Программа элективного курса "Внимание, экспертиза!"
элективный курс по биологии (9 класс)
Программа элективного курса "Внимание, экспертиза!" имеет профориентационную направленность и знакомит учащихся 9 класса с некоторыми профессиями данной тематики.
Содержание программы рассматривает уже известные знания о таком важном веществе в организме человека как кровь, в то же время знакомит с ранее неизвестными сведениями об этом удивительном веществе. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ХИМИИ И БИОЛОГИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Разработала: учитель химии и биологии
МБОУ ООШ № 1 г. Слюдянка
Цыбикова Светлана Геннадьевна
г. Слюдянка
2019 г.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Внимание, экспертиза!» предназначена для учащихся 9 классов.
Сегодня часто можно услышать вопрос «Зачем учить химию в школе?». Многим учащимся этот предмет неинтересен в силу индивидуальных способностей и особенностей мышления.
В процессе обучения учащимся необходимо приобретение практических знаний по естественнонаучным дисциплинам. Учебно-воспитательный процесс в настоящее время ориентирован на удовлетворение интересов, потребностей и способностей детей. Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования общественного сознания, возникновением новых и возрождением забытых ценностей.
Требования современного общества завышены к молодежи, ему необходимы грамотные, квалифицированные специалисты. Однако у некоторых учащихся имеется весьма размытое представление о той или иной профессии. Поэтому для некоторых школьников данная тематика может оказаться полезной и интересной при ее углубленном изучении.
Содержание программы рассматривает уже известные знания о таком важном веществе в организме человека как кровь, в то же время знакомит с ранее неизвестными сведениями об этом удивительном веществе.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Данный курс позволяет углубить и расширить знания об особенностях строения сложных органических веществ и их свойствах; биологическую природу и роль этих веществ в жизни человека. Необходимо углубить понимание химической стороны явлений окружающего мира, роли этих явлений в жизни человеческого общества. Очень важно достичь основной цели – правильного видения мира, явлений природы, умения отличать наукообразие от действительных законов природы.
Используемый в программе курса богатый исторический, научный и публицистический материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения.
В настоящее время необходимо акцентировать внимание учащихся на проблеме выбора профессии, проблеме самоопределения.
Изучив данный курс, школьники будут знать специфику некоторых профессий, таких как лаборант, эксперт-криминалист.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ТЕМЕ КУРСА.
Темы курса | Содержание занятий | Теор. часть | Прак. часть | Деятельность уч-ся |
Что такое кровь? История изучения. | Познакомить с понятием «кровь» - более углубленно. Выяснить ранее неизвестные факты в истории изучения крови. | 1 | Изучение более детально понятия «кровь». | |
Химия крови. | Познакомить с особенностями состава крови с точки зрения химии и биологии; выяснить причины изменения состава крови и поддержание его постоянства. Резус-фактор. | 2 | Самостоятельная работа над понятием «состав крови», используя получен6ные ранее знания по химии и биологии | |
Демонстрация опытов по исследованию крови с последующим обсуждением | Посещение лаборатории анализа крови. Познакомить с особенностями работы лаборанта, с приемами и методами проведения исследования крови. | 2 | Наблюдение за выполнением аналитической работы лаборантов. | |
Два круга кровообращения. | Познакомить с особенностями движения крови в организме человека, с понятием «артериальное давление». | 1 | Установить причины движения крови в организме человека, значение кровообращения. | |
Практическое занятие «Измерение артериального давления». | Познакомить с приемами измерения артериального давления. | 1 | Научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра | |
Кровь и генетика. | Выяснить особенности взаимосвязи крови и наследственности, зависимость наследуемой информации и крови. | 1 | Изучение особенностей исследований в области генетики. | |
Практическая работа: «Построение диаграмм, показывающих преобладание групп крови». | Познакомить с особенностями построения диаграмм, провести исследования среди школьников и жителей города с целью выяснения преобладающих групп крови и резус-фактора. | 2 | Построение диаграмм и графиков, отражающих динамику в численности групп крови и резус-фактора. | |
Болезни крови. | Познакомить с существующими заболеваниями крови, выяснить причины возникновения болезни. | 1 | Изучение специфики заболеваний крови человека. | |
Криминалистика – что это? | Познакомить с профессией эксперта-криминалиста, выяснить особенности деятельности и метода исследований. | 2 | Изучение специфики профессии эксперта-криминалиста | |
Практическая работа «Создание проектов по изученной теме». | Работа над созданием проектов по изученному материалу. | 2 | Составление проектов по предложенным темам. | |
Итоговое занятие. | Сформировать общие выводы по изученному материалу; познакомиться с позицией каждого ученика по данной теме. | 1 | Защита проектов. |
ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ.
