Проект на тему "Экологический паспорт школы"
проект по биологии (11 класс)
В работе рассмотрены экологические факторы оказывающие влияние на обучающихся и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eko_pasport.docx | 210.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Индивидуальный итоговый проект
на тему:
«Экологический паспорт школы №24»
Выполнила:
Лавренчук Кира Дмитриевна
Ученица 11 «А» класса
Руководитель проекта:
Левонюк Ольга Евгеньевна
Учитель биологии и экологии
Калининград
2023 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….
1.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………...
1.1.Освещенность в школьных заведениях……….
1.2.Температура воздуха…………………………...
1.3.Влажность………………………………………
1.4.Шум в школьных заведениях…………………
1.5.Психологический климат……………………..
2.МЕТОДЫ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ……
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………..
3.1.Освещенность…………………………………
3.2.Температура воздуха…………………………
3.3.Влажность……………………………………..
3.4.Шум в школьных заведениях………………...
3.5.Психологический климат…………………….
ВЫВОДЫ……………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. В учебных заведениях от качества среды во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Внутренняя отделка и оформление помещения, освещенность, которые оказывают значительное влияние на зрительный анализатор. Микроклимат закрытого помещения. Это тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха. Воздушная среда постоянно оказывает воздействие на организм человека. Вентиляционный режим учебного помещения, который позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся. Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей.
Актуальность данного проекта заключается в том, что: экологическая комфортность учебного заведения это важное условие успешной реализации образовательного процесса. Чтобы внести посильный вклад в улучшение экологической обстановки школы, я решила заняться написанием этого проекта. Цель работы – составление экологического паспорта школы путем обобщения данных, полученных при выполнении ряда экспериментов по экологической оценке школы и ее помещений.
Гипотеза проекта: МАОУ СОШ №24 соответствует всем экологическим требованиям.
Задачи проекта:
1.Разработать экологический паспорт школы.
2.Создать рекомендации, которые помогут улучшить экологическую ситуацию в школе.
3.Ознакомить с результатами работы над данным проектом общественность.
Теоретическая часть
1.1.Освещенность в школьных учебных заведениях
Естественное освещение достигается большими окнами без темных занавесок и жалюзи. Солнечного света при грамотном проектировании строительства школы должно быть достаточно для обучения первой смены в светлое время года.
Искусственное освещение необходимо для утренних часов зимой и второй смены в разное время года. Оно должно быть максимально приближено по характеристикам к естественному, чтобы не создавать дискомфорта глазам.
Искусственное освещение классов в школе создается при помощи потолочных светильников и направленных источников света для акцента на классной доске. На лестничных пролетах можно устанавливать дополнительные настенные светильники.
Уровни искусственного освещения должны отвечать действующим гигиеническим требованиям. При использовании люминесцентных ламп освещенность учебных помещений должна составлять- 300-500лк. На рабочих местах обучающихся школ должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:
— в учебных помещениях для теоретических занятий — 300 — 500 лк;
— в компьютерных кабинетах — 300 — 500 лк;
— в мастерских— 600 лк;
— в швейных мастерских — 600 лк;
— изостудии, живописи, рисунка, скульптуры — 300 — 500 лк;
— в концертных залах — 300 лк;
— в спортивных залах — 200 лк (на полу);
Недостаточное или нерациональное освещение ведет к утомлению глаз, центральной нервной системы, понижает умственную и физическую работоспособность, создает ощущение дискомфорта, приводит к развитию
ряда заболеваний, в частности близорукости у детей, способствует возможности получения травм.
1.2. Температура воздуха
Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях должна составлять 18-24 С , в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий , мастерских – 17-20 С
Несоблюдение этого приводит к тому, что организм получает определенный стресс. Имея, например, кардиологические проблемы можно вызвать сердечный приступ. Также несоблюдение температурного режима может привести к перегреву или же переохлаждению организма.
При понижении температуры усиливается теплоотдача организма, при ее длительном низком воздействии организм не успевает компенсировать потери тепла и поддерживать нормальную температуру. Переохлаждение организма может стать причиной острых респираторных заболеваний, а также заболеваний нервной системы. Особенно опасно переохлаждение у маленьких детей, поскольку их организм не обладает взрослой теплоотдачей и поэтому охлаждается намного быстрее и страдает от этого сильнее.
