной, на зиму не опадают, расположены на укороченных побегах попарно. Шишки длиной 40 – 60 мм; молодые шишки зеленые, а созревшие – бурые, свисающие. Семена с крылышками. /СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ/
* Теперь сами по рисунку /или по веточке/ растения дайте ему описание
ЕЛЬ ОБЫКНОВЕННАЯ - Хвоя длиной 20-25 мм, четырехгранная, остроконечная, густо покрывает ветви. Семенные шишки удлиненно-цилиндрические. 10-15 см длиной, 3-4 см шириной. Семена темно-бурые с крылом, в 3 раза длиннее их.
МОЖЖЕВЕЛЬНИК – кустарник, листья игловидные, колючие. Шишки имеют вид синих ягод, покрытых восковым налетом.
*Прочитай предложение и закончи его:
- Растения, имеющие семена, скрытые в плоде, называются_____ /покрытосеменными/
- В шишках происходит образование семян, но они не покрыты защитной тканью и поэтому называются________ /голосеменными/
- Органом семенного размножения растений является________ /цветок/
- К вегетативным органам цветка относятся ______ /корень, стебель, лист/
- К генеративным органам цветка относятся______ / цветок, плод, семя/
Ответьте на вопросы:
* Назовите какие семейства входят в класс Двудольные?
* Среди данных растений выберите растения семейства пасленовых.
* Расскажите о строении цветка семейства пасленовых
* Запишите формулу цветка для растений семейства розоцветных
* Назовите представителей семейства розоцветных.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Основная особенность группы изучаемых нами растений – наличие цветков и покрытосемянность. Для цветковых растений характерна приспособленность к самым различным экологическим условиям.
Изучение нового материала
СЛАЙД 2
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ - -число, ТЕМА: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные
Прямо сейчас мы попадем в сказку, и вас я попрошу принять участие в сказочных действиях. Вы готовы?
Сказка начинается.
В растительном царстве, покрытосеменном государстве жило – поживало семейство Крестоцветные. Семейство это богатое и знатное. Но вот однажды побывала в гостях у семейства злая колдунья. Она была завистливая, и не понравилось ей, что семейство знатное. Решила колдунья навредить крестоцветным и украла она формулу цветка, а ее представителей заколдовала.
Давайте поможем семейству найти формулу цветка и расколдовать представителей. Чтобы их расколдовать, вам нужно отгадать загадки.
* Корнеплод на грядке жил,
Дед себе его растил.
Он такой огромный стал!
В сказку сразу же попал. (репа)
* Вот на грядке новая загадка:
Сто листов, а вовсе не тетрадка. /капуста/
*Хоть и мал тот корнеплод,
Вхож он в каждый огород.
Шарик розовый такой
С изумрудною ботвой.(редис)
*у репы сестра на язык горька. /редька)
-Спасибо вам, мы вместе помогли семейству крестоцветных вернуть себе представителей.
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ ---
Представители
Культурные Сорные
репа, капуста, редис, редька, хрен;
из сорных растений – редька дикая, сурепка обыкновенная, пастушья сумка, ярутка полевая.
СЛАЙД 3
В состав семейства крестоцветных входит около 3000 видов однолетних, двулетних и многолетних растений.
Итак, мы с вами разрушили чары злой колдуньи и расколдовали представителей. Предлагаю отправиться на поиски украденной формулы. Колдунья прячет ее в своем замке. И чтобы вернуть ее семейству. Нам надо познакомиться с характерными признаками семейства.
Всем растениям семейства крестоцветных свойственны общие признаки.
СЛАЙД 4
Цветки одинакового строения, в которых лепестки расположены крестообразно, отсюда и название семейства.. Цветки имеют чашечку из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные, один пестик. ФОРМУЛА ЦВЕТКА: Ч4 Л4 Т2+4П1
СЛАЙД 5
Соцветие – кисть. Плоды – стручки или стручочки.
Растения семейства крестоцветных относятся к классу двудольных.
ПО ГЕРБАРИЮ определите признаки, по которым можно отнести растения к двудольным. /Корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое. Листорасположение очередное/
Объясните название растения ПАСТУШЬЯ СУМКА /треугольные стручочки, напоминают сумки, с которыми раньше ходили пастухи/
Молодцы! Формулу цветка мы нашли и диаграмму определили без труда, а злую колдунью разочаровали. СЛАЙД 6
А сейчас давайте познакомимся с некоторыми представителями поподробнее.
СЛАЙД 7 Капуста.
Более 4 тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Наши предки славяне выращивали капусту с IX в. И первыми изобрели способ ее заквашивания. Родоначальник культурных сортов капусты – капуста дикая. Это небольшое растение с высоким стеблем и округлыми листьями, не образующими кочана. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура. В настоящее время разводят очень много разновидностей капусты. Кроме белокочанной, выращивают цветную капусту, у которой в пищу употребляют плотные белые соцветия. Брюссельскую капусту возделывают ради маленьких кочанчиков, которые образуются в пазушных почках, а кольраби – ради толстого сочного надземного стебля, похожего на репу.
Среди дикорастущих растений широко распространено растение –
ПАСТУШЬЯ СУМКА - она имеет белые цветки, плоды – треугольные стручочки, плоды созревают быстро. Высыпаются и сразу прорастают. Из семян в тоже лето развиваются новые растения, у которых тоже созревают семена. За одно лето пастушья сумка дает 3 – 4 поколения. Растет растение по сорным местам, дорогам, полям. Оно не прихотливое и распространилось по всему земному шару.
Закрепление.
СЛАЙД 8
ДИАГРАММА ЦВЕТКА:
- Определите какая диаграмма цветка будет относится к цветкам крестоцветных?
- Покажите расположение частей цветка по диаграмме
СЛАЙД 9
А сейчас давайте решим лабиринт по свойствам семейства крестоцветных.
- Прочитав утверждение 1 и мысленно согласившись с ним или не согласившись с ним, необходимо двигаться по одной из стрелок «ДА» или «НЕТ», которая приведет к следующему утверждению. Необходимо записать номера пройденных утверждений.
ОТВЕТ: 1, 6, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 24, 25
СЛАЙД 10
Задание на дом.
-Зарисовать в тетрадь диаграмму цветка семейства крестоцветные
- Какие растения из семейства крестоцветных занесены в Красную книгу?
СЛАЙД 11 - СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....
урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"
Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...
Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые. Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....
Урок биология 7 класс "Класс Птицы"
Объяснение нового материала по теме: Приспособления птиц к полету. Урок...
Урок биологии в 6 классе "Класс Двудольные Семейство Крестоцветные"
Презентация с полным описанием семейства Крестоцветные....