Разделы программы | Цели и задачи | Содержание области знаний | Результаты |
Кровь. Состав и свойства крови. | Изучить углубленно понятие «кровь», познакомиться с особенностями состава и свойств крови. | Понятие «кровь», «химический состав крови». | Более грамотно и полно определять понятие «кровь» «состав крови». |
Исследования крови. | Познакомить со спецификой работы лаборанта, выяснить способы исследования крови. | Умение наблюдать, делать выводы. | Четко представляют особенности работы лаборанта, знать различные приемы и методы лаб. исследований. |
Кровь и генетика. | Познакомить с особенностями науки генетики, выяснить взаимосвязь крови и наследственности. | Понятие «генетика», умение сравнивать и делать общие и частные выводы. | Знание понятия «генетика», особенности взаимосвязи крови и наследственности. |
Круги кровообращения. | Выяснить особенности движения крови в организме человека, причины этого движения, познакомить с понятием «арт. давление» | Понятие «артериальное давление», умение определять причины движения крови в организме человека. | Научатся измерять артериальное давление, объяснять причины движения крови в организме человека. |
Болезни крови. | Познакомить с заболеваниями крови, выяснить причины возникновения болезней крови. | Основные заболевания крови, болезни, передаваемые через кровь. | Знание основных заболеваний крови человека, причины этих болезней. |
Графические отображения исследований. | Познакомить со способами графических отображений полученных данных. | Умение составлять графики и диаграммы результатов исследований. | Практические знания в области графических измерений. |
Криминалистика. | Сформировать понятие «криминалистика». Выяснить специфику работы эксперта-криминалиста. | Понятие «криминалистика» | Четкое представление об особенностях работы эксперта-криминалиста. |
Проектная деятельность. | Познакомить с особенностями проектной деятельности. | Работа над созданием проектов по изученному материалу. | Составление проектов по предложенным темам. |
Итоговое занятие | Сформировать общие выводы по изученной теме. | Умение определять область работы специалистов, работающих по этой теме. Умения защищать проекты. | Расширить знания о многообразии профессий, о специфике их работы. Создание и защита проектов. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
- Глинка Н.А. Общая химия. Ленинград: Химия, 1988г.
- Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука 1978г.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1989г.
- Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981г.
- Оранский И.Е., Столбун Б.М. Пособие по функциональной диагностике для лаборантов. М.: Медицина, 1983г.
- Розен Б.Я. Химия – союзник медицины. М.: Медицина, 1979г.
- Трошин А.С., Трошина В.п. Физиология клетки. М.: Просвещение, 1979г.
- Хрипкова А.Г. и др. Физиология человека. М. 1986г.
- Биология в школе № 1, 1989г. стр. 68. Семенова В.Г. Тайна анатомии.
- Биология в школе № 3, 1993г. стр. 50. Внутренняя среда организма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.
- Большая советская энциклопедия. Т.23 ГНИ.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1993г.
- Глинка Н.А. Общая химия. Ленинград: Химия, 1988г.
- Детская энциклопедия. Т. 5 Человек. М. 1975г.
- Мир химии. Санкт-Петербург. М.: М-Экспресс, 1995г.
- Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984г.
- Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1982г.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА
- Расширить и углубить знания учащихся о крови, кровообращении, значении крови.
- Сформировать представления о разнообразии профессий, связанных с изучаемой темой и полученными знаниями.
- Практическое применение знаний в области самореализации в профессиональном пространстве.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА.
- Познакомить с особенностями строения и состава крови с точки зрения межпредметных связей.
- Сформировать начальные умения и навыки использования приемов для оценки собственной позиции в рассматриваемой проблеме.
- Способствовать приобретению более глубоких знаний по предлагаемой теме.
- Познакомить с интересными и ранее неизученными фактами по данной теме в школьной программе.
- Познакомить с профессиями лаборанта и эксперта-криминалиста.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
- Лекции и семинары.
- Практические занятия.
- Самостоятельная работа.
- Демонстрация.
- Создание проблемных ситуаций.
- Создание проектов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Учащиеся будут знать более детальный состав крови;
- Будут знать, и уметь определять группу крови, резус-фактор;
- Познакомятся с элементами связи крови и генетики;
- Будут знать, что такое криминалистика;
- Будут уметь анализировать полученные опытным путем данные.
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ.
- Кровь – жидкая ткань организма.
- Гемофилия – болезнь королей.
- Анализ крови.
- Химические вещества крови.
- Деятельность эксперта-криминалиста.
Приложение
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ
«ХИМИЯ КРОВИ».
Вопросы для рассмотрения | Вопросы и задания | Литература |
Состав крови. |
| Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978г. Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М.: Просвещение, 1979г. |
Свойства крови. |
| Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978г. Сонин Н.И. Биология, учебник для 8 класса. М.: Просвещение, 2001г. |
Постоянство состава крови. |
| Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978г. Батуев А.С. Биология, учебник для 9 класса. М.: Просвещение, 1994г. |
Значение крови в организме человека. | Какое значение имеет крови? | Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978г. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации эксперту для оформления заключения по результатам экспертизы программы элективного курса
Данный материал может пригодиться для оформление заключения эксперта элективного курса. Составлен в соответствии с требованиями к программам элективных курсов...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Рабочая программа (Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров)
Рабочая программа (Специальность: Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров)...