Программа элективного курса по биологии «Основы медицинских знаний».
элективный курс (8 класс)
Программа элективного курса по биологии
«Основы медицинских знаний»
8 класс.
Курс рассчитан на 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса "Основы медицинских знаний" | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования г. Нягань
“Средняя образовательная школа №1”
РАССМОТРЕННО: на заседании ШМО учителей естественных наук протокол №1 от 29 августа 2019 г. | ПРИНЯТО: на заседании АМНС Протокол №1 от 30 августа 2019 | УТАЕРЖДАЮ: Директор МБОУ МО г. Нягань “СОШ№1” _________________ Л.Е. Мефодий Приказ № от 30 августа 2019г. |
Программа элективного курса по биологии
«Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни»
8 класс.
Курс рассчитан на 35 часов.
Составила:
учитель биологии
Т.В. Терезова
2019 год
Аннотация для родителей и учащихся
Элективный курс «Основы медицинских знаний» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.
Пояснительная записка.
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений. Элективный курс рассчитан на 35 часа. Содержание учебного материала данного курса соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по медицине призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору медицинского профиля учащихся; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости медицины в различных областях, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической медициной; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.
Новизна предлагаемой методики обучения состоит в том, что программа элективного курса ориентирована на работу по комплексной схеме «школа – дополнительное образование – учреждение профессионального образования – трудовая деятельность». В этом случае учреждения профессионального образования принимают не просто уже увлеченных делом абитуриентов, а людей, имеющих свое мнение о некоторых позициях, по состоянию дел в отрасли, состоявшихся (как прошедших начальную профильную подготовку) личностей. В свою очередь, обучающиеся могут не только выбрать то или иное учреждение профессионального образования с целью продолжения дальнейшей учебы, но и осознанно проанализировать свои возможности при выборе будущего места работы.
Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных навыков оказания первой помощи, так как практическая часть курса в полной мере подразумевает данную возможность.
Направленность программы по содержанию поддерживает - медицинский профиль, по функциональному предназначению - предпрофессиональная, по форме организации - групповой, по времени - краткосрочной.
Результатом изучения элективного курса "Основы медицинских знаний" является урок-зачет(конференция) с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое знание вопросов медицины, но и практические навыки, полученные на занятиях курса. Итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии.
Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.
Задачи курса
1.Формирование умения и навыков комплексного осмысления знаний, полученных на уроках биологии.
2.Формирование познавательных УУД через самостоятельную, познавательную,
исследовательскую, творческую деятельность учащихся по овладению основными
медицинскими терминами и понятиями.
3. Развитие регулятивных УУД через использование учащимися различных
источников информации.
4. Развитие коммуникативных УУД учащихся через работу в группах, публичные
выступления, использование дискуссионных форм обучения и интерес к профессиям,
связанных с медициной.
Теоретический материал курса неразрывно связан с практикой, и каждое занятие
является логическим продолжением предыдущего, а овладение практическими навыками
предполагает активную самостоятельную и исследовательскую работу учащихся, что
обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Система занятий
ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному
поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание программы.
1. Введение. 1 час
Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве.
2. Здоровый образ жизни. 9 часов
Образ жизни - фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье. Влияние питания на здоровье. Рациональное питание - один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.) Искусственная пища. Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа «Составление ежедневного рациона питания». Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Аутотренинг, релаксация. Закаливание и его влияние на здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны. Практические занятия «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения».
3. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. 15 часов.
Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности. Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности. Понятие о переломах и травматическом шоке. Первая медицинская помощь при ожогах. Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. Первая медицинская помощь при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми.
4. Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними. 3 часа.
Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней. Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными.
5. Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях. 5 часов
Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. Применение лекарственных средств при лечении больных. Транспортировка больных.
6. Урок – отчет об исследовательской работе по одной из тем курса. 2часа.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм.
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
- доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях; - оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Результат моей работы: учащиеся 9 класса выполнили проект «Мой Центр Здоровья». https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/12/24/proekt-moy-tsentr-zdorovya
Информационное обеспечение курса.
Список литературы.
1.Н.Д.Андреева «Основы рационального питания. Нормы питания.» Биология в школе, №7,2010г.
2.Ю. В. Жданов,В. М. Назаренко «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2010г.
3.В. И. Касаткина «Педагогика здоровья»,М.,Линка-Пресс, 2009 г.
4.Н. П. Майорова,Е.Е.Чепурных,С.М. Шурух «Обучение жизненно важным навыкам»,С.Петербург,2009г.
5.Н.Е.Макарова «Раздельное питание»,Минск,Харвест,2008 г.
6.А.Микитин «Азбука питания»,Ростов-на-Дону «Феникс»,2010 г.
7.В.С.Рохлов «Школьный практикум.Биология.Человек», М.,Дрофа,2012 г.
8.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,2012г.
9.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2012г.
