Урок биологии в 6 классе.Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Златина Алевтина Сергеевна

 

 

Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

 

Цель: выяснение характерных  признаков растений семейства крестоцветных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок биологии в 6 классе57 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №16», г.Пермь

Учитель: Златина Алевтина Сергеевна

План-конспект урока

Класс: 6

Время: 45 минут

Форма организации учебного занятия: урок

Тип и вид урока:  урок изучения нового материала, носит исследовательский характер

Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Цель: выяснение характерных  признаков растений семейства крестоцветных.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с основными признаками растений семейства крестоцветных;  многообразием представителей семейства и их значением в природе и жизни человека;

Рассмотреть характеристики представителей данного семейства (формула цветка, особенностей строения цветка и др)

повторить знания о признаках, характерных для класса двудольных

Воспитательные:

  4. Продолжить:

воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;

формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради;

воспитывать интерес к предмету, усиление эмоционального аспекта при изучении биологии;

Развивающие:

5.Продолжить:

вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по цепочке – лабиринту;

развитие логического мышления, памяти, внимания;

Оснащение урока:  мультимедийный проектор; компьютер; презентация,  составленная с помощью программы PowerPoint; гербарий, раздаточный материал

ХОД УРОКА

1.Организация начала урока

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с семействами класса двудольных, а именно узнаем об основных признаках растений семейства крестоцветных. Но сначала давайте повторим то, что было задано вам на дом.

СЛАЙД 1 (повторим!)

*Определите растение по описанию:

 - Растение вечнозеленое, листья – хвоинки 5 – 7 см длиной, на зиму не опадают, расположены на укороченных побегах попарно. Шишки длиной 40 – 60 мм; молодые шишки зеленые, а созревшие – бурые, свисающие. Семена с крылышками. /СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ/

 * Теперь сами по рисунку  /или по веточке/ растения дайте ему описание

ЕЛЬ ОБЫКНОВЕННАЯ - Хвоя длиной 20-25 мм, четырехгранная, остроконечная, густо покрывает ветви. Семенные шишки удлиненно-цилиндрические. 10-15 см длиной, 3-4 см шириной. Семена темно-бурые с крылом, в 3 раза длиннее их.

МОЖЖЕВЕЛЬНИК – кустарник, листья игловидные, колючие. Шишки имеют вид синих ягод, покрытых восковым налетом.

*Прочитай предложение и закончи его:

- Растения, имеющие семена, скрытые в плоде, называются_____ /покрытосеменными/

- В шишках происходит образование семян, но они не покрыты защитной тканью и поэтому называются________ /голосеменными/

- Органом семенного размножения растений является________ /цветок/

 - К вегетативным органам цветка относятся ______ /корень, стебель, лист/

 - К генеративным органам цветка относятся______ / цветок, плод, семя/

Ответьте на вопросы:

* Назовите  какие семейства входят в класс Двудольные?

* Среди данных растений выберите растения семейства пасленовых.

* Расскажите о строении цветка семейства пасленовых

* Запишите формулу цветка для растений семейства розоцветных

* Назовите представителей семейства розоцветных.

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Основная особенность группы изучаемых нами растений – наличие цветков и покрытосемянность. Для цветковых растений характерна приспособленность к самым различным экологическим условиям.

Изучение нового материала

СЛАЙД 2

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ   - -число, ТЕМА: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные

Прямо сейчас мы попадем в сказку, и вас я попрошу принять участие в сказочных действиях. Вы готовы?

Сказка начинается.

В растительном царстве, покрытосеменном государстве жило – поживало семейство Крестоцветные. Семейство это богатое и знатное. Но вот однажды побывала в гостях у семейства злая колдунья. Она была завистливая, и не понравилось ей, что семейство знатное. Решила колдунья навредить крестоцветным и украла она формулу цветка, а ее представителей заколдовала.

 Давайте поможем семейству найти формулу цветка и расколдовать представителей. Чтобы их расколдовать, вам нужно отгадать загадки.

* Корнеплод на грядке жил,

Дед себе его растил.

Он такой огромный стал!

В сказку сразу же попал.   (репа)

* Вот на грядке новая загадка:

Сто листов, а вовсе не тетрадка. /капуста/

*Хоть и мал тот корнеплод,

Вхож он в каждый огород.

