Технологическая карта урока по биологии в 5 классе: "Среды жизни планеты Земля"
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Раздаточный материал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_po_biologii_5_klass.docx24.76 КБ
Файл kartochki_po_biologii_na_rmo.docx803.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды жизни планеты Земля»

Тема урока

Среды жизни планеты Земля

Тип урока

Урок изучения нового материала

Дата урока

год

Информационно – методическое обеспечение

УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2018 г.; компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.

Цель урока

Познакомимся с отличительными особенностями разных сред обитания, и организмы, заселяющие их.

Формы и методы обучения

Методы: частично – поисковые

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Водная, Почвенная, Наземно – воздушная, организменная среды.

Планируемые результаты

познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;

регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;

коммуникативные – работать индивидуально, корректно взаимодействовать друг с другом.

Этап

Содержание

Методы

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Приветствие, дети оценивают своё настроение - смайликом

Приветствует обучающихся, просит оценить своё настроение, проверить готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Самопроверка

Регулятивные:

Самоконтроль учебной деятельности

Актуализация знаний

Ребята давайте вспомним пройденный материал и ответим на вопросы:

а) Что такое фауна? Флора?

б) Какие организмы носят названия простейших? Почему?

в) Какие царства живой природы вам известны?

г) Ребята, а к какому из этих царств относимся мы с вами?

Словесный

(беседа)

Организует диалог с учащимися по вопросам.

Отвечают устно на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные– формулирование ответов на поставленные вопросы.

Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова

В игровой ситуации дать определение среды обитания.

Словесный

(беседа), наглядный

Слайды

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

Определяют места обитания, объясняют понятия термина: среда обитания.

Определяют тему урока;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Словесная оценка учителя

Регулятивные:

Целеполагание

Учебно-познавательная деятельность:

  1. Постановка проблемы
  2. Открытие нового через её решение

Подача материала о трёх основных средах обитания.

Мы не назвали 4 среду

Где живут организмы, ведущие паразитический образ жизни.?

4 среда обитания- это организменная.

Дедуктивный (применение знаний)

Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления определения организменной среды обитания.

Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

Называют 4 среду обитания.

Словесная оценка учителя

Самопроверка по образцу

Познавательные:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;

Информационный поиск;

Первичное закрепление знаний

1. Ну а теперь ребята, вы попробуете распределить живые организмы по этим средам. Ребята, у вас на столе лежит карточка, с помощью учебника заполните таблицу. Самопроверка, выставляют оценку за работу.

2. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова. Устная проверка.

Дедуктивный (применение знаний),

Наглядный

Организует первичное закрепление материала.

Осуществляют проверку и оценивают себя самостоятельно.

Самопроверка

по образцу.

Познавательные:

Общеучебные – самостоятельное выполнение заданий;

Логические- поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

6. Рефлексия, подведение итогов урока

Сегодня мы познакомились со средами жизни нашей планеты.

Какая среда лучше подходит для жизни?

Правильно ли я задала вопрос?

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Словесный

(беседа),

Организует закрепление материала и рефлексию.

Делают вывод, о том, что организмы приспособлены к жизни в той среде где живут.

Осуществляют рефлексию.

Самопроверка

Регулятивные:

Участие в подведении итогов урока;

Самооценка.

Домашнее задание: § 17, задания р. т. № 1, 2 – на стр.50.

Приложения.

Раздаточный материал к уроку биологии в 5 классе по теме «Среды обитания»

Задание №1

Распределите организмы по средам обитания.

Наземно-воздушная

Почвенная

Водная

Организменная

4, 5, 8

1, 6

2, 3, 7

9, 10

1-корни растений

2-рыбы

3- раки

4-воробей

5-человек

6-дождевой червь

7-кит

8- бабочка

9-оскарида

10-гриб – паразит

Задание №2

Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:

  1. Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......… Для наземно-воздушной среды характерны изменения……………... В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………..

Пропущенные слова: достаточным, влаги, температуры, земле.

  1. Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода не хватает. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной.

Пропущенные слова: воды, меняется, света.

  1. Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает.

Пропущенные слова: кислорода, свет.



Предварительный просмотр:

Задание №1

Распределите организмы по средам обитания.

Наземно-воздушная

Почвенная

Водная

Организменная

1-корни растений 2-рыбы 3- раки

4-воробей 5-человек 6-дождевой червь

7-кит 8- бабочка 9-оскарида

10-гриб – паразит

Задание №1

Распределите организмы по средам обитания.

Наземно-воздушная

Почвенная

Водная

Организменная

1-корни растений 2-рыбы 3- раки

4-воробей 5-человек 6-дождевой червь

7-кит 8- бабочка 9-оскарида

10-гриб – паразит

Задание №1

Распределите организмы по средам обитания.

Наземно-воздушная

Почвенная

Водная

Организменная

1-корни растений 2-рыбы 3- раки

4-воробей 5-человек 6-дождевой червь

7-кит 8- бабочка 9-оскарида

10-гриб – паразит

Задание №1

Распределите организмы по средам обитания.

Наземно-воздушная

Почвенная

Водная

Организменная

1-корни растений 2-рыбы 3- раки

4-воробей 5-человек 6-дождевой червь

7-кит 8- бабочка 9-оскарида

10-гриб – паразит

Задание №2

Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом.

  1. Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......… Для наземно-воздушной среды характерны изменения……………... В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………..

Пропущенные слова: достаточным, влаги, температуры, земле.

  1. Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода не хватает. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной.

Пропущенные слова: воды, меняется, света.

  1. Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает.

Пропущенные слова: кислорода, свет.

Задание №2

Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом.

  1. Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......… Для наземно-воздушной среды характерны изменения……………... В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………..

Пропущенные слова: достаточным, влаги, температуры, земле.

  1. Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода не хватает. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной.

Пропущенные слова: воды, меняется, света.

  1. Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает.

Пропущенные слова: кислорода, свет.

;n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема: Астрономия. Планеты-гиганты.

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема:  Астрономия. Планеты-гиганты.   В данную карту включена ссылка на видеоурок по теме, указание на работу с учебн...

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Путешествие по планете Земля"

Урок закрепления. Региональный компонент по РСО-Алания....

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Природные зоны Земли"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Природные зоны Земли"...

Технологические карты, 9 класс: Биосфера, Возникновение и развитие жизни на Земле

Технологические карты разработаны по темам: эволюционные изменения, биосфера, возникновение и развитие жизна на земле. Позволяют изучать материал самостоятельно, использовать системно-деятельностный п...

Технологические карты, 9 класс: Биосфера, Возникновение и развитие жизни на Земле

Технологические карты разработаны по темам: эволюционные изменения, биосфера, возникновение и развитие жизна на земле. Позволяют изучать материал самостоятельно, использовать системно-деятельностный п...