Исследовательская деятельность на уроках биологии
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является хорошим мотиватором к познанию нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_biolgii_v_osnovnoy_shkole.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность
на уроках биологии в основной школе.
На сегодняшний день все школы России, обучающиеся на уровне основного общего образования, перешли на ФГОС. Основными задачами которого являются: охрана и укрепление здоровья детей; обеспечение равных возможностей детей; обеспечение преемственности между разными уровнями обучения; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и интеллектуальными способностями. Одним из путей решения поставленных задач является повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе. Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является хорошим мотиватором к познанию нового. Уроки биологии позволяют использовать проектную, и исследовательскую деятельность на любом этапе урока и при изучении большого количества тем.
Исследовательская и проектная деятельность на уроках может быть организована в парах, группах, индивидуально. В любом случае при использовании проектной и исследовательской деятельности строятся различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых. Исследовательские и проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества (1).
В курсе биологии 8 класса изучается «Человек». Данный курс как нельзя лучше позволяет не просто изучить особенности строения и функционирования своего тела, а изучить его с помощью исследования. Исследовательские работы могут быть организованы, как при изучении целых разделов, так и конкретных тем. Использование исследовательской деятельности позволяет повысить интерес учащихся к предмету, повысить мотивацию в обучении.
В своей педагогической деятельности часто использую мини-исследовательские работы, в которых могут принять участие и родители учащихся, что также имеет свои плюсы.
Предлагаю вашему вниманию мини - исследовательскую работу используемую при изучении темы «Органы осязания, обоняния, вкуса».
Любая исследовательская работа начинается с постановки проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы; выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования; планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария; поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов; представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания; обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Если вы регулярно используете данный вид работы, то это не вызывает у ребят больших затруднений. В данном случае вы можете выступить в роли консультанта.
Итак, предложите учащимся схему исследования, которую они заполнят.
Первое:
Тема___________________________
Актуальность ___________________
Цель ___________________________
Задачи _________________________
Гипотеза ________________________
Материалы для исследования (пищевые продукты): хлеб, яблоки, лимон, помидор, огурец, мед, кофейные зерна, конфеты, или прочие продукты питания, которые можно изучить используя органы осязания, обоняния, вкуса.
Если работа проводится дома, то в исследовании могут принять участие члены семьи: родители, сестра, брат.
Второе. Результаты исследования можно оформить в виде таблицы. На мой взгляд, именно табличный вариант является самым удобным для сбора и обработки информации.
Органы | Изучаемые продукты | ||||
Осязания | |||||
Обоняния | |||||
Вкуса |
Третье. Важным этапом исследовательской работы является умение делать правильные выводы на основе полученной информации.
Четвертое. Можно организовать и поисковую деятельность, которая также является основой исследовательской деятельности. Например, добавить к работе 3-5 интересных фактов об органах осязания, обоняния, вкуса. Таким образом, вы позволите учащимся выйти за рамки учебника, воспользоваться дополнительным источниками информации: энциклопедии, интернет.
И возможно самые любознательные сделают такие открытия, которые еще не были ни кому известны.
Исследовательская деятельность позволяет формировать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные, что является основой обучения по ФГОС.
Литература.
1. Асмолов А. Г.. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмо-лова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. -
2. Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Драгомилов А.Г. , Р.Д.Маш. – 5-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2018. – с.: ил. – (Российский учебник)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии
Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии»....
Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».
Опытно-экспериментальная работа по теме: " Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности "...
Презентация "Исследовательская деятельность на уроках биологии"
Расскрытие темы, а также обощение личного опыта в данном направлении....
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...
Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии
Краткое обобщение опыта работы....
статья по теме: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии"
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в ...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету
Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...