Рабочая программа внеурочной деятельности "Прикладная биология" для учащихся 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)

Захаркина Елена Станиславовна

Программа факультативного курса «Прикладная биология» основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Прикладная биология145.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса «Прикладная биология» основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ.

Данный факультативный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.

Цель курса: расширить и углубить знания учащихся, в области анатомии и физиологии человека с целью формирования целостного представления о человеке как о биосоциальном виде; использовать полученные знания для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи курса:

▪знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;

▪особенности человека как вида животного царства;

▪изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;

▪формирование системы общебиологических понятий;

▪знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых;

▪освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;

▪знакомство с гигиеническими требованиями и привитие навыков здорового образа жизни;

▪воспитание экологической культуры учащихся;

▪повышение качества знаний по предмету.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа направлена на достижение следующих целей

освоение важнейших знаний о человеке как о биосоциальном существе, сформировать представление о строении человеческого тела, о строении органов, систем органов, их тесной взаимосвязи, координации и регуляции функций, размножении и развитии, высшей нервной деятельности;

-уметь:

-применять биологические знания для объяснения процессов и явлений протекающих в организме человека;

- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

-распознавать на таблицах органы и системы органов;

- находить связи между строением и функциями органов;

-оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях и травмах;

- соблюдать  режим отдыха и труда, правила личной и общественной гигиены,

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;

- работать с учебной и дополнительной литературой;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни;

- позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

-применение полученных знаний и умений для профессионального самоопределения, для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Формируемые ключевые компетенции - компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.  

Ключевые компетенции

Способ их формирования и развития

Способы контроля и мониторинга

Учебно-познавательные компетенции

1.1.

1.2.

1.3.

Учебно-управленческие компетенции

- Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

- Определять  наиболее  рациональную  последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

- Соблюдать основные правила выполнения домашней учебной  работы в определенных временных границах.

- Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность (самоуправление);

- Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;

- Оценка умения планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность.

- Индивидуальный и коллективный опрос.

- Оценка индивидуально- групповой формы деятельности.

- Оценка качества и своевременность выполнения домашних и классных работ.

- Рефлексия

Учебно-логические умения

Знать:

- Правила составления классификаций.

- Типы классификаций: искусственная и естественная.

- Формы доказательства.

Уметь:-Определять главное и существенное,  устанавливать  причинно-следственные связи.

- Сравнивать объекты.

- Определять и решать проблемы

Решение учебных, познавательных задач.

Учебно - информационные и

коммуни-

кативные компете-

нции.

Умения работать с письменными и  устным текстами.

А) работа с книгой и другими источниками информации;

Б) культура устной и письменной речи.

- Бегло, сознательно, правильно читать

- Составлять сложный план письменного и устного текста.

- Составлять на основании письменного и устного текста таблицы, схемы, графики.

- Составлять тезисы письменного и устного текста.

- Составлять конспекты письменного и устного текста.

- Составлять реферат по определенной форме.

-Составлять доклады

Беседы, дискуссии, защита рефератов, творческих работ, презентаций.

Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе.

Умения работать с реальными объектами (предметы, процессы, явления )как источниками информации.

- Самостоятельно осуществлять  различные  виды наблюдений (структурированное, неструктурированное, лабораторное, полевое)

Оценка самостоятельной деятельности учащихся при выполнении лабораторных, практических работ.

2

Компетенции личностного самосовершенствования.

Знать: способы и приемы познания, методы познавательной деятельности и эффективного обучения.

Уметь: воспроизводить известные способы решения, самостоятельно находить новые решения, решать учебно-познавательные  нестандартные ситуации, творчески учиться, развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам.

Оценка выполнения творческих и исследовательских работ. Проектная деятельность.

Оценка уровня сформированности знаний учащегося  по основным разделам курса.

3

Общекультурные компетенции

компетенции в сфере общественной деятельности;

компетенции в сфере трудовой деятельности;

компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);

компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

- адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

– адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

– адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Содержание программы факультативного курса 8 класс

  1. Введение (1 час). 

Определение предмета анатомии и связи ее с другими биологическими науками. Разделы анатомии. Методы анатомического исследования, значение изучения анатомии в формировании научного мировоззрения. Роль знаний анатомии в формировании личности ученика.

  1. Положение человека в природе (1 час). 

Общие черты человека и позвоночных животных. Общие черты человека и приматов и их отличия. Ранние стадии развития зародыша человека. Особенности эмбриогенного человека. Организм человека как единая целостная живая система. Положение человека как биологического вида в системе животного царства. Анатомия и физиология человека - науки, изучающие внешнее и внутреннее строение, функции и процессы жизнедеятельности организма человека. Предмет анатомии и физиологии, методы и основные направления. Значение анатомии и физиологии для медицины и биологии. Краткая история анатомии и физиологии.

