Рабочая программа элективного курса по биологии в 6 классе "строение и многообразие покрытосеменных растений"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Петрова Надежда Анатольевна

Рабочая программа содержит дополнительный материал для полного освоения учащимися курса биологии 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                           «Согласовано»                                   «Утверждаю»

Руководитель МО                        Заместитель                                           Директор

________/С.А.Гатина/        директора  по УВР                         МБОУ «Надеждинская ООШ»

                                            МБОУ «Надеждинская ООШ»             ________/А.Р.Зиганшин/

                                                   _________/ Н.А.Петрова/

Протокол № ___от                                                                                Приказ № ___от                                                        

«27» августа  2016 г                     «29» августа 2016 г                   «____»_________ 2016 г

 

                                                                     

Рабочая программа

элективного курса по биологии в 6 классе

«Строение и многообразие покрытосеменных растений»

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская основная общеобразовательная школа

имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Петровой Надежды Анатольевны

высшей квалификационной  категории

Рассмотрено на заседании

                                                                                                           педагогического совета

                                                                                                        протокол №____от

«29» августа 2016 г.

2016 - 2017  учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа элективного курса по биологии «Строение и многообразие покрытосеменных растений» разработана для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа элективного курса построена на основе программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации. Изучение растений проводится на начальных этапах основного общего образования и запомнить большой объём новой информации и новой терминологии довольно сложно.                                                                                                                                                               Данный элективный курс поможет учащимся углубить основной раздел школьной программы, проработать огромный материал, научиться быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников.

Основные цели курса

Образовательные: обеспечив закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с электронным пособием, словарём, определительными карточками); усвоение учащимися нового материала.

Развивающие: развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления, навыков учебного труда и самостоятельной работы, интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение объектов, анализировать результаты, рецензировать ответы товарищей.

Воспитывающие: воспитание культуры труда.

Содержание программы элективного курса

«Строение и многообразие покрытосеменных растений»

(35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение покрытосеменных растений

(21 час)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы

Виды корней и типы корневых систем. Приготовление раздаточного материала для изучения побегов. Определение деревьев лиственных пород по листьям. Строение и классификация листьев. Сбор и составление гербария. Изготовление наглядных пособий. Классификация плодов.

Раздел 2. Классификация растений (14 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Работа с определителем растений.

Основные знания и умения

Раздел 1. Строение покрытосеменных растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Раздел 2. Классификация растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

- наиболее распространенные растения своей местности.

- растения своего населенного пункта, занесённые в Красную Книгу Республики Татарстан.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Число часов для занятий

Теория

Практика

Экскурсия

1. Строение покрытосеменных растений

12

6

3

2. Классификация растений

6

7

1

ИТОГО:

18

13

4

Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Виды деятельности

Дата проведения

По плану

Факт.

   1

Внешнее строение цветковых растений

работа с электронным пособием

2

Строение семян двудольных и однодольных растений

работа с электронным пособием

3

Сбор семян двудольных и однодольных растений

экскурсия

4

Строение и функции корня. Типы корневых систем.

работа с электронным пособием

5

Зоны корня

работа с электронным пособием

6

Виды корней и типы корневых систем

лабораторная работа

7

Строение и функции побега, его видоизменения

работа с электронным пособием

8

Строение почки

работа с электронным пособием

9

Строение побега. Сбор веток для лабораторных работ по изучению строения побега.

экскурсия

10

Приготовление раздаточного материала для изучения побегов

лабораторная работа

11

Побеги и почки в безлистном состоянии

самостоятельная работа

121

Строение и функции листа

работа с электронным пособием

131

Определение деревьев лиственных пород по листьям.

лабораторная работа

14

Строение и классификация листьев. Сбор и составление гербария. Изготовление наглядных пособий.

лабораторная работа

15

Строение и функции стебля

работа с электронным пособием

16

Строение цветка

работа с электронным пособием

17

Двойное оплодотворение у цветковых растений

работа с электронным пособием

18

Соцветия

работа с электронным пособием

19

Плоды.

работа с электронным пособием

20

Классификация плодов

лабораторная работа

21

Сбор плодов и семян для коллекции

экскурсия

22

Систематика растений

лекция

23

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

лабораторная работа

24

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные.

лабораторная работа

25

Класс Двудольные. Семейство Паслёновые.

лабораторная работа

26

Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые (Бобовые).

лабораторная работа

27

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые).

лабораторная работа  

28

Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

лабораторная работа  

29

Класс Однодольные. Семейство Злаки.

лабораторная работа

30

Культурные растения

самостоятельная работа

31

Лекарственные растения

самостоятельная работа

32

Ядовитые растения

самостоятельная работа

33

Раннецветущие растения

экскурсия

34

Растения, занесённые в Красную Книгу Республики Татарстан

семинар

35

Охрана растительного мира Республики Татарстан

лекция

 

Литература

  1. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения - Москва: Просвещение, 1988 .
  2. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. - М.: Лесная промышленность, 1967.

MULTIMEDIA – поддержка курса "Биология"  

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.

•        Биология. 1С Репетитор (электронное учебное издание), АОЗТ «1С», 1998-2001.

•        Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии для 5-6 класса основного общего образования «Лекарственные растения Петровского района»

laquo;Программа «Лекарственные растения Петровского района» формирует у учащихся  бережное отношение к окружающей среде, изучение природы родного города. Она базируется на различных...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....