1.3. Влажность.
Влажность воздуха в помещении – важный параметр здорового микроклимата. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%.
Проблема высокой влажности состоит в том, что наш организм, пытаясь охладиться, работает все активнее и активнее, выделяя пот. НО выделение пота в этом случае не работает как охлаждение, поэтому мы продолжаем нагреваться, и в результате перегреваемся. Перегрев, или чаще тепловое
истощение, может привести к обезвоживанию и химическому дисбалансу в организме.
Как отмечалось, обезвоживание истощает организм, так как ему не хватает воды, необходимой для потоотделения, поэтому происходит сгущение крови, перекачка которой по организму требует повышения давления. Таким образом, повышается напряжение в сердце и в кровеносных сосудах, кровь приливает к внешней поверхности тела. А в мышцы, мозг и другие органы ее поступает меньше. Физическая сила снижается, и усталость наступает быстрее, чем в нормальных условиях. К тому же могут снизиться и умственные способности.
Опасно не только повышенная влажность, но и пониженная, как известно, человек по большей части состоит из жидкости. Слишком сухой воздух может высушивать кожу и быстрее обезвоживать организм. В первую очередь страдают слизистые оболочки, контактирующие с открытым воздухом, они покрываются микротрещинами и пересыхают. Открывая прямую дорогу в организм вредоносным бактериями и вирусам.
Влажность влияет на потоотделение и тепловой обмен, а также на плотность кислорода в атмосфере. Особенно опасен сухой воздух для больных бронхиальной астмой. У них наблюдается общее ухудшение самочувствия, возможные приступы.
1.4. Шум в школьных заведениях
Оптимальный шум в классных помещениях образовательных организаций не должна превышать 40дБ. Максимальный уровень измеренного шума в таких помещениях – 47дБ. На территории, которая непосредственно прилегает к учебному заведению, согласно этот показатель должен быть в пределах 55дБ.
Сильный шум приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.
«Школьный шум», под влияние которого находятся дети, изменяет функциональное состояние нервной системы. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ
1.5. Психологический климат.
Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Виды психологического климата в коллективе организации можно поделить на 2 простые группы: Неблагоприятный. Благоприятный. К признакам неблагоприятного социально-психологического климата относятся негативные проявления сотрудников на работе и то, какой посыл они транслируют за стенами организации. Благоприятный социально-психологический климат характеризуется адекватным, позитивным поведением, как отдельных сотрудников, так и целых групп.
2. Методы и медодики исследования
Объект исследования:
Школьные помещения: учебные классы, спортивный зал.
Методы исследования:
- Санитарно-гигиеническая проверка школы (освещенность, шум, влажность и т.д.)
Оборудование:
- люксметр - прибор для измерения освещенности
- термометр - прибор для измерения температуры
- гигрометр - прибор для измерения влажности
- шумометр - прибор для измерения шума
- Метод опроса (психологический климат коллектива).
Тестирование по методике А.Н.Лутошкина.
3. Результаты
3.1. Освещенность в школе
Для освещенности школьных кабинетов использовался люксметр.
В ходе работы был установлен прибор, измерялась освещенность на первой, третей и последней партах трех рядов класса. Затем, сосчитав среднее арифметическое показателей каждого ряда, был сделан вывод, результаты занесены в таблицу (приложение 1).
Изучив данные таблицы, были сделаны выводы. Освещенность полностью соответствует норме в большинстве классов на всех рядах, кроме кабинетов 4 этажа. Там есть небольшие отклонения от нормы. В спортивном зале освещенность полностью соответствует норме.
3.2. Температура в воздухе
Для определения температуры в школьных кабинетах использовался термометр.
Измерялась температура воздуха до учебного времени и после с помощью термометра. Показатели внесены в таблицы (приложение 2).
Проанализировав данные таблицы, были сделаны выводы, что температура до учебного времени соответствует норме во всех классах. Самые низкие показатели в спортивном зале.
Температура после учебного времени во всех кабинетах соответствует нормам. И также самый низкий показатель в спортивном зале, но соответствует норме.
3.3. Влажность
Влажность измерялась до учебного времени и после с помощью гигрометра. Показатели внесены в таблицы (приложение 3).
