Строение и многообразие покрытосеменных 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс)

Вершкова Ирина Петровна

Тип урока: урок выведения новых знаний.

Цели урока:

  • образовательные: усвоение понятия «покрытосеменные растения», изучение их строения и многообразия, овладение умением распознавать части покрытосеменного растения и описывать их функции;
  • воспитательные: формирование научного мировоззрения, умения адекватно оценивать себя и свои достижения.

Оборудование: компьютерный проектор, комплект карточек № 1–6, набор гербарных образцов покрытосеменных растений.

Ход урока включает следующие этапы: организационный момент, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление материала, рефлексия учебной деятельности, домашнее задание. На каждом этапе решаются конкретные задачи, используются различные формы организации деятельности учащихся и методы работы.

В ходе урока учащиеся знакомятся с основными понятиями, связанными со строением и многообразием покрытосеменных растений, учатся применять полученные знания на практике, развивают навыки самостоятельной работы и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_i_mnogoobrazie_pokrytosemennyh.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Биология  6 класс. «Строение и многообразие покрытосеменных»

Тип урока: урок выведения новых знаний по теме «Строение и многообразие покрытосеменных»

I. Образовательно-развивающие цели урока:

1.1. Выведение и усвоение обучающимися нового определения понятия выведения новых знаний по теме «Строение покрытосеменных растений».

1.2. Применение обучающимися опорных понятий: классификация, систематика, таксономические категории.

1.2. Овладение обучающимися специальными (предметными) умениями: распознавать части покрытосеменного растения, описывать их строение и функции.

1.3. Развитие у обучающихся универсальных учебных действий:

– познавательных: сравнение объектов, установление логических связей между понятиями, формулирование суждений и умозаключений;

– регулятивных: определение цели выполнения заданий на уроке, оценка и самооценка результатов работы;

– коммуникативных: общение посредством высказывания возражений, дополнений, сотрудничество в совместном решении проблем.

II. Воспитательные цели урока:

2.1. Формирование у обучаемых научного мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие.

2.2. Воспитание у обучаемых личностных УУД: умение адекватно оценивать себя и свои достижения.

Оборудование: компьютерный проектор, комплект карточек № 1–6 (см. Приложение 2), набор гербарных образцов покрытосеменных растений.


Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

Организационный момент

Объявление темы урока. Определение цели урока                                        

Беседа

Учитель объявляет тему и цель урока, мотивирует учащихся к активной работе

Предметные:

понимание темы и цели урока.

Личностные:

проявление интереса к теме урока. Познавательные:

умение слушать и понимать информацию. Регулятивные:

умение планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух

Учащиеся слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь

Наблюдение за активностью учащихся, проверка записей в тетрадях

Знакомство с заявкой на оценку                                        

Рассказ

Учитель объясняет критерии оценивания, показывает примеры заданий

Предметные:

знание критериев оценивания. Личностные: стремление к получению высоких оценок. Познавательные: анализ информации. Регулятивные:

оценка своих возможностей. Коммуникативные: обмен мнениями о критериях оценивания

Учащиеся знакомятся с критериями оценивания

Опрос учащихся о понимании критериев оценивания

Планирование оценки                                        

Индивидуальная работа

Учитель предлагает учащимся запланировать оценку за работу на уроке

Предметные: планирование своей работы.

Личностные: адекватная самооценка. Познавательные: прогнозирование результатов. Регулятивные: постановка учебных задач. Коммуникативные: выражение своих мыслей

Учащиеся планируют оценку, записывают её на полях тетради

Проверка записей на полях тетрадей

Актуализация знаний                                                

Повторение основных понятий покрытосеменных

Фронтальный опрос

Учитель задаёт вопросы о строении покрытосеменных, их классификации

Предметные: актуализация знаний о покрытосеменных. Личностные:

осознание значимости знаний. Познавательные: умение анализировать информацию. Регулятивные: контроль и коррекция своих ответов. Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Учащиеся отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга

Оценка ответов учащихся, коррекция ошибок

Работа с карточками                                        

Групповая работа

Учитель раздаёт карточки с заданиями, организует обсуждение

Предметные:

знание определения покрытосеменных. Личностные:

развитие навыков сотрудничества. Познавательные: формулирование определений. Регулятивные:

оценка работы группы. Коммуникативные: обмен мнениями внутри группы

Предметные:

знание определения покрытосеменных.

