Конспект урока по биологии в 6 классе "Особенности питания и пищеварения у животных".
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок "Питание животных" включает в себя изучение нового материала. Дети знакомятся с процессами питания и типами пищеварения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Питание животных | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Особенности питания и пищеварения у животных (Слайд 1).
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных (Слайд 2) .
Задачи урока:
- Раскрыть особенности питания и пищеварения у животных.
- Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.
- Показать усложнение пищеварительных систем животных в ходе эволюции.
- Продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы, работать с разными источниками информации.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Структура урока:
- Актуализация знаний.
- Особенности питания животных.
- Разнообразие способов получения пищи животными.
- Усложнение питания и пищеварения в ходе эволюции от одноклеточных до позвоночных животных.
- Закрепление. Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Постановка темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы разберём тему «Особенности питания и пищеварения у животных», мы будем говорить о разнообразии типов питания и способов получения энергии, рассмотрим как в ходе эволюции усложнялась пищеварительная система животных.
- Какие типы питания вы знаете, назовите их?
(Автотрофное и гетеротрофное). (Слайд 3).
- К какому типу относятся животные? (К гетеротрофному типу).
III. Проверка домашнего задания.
- Ребята, прежде чем говорить об особенностях питания и пищеварения у животных, вспомним, как питаются растения? (Большинству растений свойственно почвенное и воздушное питание (Слайд 4). При почвенном питании (Слайд 5) растения с помощью корня поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, которые по проводящим тканям подаются в листья.
Зелёные листья – основные органы воздушного питания (Слайд 6). В них через специальные щелевидные клеточные образования – устьица поступает воздух, из которого растения используют лишь углекислый газ. Хлоропласты листа содержат зелёный пигмент хлорофилл. Он обладает удивительной способностью улавливать солнечную энергию. Используя эту энергию, растения путём сложных химических превращений из простых неорганических веществ образуют необходимые им органические вещества. Этот процесс называют фотосинтезом. В ходе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую, заключённую в органических молекулах. Образовавшиеся органические вещества из листьев оттекают в другие части растения, где расходуются на процессы жизнедеятельности или откладываются в запас.
- Какое значение для жизни на Земле имеет процесс фотосинтеза? (Фотосинтез имеет огромное значение для жизни на Земле, так как именно зелёные растения, «запасая» солнечную энергию, делают её доступной для других живых организмов – грибов, животных, человека, а выделяемый при этом кислород используется всеми живыми организмами для дыхания).
Выполнение теста.
Тест. Выберите правильный ответ.
1). Сложные процессы, протекающие в зелёных клетках растения, приводят к образованию:
а) сахара, который затем превращается в крахмал;
б) крахмала, который затем превращается в сахар;
в) крахмала или сахара.
2). В процессе фотосинтеза в атмосферу выделяется:
а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот и углекислый газ.
IV. Обобщение по д/з.
- Питанием у растений называется совокупность процессов поступления углекислого газа, воды и растворённых в ней минеральных солей, а также образования в клетках, содержащих хлорофилл, органических веществ и их потребление в процессе роста и развития.
V. Изучение нового материала.
- Питание у животных включает совокупность иных процессов (Слайд7).
Питание животных
поступление питательных веществ
переваривание
всасывание
усвоение
- Итак, животные, как гетеротрофные организмы, питаются готовой пищей, которую им надо преобразовать, чтобы усвоить.
Процесс превращения сложных органических веществ пищи в более простые, доступные для усвоения организмом, называется - пищеварением (Слайд 8).
- Различают три основных типа пищеварения (Слайд 9).
Пищеварение.
- Внутриклеточное (пищеварительные вакуоли – одноклеточные).
- Внеклеточное (во внешней среде под действием ферментов – кишечнополостные, головоногие, ракообразные).
- Мембранное (поверхность стенок эпителия кишечника – беспозвоночные, позвоночные).
VI. Знакомство учащихся с представителями различных групп животных по способу питания.
- Способы получения пищи животными очень разнообразны. Одни питаются лишь подвижной добычей (лягушки), другие поедают растения, третьи всеядные и т. д. В зависимости от способов питания, типа пищи и других критериев животные подразделяются на многочисленные группы (Слайд10).
Животные.
Растительноядные Трупоеды
Хищники Симбионты
Паразиты Всеядные
- Запишите схему себе в тетрадь.
(Слайд 11).
Внимания! Понятия!
- Растительноядные. Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни.
- Хищники. Пищей являются другие животные.
- Трупоеды. Питаются остатками организмов.
- Паразиты. Питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
- Симбионты. Организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
- Всеядные. Питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
- Ребята, сейчас распределите животных по группам питания. Индивидуальная работа в группах.
(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)
Самостоятельная работа.
После окончания работы учащиеся осуществляют проверку друг друга. Ответы проецируются на экране. (Слайд12).
- Вам знакомо уже понятие «Эволюция», и вы знаете, что в ходе развития животных происходили различные изменения (усложнения или упрощения) в организации их органов и систем органов. Претерпела такие изменения в ходе эволюции и пищеварительная система. Впервые полная пищеварительная система появилась у кольчатых червей (наиболее хорошо она развита у дождевого червя) (Слайд13) и представлена ртом, глоткой, пищеводом, зобом, желудком, кишечником и анальным отверстием.
- Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим, как происходит пищеварение у простейших организмов, у кишечнополостных, у планарии, (диск к учебнику).
Ферменты – это вещества обеспечивающие переваривание пищи (Слайд14).
VII. Вывод по уроку.
- Ребята, давайте сделаем вывод.
- Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
- У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.
- Существуют разные группы животных по способу питания.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что у нас получилось хорошо?
- Что мы для этого делали?
- Довольны ли мы результатом?
- Сегодня я понял…
- Сегодня я научился…
IX. Д/З. (Слайд)
Стр. 70-72. Ответить на вопросы.
Карточка № 3.
Какие утверждения верны?
- Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.
- В результате пищеварения сложные питательные вещества становятся доступными для усвоения.
- Животные потребляют готовые органические вещества.
- Процесс поглощения корнем из почвы воды и минеральных солей называется почвенным питанием.
- Кишечнополостные не имеют пищеварительной системы.
- Все животные всеядны.
- Только среди животных встречаются паразиты.
- Гидры имеют только ротовое отверстие.
- Ферменты – это особые химические вещества, способствующие пищеварению.
- При фотосинтезе в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Значение и состав пищи. Органы пищеварения".
Краткий конспект урока биологии....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Конкурс "Учитель года 2016". Учебное занятие в 6 классе по теме: "Особенности питания и пищеварения у животных".
https://youtu.be/q0DMfKopUM...
Урок биологии 6 класс "Питание и пищеварение у животных"
Урок биологии 6 класс по линии Сонина (вертикаль) "Питание и пищеварение у животных" и технологическая карта...
конспект урока по биологии 8 класс. Анатомия. "Питание и пищеварение"
Конспект представляет сценарий урока и приложение к уроку. Таблицы и презентация....