Исследовательская деятельность на уроках биологии
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Мерк Татьяна Михайловна

Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является хорошим мотиватором к познанию нового. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность

на уроках биологии в основной школе.

На сегодняшний день все школы России, обучающиеся на  уровне основного общего образования, перешли на ФГОС. Основными задачами которого являются: охрана и укрепление здоровья детей; обеспечение равных возможностей детей;  обеспечение преемственности между разными уровнями обучения; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и   интеллектуальными способностями. Одним из путей решения  поставленных задач является повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе. Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является хорошим мотиватором к познанию нового. Уроки биологии позволяют использовать проектную, и исследовательскую деятельность на любом этапе урока и при изучении большого количества тем.  

Исследовательская и проектная деятельность на уроках может быть организована в парах, группах, индивидуально. В любом случае при использовании проектной и исследовательской деятельности строятся различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых. Исследовательские и проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества (1).

В курсе биологии 8 класса изучается «Человек». Данный курс как нельзя лучше позволяет не просто изучить особенности строения и функционирования своего тела, а изучить его с помощью исследования. Исследовательские работы могут быть организованы, как при изучении целых разделов, так и конкретных тем. Использование исследовательской деятельности позволяет повысить интерес учащихся к предмету, повысить мотивацию в обучении.

В своей педагогической деятельности часто использую мини-исследовательские работы, в которых могут принять участие и родители учащихся, что также имеет свои плюсы.

Предлагаю вашему вниманию мини - исследовательскую работу используемую при изучении темы «Органы осязания, обоняния, вкуса».

Любая исследовательская работа начинается с постановки проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы; выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования; планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария; поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов; представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания; обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.

Если вы регулярно используете данный вид работы, то это не вызывает у ребят больших затруднений. В данном случае вы можете выступить в роли консультанта.

Итак, предложите учащимся схему исследования, которую они заполнят.

Первое:

Тема___________________________

Актуальность ___________________

Цель ___________________________

Задачи _________________________

Гипотеза ________________________

Материалы для исследования (пищевые продукты): хлеб, яблоки, лимон, помидор, огурец, мед, кофейные зерна, конфеты,  или прочие продукты питания, которые можно изучить используя органы осязания, обоняния, вкуса.

Если работа проводится дома, то в исследовании могут принять участие члены семьи: родители, сестра, брат.

Второе. Результаты исследования можно оформить в виде таблицы. На мой взгляд, именно табличный вариант является самым удобным для сбора и обработки информации.

Органы

Изучаемые продукты

Осязания

Обоняния

Вкуса

Третье. Важным этапом исследовательской работы является умение делать правильные выводы на основе полученной информации.

Четвертое. Можно организовать и поисковую деятельность, которая также является основой исследовательской деятельности. Например, добавить к работе 3-5 интересных фактов об органах осязания, обоняния, вкуса. Таким образом, вы позволите учащимся выйти  за рамки учебника, воспользоваться дополнительным источниками информации: энциклопедии, интернет.

       И возможно самые любознательные сделают такие открытия, которые еще не были ни кому известны.

       Исследовательская деятельность позволяет формировать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные, что является основой обучения по ФГОС.

Литература.

1. Асмолов А. Г..  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмо-лова.  - М.  :  Просвещение,  2010.  -   159 с.  : ил.  -

2. Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Драгомилов А.Г. , Р.Д.Маш. – 5-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2018. – с.: ил. – (Российский учебник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии

Опытно-экспериментальная  работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии»....

Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».

Опытно-экспериментальная работа по теме: " Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности "...

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках биологии"

Расскрытие темы, а также обощение личного опыта в данном направлении....

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

статья по теме: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии"

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...