Изучив данные таблицы, были сделаны выводы. Влажность до учебного времени не соответствует норме ни в одном кабинете.
Влажность после учебного времени во всех классах соответствует норме. Но спортивном зале влажность ниже нормы на 0,7%.
3.4. Шум.
Шум измерялся в учебных кабинетах во время уроков и на перемене с помощью шумометра. Показатели внесены в таблицы (приложение 4). Сравнены с нормой.
Изучив данные таблицы, были сделаны выводы. Шум во время уроков в большинстве классов соответствует норме, но есть и кабинеты где шум превышает норму(301,302,305,221).Самое большое не соответствие норме в спортивном зале.
Шум в кабинетах на перемене не соответствует норме ни в одном кабинете. Самое большое отклонение в кабинете начального звена, норма превышает в два раза.
3.5. Психологический климат.
Для определения оценки психологического климата коллектива учителей и учеников была использована карта-схема Л.Н.Лутошкина.
Степень выраженности тех или иных качеств определяется с помощью семибалльной шкалы.
Был проведен опрос среди учителей и учеников(9-11 кл).
Получив результаты, была подсчитана сумма всех чисел (положительных и отрицательных) и поделена на количество участвующих в опросе.
Далее были сравнены результаты с ключом теста, и сделаны выводы по психологическому климату нашей школы.
Психологический климат у учеников неустойчиво благоприятный (среднее значение:11.4 из 42 баллов). Если смотреть более подробно то получается
- 55% неустойчиво благоприятный климат
- 26 % неблагоприятный климат
- 19% благоприятный климат
Психологический климат у учителей неустойчиво благоприятный (среднее значение:18.4 из 42 баллов). Если смотреть более подробно то получается
- 72% неустойчивый благоприятный климат
- 6% неблагоприятный климат
- 22% благоприятный климат
Таким образом, психологический климат школы неустойчиво благоприятный, что составляет больше половины учащихся и учителей. На втором месте у учителей находится благоприятный климат, а у учеников
неблагоприятный. То же самое разделение только наоборот произошло на третьем месте.
ВЫВОДЫ
Моя гипотеза частично подтвердилась.
Наша школа соответствует экологическим требованиям, но есть минусы, которые нужно исправить.
Минусы:
- недостаточная освещенность кабинетов 4 этажа
- пониженная влажность во всех кабинетах до учебного процесса и в спортивном зале после.
- превышение шума во время урока в некоторых кабинетах и во время перемены во всех кабинетах.
- неустойчиво благоприятный климат в коллективах.
Я хочу, чтобы нашла школа была экологически безопасна , поэтому продумала решения минусов нашей школы (см.рекомендации)
Рекомендации
- Для того чтобы улучшить освещенность нужно: заменить осветительные приборы и увеличить их мощность.
- Для того чтобы увеличить влажность в кабинетах нужно: улучшить вентиляцию в кабинетах, контролировать проветривание кабинетов, проверить систему отопления и утепления школы.
- Для того чтобы соблюдать нормы шума нужно: продумать проведение перемен (придумать занятия детям, чтобы не было такого хауса на перемене), убирать отвлекающие моменты на уроках, проверить шумоизоляцию всех кабинетов.
- Для того чтобы сделать климат нашей школы благоприятным нужно: проводить больше занятий на сплочение коллектива, проводить беседы с психологом.
Список литературы
1.Постановление Госстандарта РФ от 11.09.2000 N 218-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта» ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы».