Учащиеся работают в группах, обсуждают результаты

Наблюдение за работой групп, анализ результатов

Изучение нового материала                                                

Анализ строения покрытосеменных

Лабораторная работа

Учитель демонстрирует строение покрытосеменных на примере гербарных экземпляров

Предметные:

знание строения покрытосеменных растений.

Личностные:

развитие наблюдательности и внимания. Познавательные:

умение анализировать информацию. Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Учащиеся рассматривают экземпляры, делают записи в тетрадях

Проверка записей в тетрадях, корректировка ошибок

Классификация покрытосеменных                                        

Лекция с элементами беседы

Учитель рассказывает о классификации покрытосеменных, приводит примеры

Предметные:

понимание классификации покрытосеменных. Личностные: формирование научного мировоззрения. Познавательные:

умение систематизировать информацию. Регулятивные: определение цели выполнения заданий. Коммуникативные: общение посредством вопросов и дополнений

Учащиеся конспектируют, задают вопросы

Опрос учащихся по основным моментам лекции

Работа с карточками  «категории философии»                                        

Обсуждение

Учитель организует обсуждение причинно-следственных связей в строении покрытосеменных

Предметные: применение знаний о строении покрытосеменных для понимания их функций. Личностные:

развитие логического мышления. Познавательные: формулирование умозаключений. Регулятивные:

оценка и самооценка результатов работы. Коммуникативные: сотрудничество в совместном решении проблем

Учащиеся высказывают свои мнения, аргументируют свою точку зрения

Анализ ответов учащихся, выявление наиболее интересных идей

Закрепление материала                                                

Выполнение практических заданий

Практическая работа

Учитель даёт практические задания на закрепление материала

Предметные: применение знаний о строении покрытосеменных растений на практике. Личностные:

развитие навыков самостоятельной работы.

Познавательные:

умение применять полученные знания. Регулятивные: самоконтроль, коррекция. Коммуникативные: сотрудничество в группе

Учащиеся выполняют задания, проверяют друг у друга

Проверка выполненных заданий, выставление оценок

Рефлексия учебной деятельности                                        

Беседа

Учитель проводит рефлексию, спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока

Предметные:

понимание основных понятий понятий покрытосеменных. Личностные: формирование способности к самооценке. Познавательные: формулирование выводов.

Регулятивные:

оценка и самооценка результатов работы. Коммуникативные: участие в обсуждении

Учащиеся делятся своими впечатлениями, оценивают свою работу

Анализ рефлексивных высказываний учащихся

Домашнее задание                                        

Подготовка к следующему уроку

Объяснение        

Учитель объясняет домашнее задание, отвечает на вопросы

Предметные:

знание особенностей строения покрытосеменных растений.

Личностные:

понимание необходимости выполнения домашнего задания. Познавательные:

поиск информации для выполнения задания. Регулятивные: планирование своей деятельности. Коммуникативные: умение задавать вопросы и искать ответы на них

Учащиеся записывают задание, задают вопросы

Контроль записи домашнего задания в дневники

Приложения к уроку

Приложение 1. Критерии оценивания устных ответов.

Вопрос-понятие (по карточке № 1) – 0–1 балл

Вопрос-суждение (по карточке № 1) – 0–2 балла

Ответ на вопрос – до 2 баллов

Формулирование суждения (версии, гипотезы, дополнения, возражения и др.) – до 2 баллов

Формулирование суждения на сравнение понятий с использованием карточки № 3 – до 2 баллов

Формулирование суждения, содержащего противоречие, по карточке № 4 – до 2 баллов

Подведение предметных понятий под категории философии по карточке № 5 – до 2 баллов

Формулирование умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии) по карточке № 6 – до 3 баллов

Приложение 2. Комплект карточек №№ 1–6 для структурирования предметного содержания, развития у обучаемых познавательных (логических, исследовательских) и коммуникативных УУД.