  1. Ткани организма человека (2 часа). 

Понятие о тканях. Классификация тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань, их строение, многообразие, функции, местоположение в организме, происхождение в онтогенезе. 

  1. Остеология (5 часов).

Аппарат движения, его состав и значение. Пассивная часть двигательного аппарата - скелет. Строение костной ткани. Кость как орган: внешнее и внутреннее строение. Химический состав и физические свойства костей. Рост костей. Классификация костей. Непрерывные, полупрерывные и прерывные соединения костей. Строение и классификация суставов. Значение соединения костей. Обзор скелета человека: отделы, характеристика костей отделов скелета. Особенности скелета человека в связи с прямохождением, выполнением трудовых операций, половые отличия. Осанка. Болезни скелета и их профилактика. Фило- и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища. Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей верхней конечности. Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин.

  1. Миология (3 часа). 

Активный двигательный аппарат, его значение. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань. Скелетная мышца как орган: строение и функции. Классификация мышц. Основные закономерности работы мышц. Рефлекторный принцип деятельности скелетных мышц. Обзор скелетной мускулатуры человека. Мышечная деятельность как условие здорового образа жизни. Значение физических упражнений. Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника.

  1. Общая характеристика внутренних органов (1 час). 

Общая характеристика внутренних систем органов человека. Взаимодействие систем органов друг с другом.

  1. Дыхательная система (1 час). 

Система органов дыхания, значение дыхания. Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.

  1. Мочеполовая система (1 час). 

Система органов мочевыделения. Роль выделительных процессов для нормальной жизнедеятельности. Почки, их местоположение, внешнее строение. Жировая капсула почек. Внутреннее макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон - структурная и функциональная структура почек. Процесс мочеобразования: фильтрационная фаза и реабсорбционная фаза. Регуляция мочеобразования. Мочевыводящие пути. Гигиена органов мочевыделения, профилактика заболеваний.

  1. Сердечно - сосудистая система (5 часов). 

Сердце: местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение сердца: полости, стенка, клапаны. Функции сердца. Околосердечная сумка, ее строение и значение. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия. Проводящая система сердца. Ее значение. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца. Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота. Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения.

  1. Артериальная система. Венозная система. Кровь. (5 часов)

 Лимфатическая система: ее строение и функции. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа и лимфообращение. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Иммунитет, его виды. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика.

  1. Пищеварительная система. (4 часа) 

Система органов пищеварения человека, ее состав и функции. Отделы пищеварительного тракта, их строение. Ротовая полость: язык, зубы, их участие в пищеварении. Глотка, пищевод. Желудок: строение, желудочные железы, желудочный сок. Тонкий кишечник, его отделы, особенности строения стенки. Толстый кишечник: отделы, строение стенки. Пищеварение и его значение для организма. Пища, пищевые и питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их действие. Профилактика заболеваний ротовой полости. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа их строение и роль в процессах пищеварения. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения.

  1. Нервная система и органы чувств. (1 час)

Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое вещество. Подразделение нервной системы на отделы. Нервная ткань. Строение и функции нейронов. Понятие о синапсе. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов. Работы И.П. Павлова. Центральная нервная система: спинной и головной мозг. Строение внешнее и внутреннее. Отделы головного мозга, их строение и функции. Большие полушария, их строение и функции. Доли больших полушарий. Кора больших полушарий, ее строение, локализация функций в коре больших полушарий. Особенности головного мозга человека.

  1. Периферическая нервная система. (1 час)

Периферическая нервная система: спинномозговые и черепно-мозговые нервы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. Память, мышление, сознание.

  1. Органы чувств. Сенсорные системы. (3 часа)

Роль сенсорных систем в связи организма с внешней средой. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Строение органа зрения. Зрительные рецепторы. Механизмы фоторецепции. Гигиена зрения и нарушения зрения. Слуховой анализатор. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение кортиева органа и роль волосковых клеток. Механизмы звуковосприятия. Гигиена слуха. Вестибулярный анализатор. Полукружные каналы и преддверие улитки. Работа вестибулярного аппарата. Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы, строение и механизмы рецепции.

Примерные темы проектных работ учащихся.

1. Выбираем здоровье. Оценка состояния здоровья учащихся

на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению.

2. Краткая история анатомии и физиологии человека.

3. Микромир нашего организма.