2.СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Приложение 1
Освещенность в школьных учебных заведениях | |||||
Показатели, Лк | |||||
Кабинет № | Парты первого ряда (у окна) | Парты второго ряда | Парты третьего ряда | Норматив, Лк | |
402 | 300 | 298 | 296 | 300-500 | |
405 | 301 | 299 | 297 | 300-500 | |
301 | 305 | 302 | 300 | 300-500 | |
302 | 318 | 313 | 310 | 300-500 | |
214 | 320 | 311 | 303 | 300-500 | |
217 | 319 | 308 | 301 | 300-500 | |
218 | 311 | 307 | 302 | 300-500 | |
221 | 308 | 303 | 298 | 300-500 | |
103 | 314 | 309 | 306 | 300-500 | |
Спортивный зал №1 | 209 | 200 |
Приложение 2
Температура до учебного времени | ||
Кабинет | Показатели, оС | Норматив, оС |
402 | 20,4 | 18 - 24 |
405 | 21,2 | 18 - 24 |
301 | 20,7 | 18 - 24 |
302 | 20.5 | 18 - 24 |
305 | 20,2 | 18 - 24 |
217 | 21,0 | 18 - 24 |
218 | 20,5 | 18 - 24 |
221 | 20,7 | 18 - 24 |
103 | 20,9 | 18 - 24 |
Спортивный зал №1 | 18,7 | 17 - 20 |
Температура после учебного времени | ||
Кабинет | Показатели, оС | Норматив, оС |
402 | 21,2 | 18 - 24 |
405 | 21,6 | 18 - 24 |
301 | 21,3 | 18 - 24 |
302 | 21,1 | 18 - 24 |
305 | 20,9 | 18 - 24 |
217 | 21,6 | 18 - 24 |
218 | 21,2 | 18 - 24 |
221 | 21,2 | 18 - 24 |
103 | 21,5 | 18 - 24 |
Спортивный зал №1 | 19,8 | 17 - 20 |
Приложение 3
Влажность до учебного времени | ||
Кабинет | Показатели, % | Норматив, % |
402 | 37,2 | 40 – 60 |
405 | 38,3 | 40 – 60 |
301 | 37,9 | 40 – 60 |
302 | 39,8 | 40 – 60 |
305 | 37,2 | 40 – 60 |
217 | 36,6 | 40 – 60 |
218 | 36,7 | 40 – 60 |
221 | 39,8 | 40 – 60 |
103 | 36,3 | 40 – 60 |
Спортивный зал №1 | 28,5 | 40 – 60 |
Влажность после учебного времени | ||
Кабинет | Показатели, % | Норматив, % |
402 | 42,6 | 40 – 60 |
405 | 45,1 | 40 – 60 |
301 | 40,6 | 40 – 60 |
302 | 43,8 | 40 – 60 |
305 | 40,3 | 40 – 60 |
217 | 40,2 | 40 – 60 |
218 | 40,9 | 40 – 60 |
221 | 47,6 | 40 – 60 |
103 | 40,5 | 40 – 60 |
Спортивный зал №1 | 39,3 | 40 - 60 |
Приложение 4
Шум во время уроков | ||
кабинет | Показатели дБ | Норматив дБ |
402 | 44 | 40-47 |
405 | 43 | 40-47 |
301 | 48 | 40-47 |
302 | 49 | 40-47 |
305 | 51 | 40-47 |
217 | 46 | 40-47 |
218 | 47 | 40-47 |
221 | 52 | 40-47 |
103 | 46 | 40-47 |
Спортивный зал №1 | 67 | 40-47 |
Шум на перемене | ||
кабинет | Показатели дБ | Норматив дБ |
402 | 77 | 40-47 |
405 | 82 | 40-47 |
301 | 76 | 40-47 |
302 | 71 | 40-47 |
305 | 75 | 40-47 |
217 | 69 | 40-47 |
218 | 54 | 40-47 |
221 | 78 | 40-47 |
103 | 100 | 40-47 |
Спортивный зал №1 | 52 | 40-47 |
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный паспорт школы
Социальный паспорт школы (шапка)...
Методическая разработка проекта на тему: "Экологический паспорт школы"
Актуальность: Одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Мы решили выяснить, в каких экологич...
Паспорт Социального проекта для детей начальной школы и классов, реализующих специальную адаптированную общеобразовательную программу «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши книги»
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую нау...
Паспорт Социального проекта для детей начальной школы и классов, реализующих специальную адаптированную общеобразовательную программу «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши книги»
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую нау...
Проект" Экологический паспорт школы"
Творческий проект...
Проект «Кукольный театр в школе!» ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают...
Исследовательский проект «Экологический паспорт школы» (в рамках школьной научно-практической конференции)
Реферат исследовательского проекта "Экологический паспорт школы", который защищали ученики 11а класса МОУ"СОШ №20 г. Йошкар-Олы" на школьной научно-практической конференции в...