Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии в 9 классе «Основы медицинских знаний»
рабочая программа по биологии
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии в 9 классе «Основы медицинских знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_9_klass_osnovy_meditsinskih_znaniy.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17» г. Нижневартовска
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по биологии в 9 классе
«Основы медицинских знаний»
учителя Яковлевой Натальи Валентиновны
г. Нижневартовск, 2023
Пояснительная записка.
Нормативное обеспечение
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- Письмо Минобразования и науки России от 12.05. 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
- письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;
- Основная образовательная программа МБОУ «Средняя школа №17»;
- Устав МБОУ «Средняя школа №17».
Программа «Линия жизни» предназначена для учащихся 9 классов средней школы. Она позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Программа направлена на достижение цели: формирование у учащихся системного представления об основных царствах живой природы и их роли в биосфере.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить способность учащихся участвовать во взаимной деятельности с учителем для достижения поставленной цели.
5. Воспитать ответственное отношение к собственной деятельности и умение понимать ее значимость для построения своей образовательной траектории.
Преподавание данного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями. Программа «Линия жизни» способствует подготовке школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору профессий биологического и медицинского профиля.
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений.
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. При изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися, участие в конференциях, ролевых играх, а также тестирование. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, а также яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.
Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.
Задачи курса:
- -расширить и углубить знания учащихся по валеологии;
- -использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека;
- -показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;
- - расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;
- -учащиеся должны уметь излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы.
Содержание программы.
- Введение. Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве.
- Здоровый образ жизни. Образ жизни - фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье. Влияние питания на здоровье. Рациональное питание - один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.) Искусственная пища. Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа «Составление ежедневного рациона питания».
- Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Аутотренинг, релаксация. Закаливание и его влияние на здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны. Практические занятия «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения».
Тематический план.
№ | Наименование темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
Введение. | 1 | |||
1 | Предмет и задачи курса «Основы медицинских знаний» | Лекция | Конспект | |
Здоровый образ жизни. | 10 | |||
2 | Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. | Беседа, психологический тест. | Конспект | |
3 | Творчество и долголетие. | Беседа, психологический тест. | Конспект | |
4 | Жизнь в экстремальных условиях. | Лекция | Конспект | |
5 | Природная среда – источник инфекционных заболеваний. | Лекция | Конспект | |
6 | Шум и здоровье. | Беседа | Конспект | |
7 | Культура питания. | Беседа, психологический тест. | Конспект | |
8 | Лечение музыкой. | Беседа | Конспект | |
9 | Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. | Беседа | Конспект | |
10 | Аутотренинг, релаксация. | Практическая работа | Эксперимент | |
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. | 15 | |||
11 | Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. | Лекция | Конспект | |
12 | Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. | Лекция | Конспект | |
13 | Виды кровотечений и их характеристика. | Беседа | Конспект | |
14 | Первая медицинская помощь при ранениях. | Лекция | Конспект | |
15 | Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. | Практическая работа | Эксперимент | |
16 | Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности | Практическая работа | Эксперимент | |
17 | Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности. | Практическая работа | Эксперимент | |
18 | Первая медицинская помощь при кровотечениях. | Беседа | Конспект | |
19 | Первая помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях. | Лекция | Конспект | |
20 | Понятие о переломах и травматическом шоке. | Лекция | Конспект | |
21 | Первая медицинская помощь при переломах. | Лекция | Конспект | |
22 | Первая медицинская помощь при ожогах. | Конспект | ||
23 | Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. | Лекция | Конспект | |
24 | Первая медицинская помощь при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми. | Беседа | Конспект | |
25 | Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи. | Зачет | Эксперимент | |
Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними. | 3 | |||
26 | Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней. | Лекция | Конспект | |
27 | Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. | Лекция | Конспект | |
28 | Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными. | Лекция | Конспект | |
Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях. | 5 | |||
29 | Обязанности персонала по уходу за больными в процессе их лечения. | Лекция | Конспект | |
30 | Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. | Беседа | Конспект | |
31 | Выполнение процедур в лечебных учреждениях. | Экскурсия в больницу | Конспект | |
32 | Применение лекарственных средств при лечении больных. | Лекция | Конспект | |
33 | Транспортировка больных. | Лекция | Конспект | |
34 | Итоговое занятие | 1 | Зачет | Презентация |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм.
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
- доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных
опасных или бытовых ситуациях
Информационное обеспечение курса.
Список литературы.
1.Н.Д.Андреева «Основы рационального питания. Нормы питания.» Биология в школе, №7,2004г.
2.Ю. В. Жданов,В. М. Назаренко «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2004г.
3.В. И. Касаткина «Педагогика здоровья»,М.,Линка-Пресс, 1999 г.
4.Н. П. Майорова,Е.Е.Чепурных,С.М. Шурух «Обучение жизненно важным навыкам»,С.Петербург,2002г.
5.Н.Е.Макарова «Раздельное питание»,Минск,Харвест,1998г.
6.А.Микитин «Азбука питания»,Ростов-на-Дону «Феникс»,1998 г.
7.В.С.Рохлов «Школьный практикум.Биология.Человек», М.,Дрофа,1998г.
8.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г.
9.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2001г.
10.А.Н.Сизанов «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет», Минск , «Полымя», 2000 год
11.В.В.Гаевая «За здоровый образ жизни», Волгоград, «Учитель», 2009 год
12. М.В.Высоцкая «Экология – элективные курсы», Волгоград, «Учитель», 2009 год
13.Н.Н.Шапцева «Наш выбор – здоровье», Волгоград, «Учитель», 2009 год
14.М.И.Гоголев, Б.А. Гайко «Основы медицинских знаний учащихся», Москва, «Просвещение», 1991 год.
Видео и аудио продукция.
1.Загадки человеческого тела – сборник компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006 год.
2.Аудио продукция: «Исцеляющая сила музыки», «Музыка для релаксации», «Йога»; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Основы медицинских знаний» 10-11 классы
Программа курса «Основы медицинских знаний» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии. Содержание и структура курса...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся не готовы к выбору специализации, поэтому необходимо ...
Методическая разработка по курсу ОБЖ "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"
Тема "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"Пpeзeнтация методич...
тест по обж 7 класс "основы медицинских знаний"
здесь находятся тесты по оказанию первой медицинской помощи для 7 классов по предмету обж...
Элективный курс по биологии "Основы медицинских знаний"
Программа элективного курса по биологии разработана для учащихся 9 классов общеобразовательной школы....
Рабочая программа элективного курса "Основы медицинских знаний" для 8 класса
Выбор профессии определяет весь жизненный путь человека. Этому способствует профессиональная ориентация учащихся. Задача учителя -выявить профессиональный интерес учащегося, оказать психол...
Программа элективного курса по биологии «Основы медицинских знаний».
Программа элективного курса по биологии«Основы медицинских знаний»8 класс.Курс рассчитан на 35 часов....