4. Фотоальбом «Анатомия человека»

5. Достижения современной биологии в области анатомии и физиологии человека.

6. Проект «В здоровом теле – здоровый дух» Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению

7. Новейшие изобретения в медицине.

Литература для обучающихся

  1. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. М.: Просвещение, 1997.
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1980.
  3. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.:Высшая школа, 1991.
  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.:Просвещение, 1999.
  5. Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2002.
  6. Справочник школьника и студента/ Под ред. З Брема и И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2000

Литература для учителя

  1. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение, 1997.
  2. Араксова О. С, Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. 8-11 класс. Методическое пособие. – М.:Вентана-Граф, 2005
  3. Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и практический аспект. – М.: Просвещение, Владос, 1999.
  4. 3. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.
  5. Рохлов В.С. Человек. Дидактический материал.- М.: Просвещение, 1997.
  6. Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека.- М.: Медицина, 1986.
  7. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. -М.: Просвещение, Владос, 1995.
  8. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1999.
  9. Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2004.
  10. Хуторской А.В. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента. Научно-практический журнал. Школьные технологии № 3, 2006., с.44

Учебно-тематическое планирование

                 Содержание тем

Количество часов

Теоретические

Практические

  1. Введение (1час)

1

Введение. Методы изучения организма человека.

1

  1. Положение человека в природе (1час)

2

Узнай себя. Можно ли сравнить меня с Аполлоном или немного о гармонии.

1

  1. Ткани организма человека (2 часа)

3

У истоков изучения скелета. Общий план скелета человека и животных.

1

4

Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи.

1

  1. Остеология (5 часов)

5

Опора и движение организма. Части костного аппарата.

1

6

Пропорции тела. Рост человека.

1

7

Практическая работа № 1. Определение пропорциональности телосложения.

1

8

Практическая работа № 2. Освоение навыков формирования правильной осанки, походки, посадки за партой.

1

9

Скелет человека в будущем.

1

  1. Миология (3 часа)

10

Два вида мышц. Гладкие мышцы. Мышцы скелета.

1

11

Работа мышц нашего тела. Утомление и отдых.

1

12

Практическая работа № 3. Оценка степени утомления

1

  1. Общая характеристика внутренних органов (1 час)

13

Внутреннее строение организма человека.

1

  1. Дыхательная система (1 час)

14

 Дыхание. Как надо дышать. Практическая работа № 4. Определение продолжительности задержки дыхания в покое и после дозированной нагрузки. Вред курения.

1

  1. Мочеполовая система (1 час)

15

Выделительная система человека.

1

  1. Сердечно-сосудистая система (5 часов)

16

Сердце. Работоспособность сердца.

1

17

Болезни и лечение сердца.

1

18

И. Мечников – рыцарь борьбы с болезнями.

1

19

Восполнение потерь крови. Совместимость и несовместимость.

1

20

Кровообращение. Предыстория главного открытия. Биография  В.Гарвея.

1

  1. Артериальная система. Венозная система. Кровь. (5 часов)

21

Кровь. Красные клетки крови. Защитные свойства крови. «Людской мор»

1

22

Движение крови в сосудах. Давление крови.

1

23

 Практическая работа № 5. Измерение артериального давления.

1

24

Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета.

1

25

Антибиотики.

1

  1. Пищеварительная система (4 часа)

26

Пищеварение. Измельчение пищи. Зуб – живой орган.

1

27

Печень. Поджелудочная железа.

1

28

Гигиена питания. Десять модных диет или как правильно питаться. Практическая работа № 6. Составление суточного рациона.

1

29

Витамины. Забытое открытие Н.И. Лунина.

1

  1. Нервная система и органы чувств (1 час)

30

Нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга. Творцы науки о мозге.

1

  1. Периферическая нервная система (1 час)

31

Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции.

1

  1. Органы чувств. Сенсорные системы. (3 часа)

32

Анализаторы. Общие свойства анализаторов.

1

33

Мой темперамент и характер. Практическая работа № 7. Изучение типов темперамента и характера школьников.

1

34

Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ Тест «Что я знаю и чего не знаю?»

1

Итого:  34 часа

27 часов

7 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов: История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах" разработана для занятий с учащимися 8-х классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов "Студия театрального искусства"

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Студия театрального искусства» для 5 классов составлена согласно требованиям ФГОС и является составной частью уче...

Читая "Алису в Стране Чудес" рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 7 классов с целью совершенствования навыков чтения, монологической речи на основе прочитанного, обогащения лексического запа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов «За рамками учебника» /общекультурное направление/

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку "За рамками учебника" является составной частью учебно-воспитательного процесса школы...