10.А.Н.Сизанов «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет», Минск , «Полымя», 2017 год
11.В.В.Гаевая «За здоровый образ жизни», Волгоград, «Учитель», 2018 год
12. М.В.Высоцкая «Экология – элективные курсы», Волгоград, «Учитель», 2018 год
13.Н.Н.Шапцева «Наш выбор – здоровье», Волгоград, «Учитель», 2018 год
14.М.И.Гоголев, Б.А. Гайко «Основы медицинских знаний учащихся», Москва, «Просвещение», 2011 год.
Видео и аудио продукция.
1.Загадки человеческого тела – сборник компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2010 год.
2.Аудио продукция: «Исцеляющая сила музыки», «Музыка для релаксации», «Йога»; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2009 год.
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Наименование темы | Количество часов | Дата проведения | Форма проведения | Техническое оснащение |
Введение. | |||||
1 | Предмет и задачи курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | 1 | 2.09 | Лекция | Слайдовая презентация |
Здоровый образ жизни. | 9 | ||||
2 | 1.Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. | 8.09 | Беседа, психологический тест. | Слайдовая презентация | |
3 | 2.Творчество и долголетие. | 15.09 | Беседа, психологический тест. | Библиотечный каталог, интернет-ресурсы | |
4 | 3.Жизнь в экстремальных условиях. | 22.09 | Лекция | Слайдовая презентация | |
5 | 4.Природная среда – источник инфекционных заболеваний. | 6.10 | Лекция | ||
6 | 5.Шум и здоровье. | 13.10 | Беседа | Слайдовая презентация | |
7 | 6.Культура питания. | 20.10 | Беседа, психологический тест. | Слайдовая презентация | |
8 | 7Лечение музыкой. | 27.10 | Беседа | ||
9 | 8.Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. | 10.11 | Беседа | Слайдовая презентация | |
10 | 9.Аутотренинг, релаксация. | 17.11 | Практическая работа | Слайдовая презентация | |
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. | 15 | ||||
11 | 1.Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. | 19.11 | Лекция | Слайдовая презентация | |
12 | 2.Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. | 24.11 | Лекция | Слайдовая презентация | |
13 | 3.Виды кровотечений и их характеристика. | 1.12 | Беседа | Слайдовая презентация | |
14 | 4.Первая медицинская помощь при ранениях. | 8.12 | Лекция | Слайдовая презентация | |
15 | 5.Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. | 15.12 | Практическая работа | Библиотечный каталог, интернет-ресурсы | |
16 | 6.Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности | 22.12 | Практическая работа | Библиотечный каталог, интернет-ресурсы | |
17 | 7.Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности. | 12.01 | Практическая работа | Библиотечный каталог, интернет-ресурсы | |
18 | 8.Первая медицинская помощь при кровотечениях. | 19.01 | Беседа | Слайдовая презентация | |
19 | 9.Первая помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях. | 26.01 | Лекция | Слайдовая презентация | |
20 | 10.Понятие о переломах и травматическом шоке. | 2.02 | Лекция | Слайдовая презентация | |
21 | 11.Первая медицинская помощь при переломах. | 9.02. | Лекция | Слайдовая презентация | |
22 | 12.Первая медицинская помощь при ожогах. | 16.02 | Слайдовая презентация | ||
23 | 13.Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. | 2.03. | Лекция | Слайдовая презентация | |
24 | 14.Первая медицинская помощь при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми. | 9.03 | Беседа | Слайдовая презентация | |
25 | 15.Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи. | 16.03 | Зачет | ||
Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними. | 3 | ||||
26 | 1.Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней. | 6.04 | Лекция | Слайдовая презентация | |
27 | 2. Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. | 13.04 | Лекция | Слайдовая презентация | |
28 | 3.Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными. | 20.04 | Лекция | Слайдовая презентация | |
Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях. | 5 | ||||
29 | 1.Обязанности персонала по уходу за больными в процессе их лечения. | 27.04. | Лекция | Слайдовая презентация | |
30 | 2.Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. | 4.05 | Беседа | Слайдовая презентация | |
31 | 3.Выполнение процедур в лечебных учреждениях. | 11.04 | Экскурсия в больницу | ||
32 | 4.Применение лекарственных средств при лечении больных. | 18.05 | Лекция | Слайдовая презентация | |
33 | 5.Транспортировка больных. | 25.05 | Лекция | Слайдовая презентация | |
34 35 | Урок – отчет об исследовательской работе по одной из тем курса. | 2 | 29.05 30.05 | Зачет | Слайдовая презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору "Основы медицинских знаний"
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...
Программа элективного курса "Биохимия и основами молекулярной биологии и биотехнологии"
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля....
Методические основы организации элективного курса по теме «Основы медицинских знаний» для предпрофильного биологического образования школьников.
Цель данного курса в формировании валеологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к личному здоровью. Программа опирается на соде...
Элективный курс по биологии "Основы медицинских знаний"
Программа элективного курса по биологии разработана для учащихся 9 классов общеобразовательной школы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы медицинских знаний»
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...
Программа элективного курса по биологии «Основы генетики и геномики человека».
Программа элективного курса по биологии «Основы генетики и геномики человека»....
Программа элективного курса по биологии «Основы антропологии» VIII класс
Из всех разделов биологии в школьной программе имеется только один, посвященный изучению человеческого организма, - «Человек». В его содержании преобладают...