Шарик розовый такой

С изумрудною ботвой.(редис)

*у репы сестра на язык горька. /редька)

-Спасибо вам, мы вместе помогли семейству крестоцветных вернуть себе представителей.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ ---

Представители

                    Культурные                                                         Сорные

  репа, капуста, редис, редька,  хрен;

из сорных растений – редька дикая, сурепка обыкновенная, пастушья сумка, ярутка полевая.

СЛАЙД 3

В состав семейства крестоцветных входит около 3000 видов однолетних, двулетних и многолетних растений.

Итак, мы с вами разрушили чары злой колдуньи и расколдовали представителей. Предлагаю отправиться на поиски украденной формулы. Колдунья прячет ее в своем замке. И чтобы вернуть ее семейству. Нам надо познакомиться с характерными признаками семейства.

Всем растениям семейства крестоцветных свойственны общие признаки.

СЛАЙД 4   

 Цветки одинакового строения, в которых лепестки расположены крестообразно, отсюда и название семейства.. Цветки имеют чашечку из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные, один пестик. ФОРМУЛА ЦВЕТКА:  Ч4 Л4 Т2+4П1

СЛАЙД 5

 Соцветие – кисть. Плоды – стручки или стручочки.

Растения семейства крестоцветных относятся к классу двудольных.

ПО ГЕРБАРИЮ определите признаки, по которым можно отнести растения к двудольным. /Корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое. Листорасположение очередное/

Объясните название растения ПАСТУШЬЯ СУМКА /треугольные стручочки, напоминают сумки, с которыми раньше ходили пастухи/

Молодцы! Формулу цветка мы нашли и диаграмму определили без труда, а злую колдунью разочаровали. СЛАЙД 6

А сейчас давайте познакомимся с некоторыми представителями поподробнее.

СЛАЙД 7   Капуста.

Более 4 тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Наши предки славяне выращивали капусту с IX в. И первыми изобрели способ ее заквашивания. Родоначальник культурных сортов капусты – капуста дикая. Это небольшое растение с высоким стеблем и округлыми листьями, не образующими кочана. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура. В настоящее время разводят очень много разновидностей капусты. Кроме белокочанной, выращивают цветную капусту, у которой в пищу употребляют плотные белые соцветия. Брюссельскую капусту возделывают ради маленьких кочанчиков, которые образуются в пазушных почках, а кольраби – ради толстого сочного надземного стебля, похожего на репу.

Среди дикорастущих растений широко распространено растение –

ПАСТУШЬЯ СУМКА  - она имеет белые цветки, плоды – треугольные стручочки, плоды созревают быстро. Высыпаются и сразу прорастают. Из семян в тоже лето развиваются новые растения, у которых тоже созревают семена. За одно лето пастушья сумка дает 3 – 4 поколения. Растет растение по сорным местам, дорогам, полям. Оно не прихотливое и распространилось по всему земному шару.

Закрепление.

СЛАЙД 8

ДИАГРАММА ЦВЕТКА:

- Определите какая диаграмма цветка будет относится к цветкам крестоцветных?

- Покажите расположение частей цветка по диаграмме

СЛАЙД 9

А сейчас давайте решим лабиринт по свойствам семейства крестоцветных.

- Прочитав утверждение 1 и мысленно согласившись с ним или не согласившись с ним, необходимо двигаться по одной из стрелок «ДА» или «НЕТ», которая приведет к следующему утверждению. Необходимо записать номера пройденных утверждений.

ОТВЕТ: 1, 6, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 24, 25

СЛАЙД 10

Задание на дом.

-Зарисовать в тетрадь диаграмму цветка семейства крестоцветные

- Какие растения из семейства крестоцветных занесены в Красную книгу?

СЛАЙД 11     - СПАСИБО ЗА УРОК!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).

Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"

Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые.  Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....

Урок биология 7 класс "Класс Птицы"

Объяснение нового материала по теме: Приспособления птиц к полету. Урок...

Урок биологии в 6 классе "Класс Двудольные Семейство Крестоцветные"

Презентация с полным описанием семейства Крестоцветные....