Карточка № 1 (вопросы-понятия)

Карточка № 2 (вопросы-суждения)

  1. Что такое покрытосеменные?
  2. Из каких частей состоит покрытосеменное растение?
  3. Какие функции выполняют различные части покрытосеменного растения?
  4. Как классифицируются покрытосеменные растения?

  1. Чем объяснить, что покрытосеменные являются самыми распространёнными растениями на Земле?
  2. Каким образом знание о строении покрытосеменных может помочь в изучении биологии?
  3. Почему важно знать, какие функции выполняют различные части растения?
  4. Вследствие чего изучение строения покрытосеменных помогает понять их классификацию?
  5. Когда можно считать, что мы полностью разобрались в строении покрытосеменных?

Карточка № 3 (сравнение)

Карточка № 4 (противоречие)

  1. По сравнению с другими группами растений, чем покрытосеменные отличаются?
  2. Так же, как и другие группы растений, покрытосеменные выполняют определённые функции.
  3. Сравнивая разные виды покрытосеменных, можно сказать, что у них есть общие черты.
  4. Кроме общих черт, покрытосеменные могут иметь и различия.
  1. Покрытосеменные одновременно являются и самыми простыми, и самыми сложными растениями.
  2. Хотя покрытосеменные имеют множество функций, они также имеют и общую структуру.
  3. Если рассматривать покрытосеменные как объект изучения, то можно увидеть, что они представляют собой сложную систему.
  4. С одной стороны, покрытосеменные защищены оболочкой, а с другой — должны быть готовы к прорастанию.

Карточка № 5 (категории философии)

Карточка № 6 (умозаключения)

  1. Сущность покрытосеменных — явление их функций.
  2. Содержание покрытосеменных определяется их формой.
  3. Первичное строение покрытосеменных переходит во вторичное при прорастании.
  4. Качество покрытосеменных определяет их количество.
  5. Общее строение покрытосеменных проявляется в частных особенностях разных видов.
  6. Особенное строение некоторых покрытосеменных может стать единичным случаем в природе.
  7. Единство функций покрытосеменных дополняется многообразием их форм и размеров.
  8. Причина особенностей строения покрытосеменных кроется в их функциях.
  9. Карточка № 6 (умозаключения):
  1. Дедукция: поскольку все покрытосеменные содержат зародыш, а зародыш необходим для размножения растений, следовательно, все покрытосеменные участвуют в размножении растений.
  2. Индукция: если у одного вида покрытосеменных есть оболочка, защищающая зародыш, и зародыш способен развиваться в благоприятных условиях, то и у других видов покрытосеменных есть аналогичные оболочки и зародыши.
  3. Аналогия отношений: если зародыш в семени можно сравнить с яйцом, то оболочку семени можно сравнить со скорлупой.
  4. Аналогия свойств: поскольку зародыш в семени имеет определённую форму и размер, то и оболочка семени также имеет определённые характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терминологический диктант по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Проверочный тест по покрытосеменным (терминологический диктант)...

Рабочая программа элективного курса по биологии в 6 классе "строение и многообразие покрытосеменных растений"

Рабочая программа содержит дополнительный материал для полного освоения учащимися курса биологии 6 класса...

Контрольная работа №1 "Строение и многообразие покрытосеменных растений" (2 варианта) для 6 класса. УМК В.В. Пасечник.

Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В работе представлены задания разных типов....

Проверочная работа по биологии в 6 классе по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений"

Материал содержит тестовые задания в двух вариантах, варианты ответов, критерии оценивания ответов, проверяемые результаты, шкалу перевода баллов в традиционные оценки, к учебнику В.В. Пасечника, &quo...

Обобщение по теме:«Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Обобщение по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»....