Программа элективного курса "Внимание, экспертиза!"
элективный курс по биологии (9 класс)

Цыбикова Светлана Геннадьевна

Программа элективного курса "Внимание, экспертиза!" имеет профориентационную  направленность и знакомит учащихся 9 класса с некоторыми профессиями данной тематики.

Содержание программы рассматривает уже известные знания о таком важном веществе в организме человека как кровь, в то же время знакомит с ранее неизвестными сведениями об этом удивительном веществе. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ХИМИИ И БИОЛОГИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Разработала: учитель химии и биологии

МБОУ ООШ № 1 г. Слюдянка

Цыбикова Светлана Геннадьевна

г. Слюдянка

2019 г.

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Внимание, экспертиза!» предназначена для учащихся 9 классов.

Сегодня часто можно услышать вопрос «Зачем учить химию в школе?». Многим учащимся этот предмет неинтересен в силу индивидуальных способностей и особенностей мышления.

В процессе обучения учащимся необходимо приобретение практических знаний по естественнонаучным дисциплинам. Учебно-воспитательный процесс в настоящее время ориентирован на удовлетворение интересов, потребностей и способностей детей. Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования общественного сознания, возникновением новых и возрождением забытых ценностей.

Требования современного общества завышены к молодежи, ему необходимы грамотные, квалифицированные специалисты. Однако у некоторых учащихся имеется весьма размытое представление о той или иной профессии. Поэтому для некоторых школьников данная тематика может оказаться полезной и интересной при ее углубленном изучении.

Содержание программы рассматривает уже известные знания о таком важном веществе в организме человека как кровь, в то же время знакомит с ранее неизвестными сведениями об этом удивительном веществе.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

Данный курс позволяет углубить и расширить знания об особенностях строения сложных органических веществ и их свойствах; биологическую природу и роль этих веществ в жизни человека. Необходимо углубить понимание химической стороны явлений окружающего мира, роли этих явлений в жизни человеческого общества. Очень важно достичь основной цели – правильного видения мира, явлений природы, умения отличать наукообразие от действительных законов природы.

Используемый в программе курса богатый исторический, научный и публицистический материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения.

В настоящее время необходимо акцентировать внимание учащихся на проблеме выбора профессии, проблеме самоопределения.

Изучив данный курс, школьники будут знать специфику некоторых профессий, таких как лаборант, эксперт-криминалист.

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ТЕМЕ КУРСА.

Темы курса

Содержание занятий

Теор. часть

Прак. часть

Деятельность

уч-ся

 Что такое кровь? История изучения.

Познакомить с понятием «кровь» - более углубленно. Выяснить ранее неизвестные факты в истории изучения крови.

1

Изучение более детально понятия «кровь».

Химия крови.

Познакомить с особенностями состава крови с точки зрения химии и биологии; выяснить причины изменения состава крови и поддержание его постоянства. Резус-фактор.

2

Самостоятельная работа над понятием «состав крови», используя получен6ные ранее знания  по химии и биологии

Демонстрация опытов по исследованию крови с последующим обсуждением

Посещение лаборатории анализа крови. Познакомить с особенностями работы лаборанта, с приемами и методами проведения исследования крови.

2

Наблюдение за выполнением аналитической работы лаборантов.

Два круга кровообращения.

Познакомить с особенностями движения крови в организме человека, с понятием «артериальное давление».

1

Установить причины движения крови в организме человека, значение кровообращения.

Практическое занятие «Измерение артериального давления».

Познакомить с приемами измерения артериального давления.

1

Научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра

Кровь и генетика.

Выяснить  особенности взаимосвязи крови и наследственности, зависимость наследуемой информации и крови.

1

Изучение особенностей исследований в области генетики.

Практическая работа:

«Построение диаграмм, показывающих преобладание групп крови».

Познакомить с особенностями построения диаграмм, провести исследования среди школьников и жителей города с целью выяснения преобладающих групп крови и резус-фактора.

2

Построение диаграмм и графиков, отражающих динамику в численности групп крови и резус-фактора.

Болезни крови.

Познакомить с существующими заболеваниями крови, выяснить причины возникновения болезни.

1

Изучение специфики заболеваний крови человека.

Криминалистика – что это?

Познакомить с профессией эксперта-криминалиста, выяснить особенности деятельности и метода исследований.

2

Изучение специфики профессии эксперта-криминалиста

Практическая работа «Создание проектов по изученной теме».

Работа над созданием проектов по изученному материалу.

2

Составление проектов по предложенным темам.

Итоговое занятие.

Сформировать общие выводы по изученному материалу; познакомиться с позицией каждого ученика по данной теме.

1

Защита проектов.

ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ.

Разделы программы

Цели и задачи

Содержание области знаний

Результаты

Кровь. Состав и свойства крови.

Изучить углубленно понятие «кровь», познакомиться с особенностями состава и свойств крови.

Понятие «кровь», «химический состав крови».

Более грамотно и полно определять понятие «кровь» «состав крови».

Исследования крови.

Познакомить со спецификой работы лаборанта, выяснить способы исследования крови.

Умение наблюдать, делать выводы.

Четко представляют особенности работы лаборанта, знать различные приемы и методы лаб. исследований.

Кровь и генетика.

