Рабочая программа внеурочной деятельности "Прикладная биология" для учащихся 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)
Программа факультативного курса «Прикладная биология» основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прикладная биология | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса «Прикладная биология» основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ.
Данный факультативный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.
Цель курса: расширить и углубить знания учащихся, в области анатомии и физиологии человека с целью формирования целостного представления о человеке как о биосоциальном виде; использовать полученные знания для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи курса:
▪знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;
▪особенности человека как вида животного царства;
▪изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;
▪формирование системы общебиологических понятий;
▪знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых;
▪освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;
▪знакомство с гигиеническими требованиями и привитие навыков здорового образа жизни;
▪воспитание экологической культуры учащихся;
▪повышение качества знаний по предмету.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа направлена на достижение следующих целей | освоение важнейших знаний о человеке как о биосоциальном существе, сформировать представление о строении человеческого тела, о строении органов, систем органов, их тесной взаимосвязи, координации и регуляции функций, размножении и развитии, высшей нервной деятельности; -уметь: -применять биологические знания для объяснения процессов и явлений протекающих в организме человека; - использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; -распознавать на таблицах органы и системы органов; - находить связи между строением и функциями органов; -оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях и травмах; - соблюдать режим отдыха и труда, правила личной и общественной гигиены, - пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты; - работать с учебной и дополнительной литературой; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; -воспитание естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни; - позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; -применение полученных знаний и умений для профессионального самоопределения, для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. | |||
Формируемые ключевые компетенции - компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. | ||||
Ключевые компетенции | Способ их формирования и развития | Способы контроля и мониторинга | ||
Учебно-познавательные компетенции | ||||
1.1. 1.2. 1.3. | Учебно-управленческие компетенции | - Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. - Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи. - Соблюдать основные правила выполнения домашней учебной работы в определенных временных границах. - Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность (самоуправление); - Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации; | - Оценка умения планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность. - Индивидуальный и коллективный опрос. - Оценка индивидуально- групповой формы деятельности. - Оценка качества и своевременность выполнения домашних и классных работ. - Рефлексия | |
Учебно-логические умения | Знать: - Правила составления классификаций. - Типы классификаций: искусственная и естественная. - Формы доказательства. Уметь:-Определять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи. - Сравнивать объекты. - Определять и решать проблемы | Решение учебных, познавательных задач. | ||
Учебно - информационные и коммуни- кативные компете- нции. | Умения работать с письменными и устным текстами. А) работа с книгой и другими источниками информации; Б) культура устной и письменной речи. | - Бегло, сознательно, правильно читать - Составлять сложный план письменного и устного текста. - Составлять на основании письменного и устного текста таблицы, схемы, графики. - Составлять тезисы письменного и устного текста. - Составлять конспекты письменного и устного текста. - Составлять реферат по определенной форме. -Составлять доклады | Беседы, дискуссии, защита рефератов, творческих работ, презентаций. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. | |
Умения работать с реальными объектами (предметы, процессы, явления )как источниками информации. | - Самостоятельно осуществлять различные виды наблюдений (структурированное, неструктурированное, лабораторное, полевое) | Оценка самостоятельной деятельности учащихся при выполнении лабораторных, практических работ. | ||
2 | Компетенции личностного самосовершенствования. | Знать: способы и приемы познания, методы познавательной деятельности и эффективного обучения. Уметь: воспроизводить известные способы решения, самостоятельно находить новые решения, решать учебно-познавательные нестандартные ситуации, творчески учиться, развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам. | Оценка выполнения творческих и исследовательских работ. Проектная деятельность. Оценка уровня сформированности знаний учащегося по основным разделам курса. | |
3 | Общекультурные компетенции | компетенции в сфере общественной деятельности; компетенции в сфере трудовой деятельности; компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.); компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). | - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций; – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации; – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия. |
Содержание программы факультативного курса 8 класс
- Введение (1 час).
Определение предмета анатомии и связи ее с другими биологическими науками. Разделы анатомии. Методы анатомического исследования, значение изучения анатомии в формировании научного мировоззрения. Роль знаний анатомии в формировании личности ученика.
- Положение человека в природе (1 час).
Общие черты человека и позвоночных животных. Общие черты человека и приматов и их отличия. Ранние стадии развития зародыша человека. Особенности эмбриогенного человека. Организм человека как единая целостная живая система. Положение человека как биологического вида в системе животного царства. Анатомия и физиология человека - науки, изучающие внешнее и внутреннее строение, функции и процессы жизнедеятельности организма человека. Предмет анатомии и физиологии, методы и основные направления. Значение анатомии и физиологии для медицины и биологии. Краткая история анатомии и физиологии.
