АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ ,11 КЛАСС, ПО ТЕМЕ « ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ»
тест по биологии (11 класс)
Проверочная работа предназначена для промежуточного контроля обучающихся 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по биологии за первое полугодие в 11 классе
1. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
2. Рассмотрите таблицу «Критерии вида» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Критерий вида | Описание |
___________ | Большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками |
Географический | Большая синица обитает на всей территории Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Азии, в некоторых районах Северной Африки. |
3. Выберите несколько правильных утверждений.
Эти методы используются в селекции животных:
1. полиплоидия | 4. мутагенез |
2. гетерозис | 5. массовый отбор |
3. отдаленная гибридизация | 6. индивидуальный отбор |
4. Чем занимается и где применяется биотехнология?
1. в строительстве | 4. в селекции грибов |
2. в сельском хозяйстве | 5. в пищевой промышленности |
3. в селекции бактерий | 6. в легкой промышленности |
5. Какие факторы влияют на видообразование?
1) модификационные изменения
2) естественный отбор
3) изоляция
4) мутации
5) конвергенция
6) возрастной состав популяции
6. Выберите положения, подтверждающие, что популяция является «единицей эволюции».
1) мутационный процесс начинается в популяции
2) свободное скрещивание возможно только в неизолированных популяциях
3) разные популяции обладают разными генофондами
4) вид не может быть единицей эволюции, так как его ареал, как правило, разорван на составные части
5) различия между видами такие же, как различия между изолированными популяциями одного вида
6) изолированная от других популяция не подвержена действию естественного отбора
7. Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.
ИЗМЕНЕНИЕ |
| НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) удлинение ушей у зайцеобразных Б) редукция кишечника у свиного цепня В) появление третьего слоя клеток в зародыше червей Г) развитие маскирующей окраски у тигров Д) формирование хорды у хордовых |
| 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) дегенерация |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
8. Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится.
ПРИМЕР |
| ПРОЦЕСС |
А) разнообразие пород голубей Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши В) строение глаза осьминога и человека Г) зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки |
| 1) дивергенция 2) конвергенция |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
| |
9. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и названиями органов, которые у них сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ |
| НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ |
А) слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека Б) луковица тюльпана и клубень картофеля В) колючки барбариса и колючки ежевики Г) строение глаза человека и глаза осьминога Д) усики гороха и усики винограда Е) плодолистик и мегаспорофилл растения |
| 1) гомологичные 2) аналогичные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
10. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Пресмыкающиеся
2) Гадюка
3) Хордовые
4) Гадюка обыкновенная
5) Чешуйчатые
11. Проанализируйте таблицу «Методы изучения эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Методы изучения эволюции
Метод изучения | Объект (предмет) изучения | Пример |
____________ (А) | ископаемые останки | археоптерикс |
биогеографический | флора и фауна континентов | ____________ (В) |
сравнительно-морфологический | ____________ (Б) | аппендикс |
Список терминов
1) эндемики озера Байкал
2) условия внешней среды
3) палеонтологический
4) эмбриологический
5) генеалогический
6) крылья летучих мышей и бабочек
7) рудименты человека
8) полезные ископаемые
12. Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и выживании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) разнообразие
2) Ч. Дарвин
3) естественный отбор
4) приспособленность
5) сотворение мира
6) условия среды
7) самозарождение
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству. (3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.
14. Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.
Пояснительная записка к контрольной работе по биологии за первое полугодие
в 11 классе.
Цель работы: оценка качества образования учащихся по биологии за первое полугодие в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Задания соответствуют темам «Эволюционное учение», «Основы селекции и биотехнологии». УМК В.В.Пасечник. Учебник А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника.
Работа расчитана на 45 минут.
Элементы содержания
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Количество заданий | Уровень слож-ности | Максимальный балл за выполне- ние |
Задания 1,2. Биологические термины и понятия. Дополнение схемы | 2 | Б | 1 |
Задания 3, 4. Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор. | 2 | Б | 2 |
Задания 5,6. Эволюция живой природы. Движущие силы эволюции. Методы изучения эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Множественный выбор (работа с текстом) | 2 | Б | 2 |
Задания 7, 8, 9. Эволюция живой природы. Движущие силы эволюции. Методы изучения эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Установление соответствия (без рис.) | 3 | П | 2 |
Задание 10. Общебиологические закономерности. Установление последовательности | 1 | П | 2 |
Задание 11, 12. Общебиологические закономерности. Дополнение таблицы ( без рис.) | 2 | П | 2 |
Задание 13. Задание на анализ биологической информации | 1 | В | 3 |
Задание 14. Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира | 1 | В | 3 |
Итого | 14 | Б – 6 П – 6 В - 2 | Максимальное количество – 28 баллов |
Критерии оценивания
«5»- 90 – 100% (28 - 25)
«4» - 85 – 70% (24 - 17)
«3» - 65 – 50% (16 - 10)
«2» - менее 50% (9)
Ответы на задания контрольной работы
№ | Критерии ответа | балл |
1 | идиоадаптация | 1 |
2 | экологический | 1 |
3 | 356 | 2 |
4 | 345 | 2 |
5 | 234 | 2 |
6 | 134 | 2 |
7 | 23121 | 2 |
8 | 12212 | 2 |
9 | 112221 | 2 |
10 | 42513 | 2 |
11 | 3а 7б 1в | 2 |
12 | 2361 | 2 |
13 | Ошибки допущены в следующих предложениях: 1) 1 – эволюционные факторы по Дарвину – это наследственность, изменчивость и борьба за существование; 2) 5 – наиболее приспособленные живут дольше и оставляют больше потомства; 3) 7 – мутации бывают положительные, негативные и нейтральные (мутации чаще имеют отрицательный эффект) | 3 |
14 | 1. Движущий отбор. Действует в изменяющихся условиях внешней среды. Происходит постепенное смещение признаков в определенном направлении. Например, потемнение крыльев березовой пяденицы при потемнении стволов деревьев, произошедшее из-за развития промышленности.
2. Стабилизирующий отбор. Действует в постоянных условиях среды. Увеличивает количество особей со средним значением признака, краевые отклонения от нормы убирает.
3. Разрывающий или дизруптивный отбор. Действует в меняющихся условиях среды. Способствует размножению особей обоих крайних форм. До сенокоса преобладают одуванчики с высоким цветоносом, а после сенокоса — формы с низким цветоносом. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции"
Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции" проводится в 11 классе. Он призван расширить знания учащихся об эволюционном ...

Открытый урок в 11 классе Тема: «Основные ароморфозы в эволюции органического мира».
Цель: Провести систематизацию знаний учащихся по теме: "Эволюция органического мира"...
Урок биологии в 11 классе на тему: "Основные закономерности эволюции"
Тема урока : Основные закономерности эволюции.Тип урока: Изучение новой темы.Класс: 11 А.Цель: Выявить основные закономерности эволюции.Задачи: Образовательные: изучить основные направления эволюции о...

Административная контрольная работа 2 полугодие 10 класса
Тестовая работа для административного контроля...
Контрольная работа по теме "Основы учения об эволюции"
Контрольная работа состоит из 3х частей. Задания части 1 в виде тестирования, задания части 2 на установлениесоответствия и на выбор нескольких ответов, задания 3 части- открытые вопросы по рисунку....