Познакомить с особенностями науки генетики, выяснить взаимосвязь крови и наследственности.

Понятие «генетика», умение сравнивать и делать общие и частные выводы.

Знание понятия «генетика», особенности взаимосвязи крови и наследственности.

Круги кровообращения.

Выяснить особенности движения крови в организме человека, причины этого движения, познакомить с понятием «арт. давление»

Понятие «артериальное давление», умение определять причины движения крови в организме человека.

Научатся измерять артериальное давление, объяснять причины движения крови в организме человека.

Болезни крови.

Познакомить с заболеваниями крови, выяснить причины возникновения болезней крови.

Основные заболевания крови, болезни, передаваемые через кровь.

Знание основных заболеваний крови человека, причины этих болезней.

Графические отображения исследований.

Познакомить со способами графических отображений полученных данных.

Умение составлять графики и диаграммы результатов исследований.

Практические знания в области графических измерений.

Криминалистика.

Сформировать понятие «криминалистика». Выяснить специфику работы эксперта-криминалиста.

Понятие «криминалистика»

Четкое представление об особенностях работы эксперта-криминалиста.

Проектная деятельность.

Познакомить с особенностями проектной деятельности.

Работа над созданием проектов по изученному материалу.

Составление проектов по предложенным темам.

Итоговое занятие

Сформировать общие выводы по изученной теме.

Умение определять область работы специалистов, работающих по этой теме. Умения защищать проекты.

Расширить знания о многообразии профессий, о специфике их работы. Создание и защита проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

  1. Глинка Н.А. Общая химия. Ленинград: Химия, 1988г.

  1. Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука 1978г.

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1989г.

  1. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981г.

  1. Оранский И.Е., Столбун Б.М. Пособие по функциональной диагностике для лаборантов. М.: Медицина, 1983г.

  1. Розен Б.Я. Химия – союзник медицины. М.: Медицина, 1979г.

  1. Трошин А.С., Трошина В.п. Физиология клетки. М.: Просвещение, 1979г.

  1. Хрипкова А.Г. и др. Физиология человека. М. 1986г.

  1. Биология в школе № 1, 1989г. стр. 68. Семенова В.Г. Тайна анатомии.

  1.  Биология в школе № 3, 1993г. стр. 50. Внутренняя среда организма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.

  1. Большая советская энциклопедия. Т.23 ГНИ.

  1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1993г.

  1.  Глинка Н.А. Общая химия. Ленинград: Химия, 1988г.

  1. Детская энциклопедия. Т. 5 Человек. М. 1975г.

  1. Мир химии. Санкт-Петербург. М.: М-Экспресс, 1995г.

  1. Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984г.

  1. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1982г.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА

  1. Расширить и углубить знания учащихся о крови, кровообращении, значении крови.
  2. Сформировать представления о разнообразии профессий, связанных с изучаемой темой и полученными знаниями.
  3.  Практическое применение знаний в области самореализации в профессиональном пространстве.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА.

  1. Познакомить с особенностями строения и состава крови с точки зрения межпредметных связей.
  2. Сформировать начальные умения и навыки использования приемов для оценки собственной позиции в рассматриваемой проблеме.
  3. Способствовать приобретению более глубоких знаний по предлагаемой теме.
  4. Познакомить с интересными и ранее неизученными фактами по данной теме в школьной программе.
  5. Познакомить с профессиями лаборанта и эксперта-криминалиста.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

  1. Лекции и семинары.
  2. Практические занятия.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Демонстрация.
  5. Создание проблемных ситуаций.
  6. Создание проектов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  • Учащиеся будут знать более детальный состав крови;
  • Будут знать, и уметь определять группу крови, резус-фактор;
  • Познакомятся с элементами связи крови и генетики;
  • Будут знать, что такое криминалистика;
  • Будут уметь анализировать полученные опытным путем данные.

        

ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ.

  • Кровь – жидкая ткань организма.

  • Гемофилия – болезнь королей.

  • Анализ крови.

  • Химические вещества крови.

  • Деятельность эксперта-криминалиста.

Приложение

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ

«ХИМИЯ КРОВИ».

Вопросы для рассмотрения

Вопросы и задания

Литература

Состав крови.

  1. Определите химический состав крови.
  2.  Какие химические вещества входят в состав крови?
  3.  Какое значение они имеют?

Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978г.

Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М.: Просвещение, 1979г.

Свойства крови.

  1. Какие биологические свойства характерны для крови?
  2.  Какие химические свойства характерны для крови?
  3.  Чем определяются эти свойства?

Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978г.

Сонин  Н.И. Биология, учебник для 8 класса. М.: Просвещение, 2001г.

Постоянство состава крови.

  1. Для чего необходимо поддерживать постоянство состава крови?
  2. Какие причины вызывают изменение состава крови?
  3. Какими путями поддерживается постоянство состава крови?

Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978г.

Батуев А.С. Биология, учебник для 9 класса. М.: Просвещение, 1994г.

Значение крови в организме человека.

Какое значение имеет крови?

Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978г.

Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации эксперту для оформления заключения по результатам экспертизы программы элективного курса

Данный материал может пригодиться для оформление заключения эксперта элективного курса. Составлен в соответствии с требованиями к программам элективных курсов...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа (Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров)

Рабочая программа (Специальность: Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров)...