- Ткани организма человека (2 часа).
Понятие о тканях. Классификация тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань, их строение, многообразие, функции, местоположение в организме, происхождение в онтогенезе.
- Остеология (5 часов).
Аппарат движения, его состав и значение. Пассивная часть двигательного аппарата - скелет. Строение костной ткани. Кость как орган: внешнее и внутреннее строение. Химический состав и физические свойства костей. Рост костей. Классификация костей. Непрерывные, полупрерывные и прерывные соединения костей. Строение и классификация суставов. Значение соединения костей. Обзор скелета человека: отделы, характеристика костей отделов скелета. Особенности скелета человека в связи с прямохождением, выполнением трудовых операций, половые отличия. Осанка. Болезни скелета и их профилактика. Фило- и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища. Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей верхней конечности. Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин.
- Миология (3 часа).
Активный двигательный аппарат, его значение. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань. Скелетная мышца как орган: строение и функции. Классификация мышц. Основные закономерности работы мышц. Рефлекторный принцип деятельности скелетных мышц. Обзор скелетной мускулатуры человека. Мышечная деятельность как условие здорового образа жизни. Значение физических упражнений. Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника.
- Общая характеристика внутренних органов (1 час).
Общая характеристика внутренних систем органов человека. Взаимодействие систем органов друг с другом.
- Дыхательная система (1 час).
Система органов дыхания, значение дыхания. Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.
- Мочеполовая система (1 час).
Система органов мочевыделения. Роль выделительных процессов для нормальной жизнедеятельности. Почки, их местоположение, внешнее строение. Жировая капсула почек. Внутреннее макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон - структурная и функциональная структура почек. Процесс мочеобразования: фильтрационная фаза и реабсорбционная фаза. Регуляция мочеобразования. Мочевыводящие пути. Гигиена органов мочевыделения, профилактика заболеваний.
- Сердечно - сосудистая система (5 часов).
Сердце: местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение сердца: полости, стенка, клапаны. Функции сердца. Околосердечная сумка, ее строение и значение. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия. Проводящая система сердца. Ее значение. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца. Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота. Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения.
- Артериальная система. Венозная система. Кровь. (5 часов)
Лимфатическая система: ее строение и функции. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа и лимфообращение. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Иммунитет, его виды. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика.
- Пищеварительная система. (4 часа)
Система органов пищеварения человека, ее состав и функции. Отделы пищеварительного тракта, их строение. Ротовая полость: язык, зубы, их участие в пищеварении. Глотка, пищевод. Желудок: строение, желудочные железы, желудочный сок. Тонкий кишечник, его отделы, особенности строения стенки. Толстый кишечник: отделы, строение стенки. Пищеварение и его значение для организма. Пища, пищевые и питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их действие. Профилактика заболеваний ротовой полости. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа их строение и роль в процессах пищеварения. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения.
- Нервная система и органы чувств. (1 час)
Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое вещество. Подразделение нервной системы на отделы. Нервная ткань. Строение и функции нейронов. Понятие о синапсе. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов. Работы И.П. Павлова. Центральная нервная система: спинной и головной мозг. Строение внешнее и внутреннее. Отделы головного мозга, их строение и функции. Большие полушария, их строение и функции. Доли больших полушарий. Кора больших полушарий, ее строение, локализация функций в коре больших полушарий. Особенности головного мозга человека.
- Периферическая нервная система. (1 час)
Периферическая нервная система: спинномозговые и черепно-мозговые нервы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. Память, мышление, сознание.
- Органы чувств. Сенсорные системы. (3 часа)
Роль сенсорных систем в связи организма с внешней средой. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Строение органа зрения. Зрительные рецепторы. Механизмы фоторецепции. Гигиена зрения и нарушения зрения. Слуховой анализатор. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение кортиева органа и роль волосковых клеток. Механизмы звуковосприятия. Гигиена слуха. Вестибулярный анализатор. Полукружные каналы и преддверие улитки. Работа вестибулярного аппарата. Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы, строение и механизмы рецепции.
Примерные темы проектных работ учащихся.
1. Выбираем здоровье. Оценка состояния здоровья учащихся
на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению.
2. Краткая история анатомии и физиологии человека.
3. Микромир нашего организма.
4. Фотоальбом «Анатомия человека»
5. Достижения современной биологии в области анатомии и физиологии человека.
6. Проект «В здоровом теле – здоровый дух» Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению
7. Новейшие изобретения в медицине.
Литература для обучающихся
- Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. М.: Просвещение, 1997.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1980.
- Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.:Высшая школа, 1991.
- Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.:Просвещение, 1999.
- Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2002.
- Справочник школьника и студента/ Под ред. З Брема и И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2000
Литература для учителя
- Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение, 1997.
- Араксова О. С, Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. 8-11 класс. Методическое пособие. – М.:Вентана-Граф, 2005
- Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и практический аспект. – М.: Просвещение, Владос, 1999.
- 3. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.
- Рохлов В.С. Человек. Дидактический материал.- М.: Просвещение, 1997.
- Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека.- М.: Медицина, 1986.
- Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. -М.: Просвещение, Владос, 1995.
- Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1999.
- Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2004.
- Хуторской А.В. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента. Научно-практический журнал. Школьные технологии № 3, 2006., с.44
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание тем | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
| |||
1 | Введение. Методы изучения организма человека. | 1 | |
| |||
2 | Узнай себя. Можно ли сравнить меня с Аполлоном или немного о гармонии. | 1 | |
| |||
3 | У истоков изучения скелета. Общий план скелета человека и животных. | 1 | |
4 | Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи. | 1 | |
| |||
5 | Опора и движение организма. Части костного аппарата. | 1 | |
6 | Пропорции тела. Рост человека. | 1 | |
7 | Практическая работа № 1. Определение пропорциональности телосложения. | 1 | |
8 | Практическая работа № 2. Освоение навыков формирования правильной осанки, походки, посадки за партой. | 1 | |
9 | Скелет человека в будущем. | 1 | |
| |||
10 | Два вида мышц. Гладкие мышцы. Мышцы скелета. | 1 | |
11 | Работа мышц нашего тела. Утомление и отдых. | 1 | |
12 | Практическая работа № 3. Оценка степени утомления | 1 | |
| |||
13 | Внутреннее строение организма человека. | 1 | |
| |||
14 | Дыхание. Как надо дышать. Практическая работа № 4. Определение продолжительности задержки дыхания в покое и после дозированной нагрузки. Вред курения. | 1 | |
| |||
15 | Выделительная система человека. | 1 | |
| |||
16 | Сердце. Работоспособность сердца. | 1 | |
17 | Болезни и лечение сердца. | 1 | |
18 | И. Мечников – рыцарь борьбы с болезнями. | 1 | |
19 | Восполнение потерь крови. Совместимость и несовместимость. | 1 | |
20 | Кровообращение. Предыстория главного открытия. Биография В.Гарвея. | 1 | |
| |||
21 | Кровь. Красные клетки крови. Защитные свойства крови. «Людской мор» | 1 | |
22 | Движение крови в сосудах. Давление крови. | 1 | |
23 | Практическая работа № 5. Измерение артериального давления. | 1 | |
24 | Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета. | 1 | |
25 | Антибиотики. | 1 | |
| |||
26 | Пищеварение. Измельчение пищи. Зуб – живой орган. | 1 | |
27 | Печень. Поджелудочная железа. | 1 | |
28 | Гигиена питания. Десять модных диет или как правильно питаться. Практическая работа № 6. Составление суточного рациона. | 1 | |
29 | Витамины. Забытое открытие Н.И. Лунина. | 1 | |
| |||
30 | Нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга. Творцы науки о мозге. | 1 | |
| |||
31 | Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. | 1 | |
| |||
32 | Анализаторы. Общие свойства анализаторов. | 1 | |
33 | Мой темперамент и характер. Практическая работа № 7. Изучение типов темперамента и характера школьников. | 1 | |
34 | Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ Тест «Что я знаю и чего не знаю?» | 1 | |
Итого: 34 часа | 27 часов | 7 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов: История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах" разработана для занятий с учащимися 8-х классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов "Студия театрального искусства"
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Студия театрального искусства» для 5 классов составлена согласно требованиям ФГОС и является составной частью уче...
Читая "Алису в Стране Чудес" рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 7 классов с целью совершенствования навыков чтения, монологической речи на основе прочитанного, обогащения лексического запа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов «За рамками учебника» /общекультурное направление/
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку "За рамками учебника" является составной частью учебно-воспитательного процесса школы...