Презентация по биологии " Личность темперамент"
презентация к уроку по биологии (9 класс)
Материал предназначен для изучения личности и темперамента человека по биологии в 9 классе. Рассматривается психологический портрет : темперамент и характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_tempetament.ppt | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. Гете. Чужой ум можно узнать в какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы узнать чужой характер. Персидское изречение
Темперамент Характер Способности Интеллект Чувства Эмоции Основные свойства психологического портрета личности: Личность — относительно устойчивая система поведения человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках человека другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек. Личность: Отличается самостоятельностью в поступках; Способна нести ответственность и решать проблемы; Контролирует поведение, обладает силой воли; Способна изменяться с течением времени.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие темп, ритм психических и эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности Четыре темперамента в виде наглядных смайликов (названия в рядах даны слева направо, и сверху вниз: холерик, флегматик, меланхолик ,сангвиник,
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
* Преобладание жёлтой желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком. Его правило «Ни минуты покоя » * Преобладание лимфы (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком. * Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом. Его правило « Не навреди» * Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым, дела « — сангвиником. Его правило- «Доверяй, но проверяй»
Типы темперамента Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Флегматик Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием. Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
1. Как вы ведете себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать? А)Легко включаетесь Б)Действуете со страстью В) Спокойно, без лишних слов Г)Неуверенно, робко 2. Как реагируете на замечания учителя? А)Говорите, что больше не будете, а сами - снова Б)возмущаетесь В)Выслушиваете спокойно Г)Молчите, но обижены
3. Как говорите о том, что вас затрагивает? А)Быстро, с жаром, но прислушиваетесь к другим Б)Быстро, не слушая других В)Медленно, уверенно Г) С большим волнением и сомнением 4. Надо сдавать контрольную работу. А она еще не закончена: А)Легко реагируете Б)Торопитесь закончить В)Решаете спокойно. Пока не отберут Г)Сдаете работу, но неуверенно
5. Трудная задача не получается сразу: Решаете упорно и настойчиво Бросите – продолжаете – бросите – еще пробуете Спокойно продолжаете Проявляете растерянность, неуверенность 6. После уроков вы спешите домой. А учитель предлагает остаться, сделать работу: Быстро соглашаетесь Возмущаетесь: «Почему я?:» Остаетесь, не говоря ни слова Проявляете растерянность
7. Родители делают вам не совсем справедливое замечание: А)Спокойно выслушиваете. Спокойно заявляете о своем мнении Б)Взрываетесь. Вступаете в спор, опровергаете замечание В)Не обращаете внимания: «Пусть повыступают» Г)Очень переживаете, плачете 8. Вы получаете плохую оценку: как изменяется ваше настроение: А)Внешне незаметно, но внутри есть горечь Б)Раскаиваетесь, развиваете деятельность по исправлению В)«Ну и что? Исправлю» Г)Приходите в отчаяние, в уныние
9. Ваш друг (подруга) не пришел на встречу: А)Ничего не предпринимаете до выяснения причин Б)Проклинаете, мечете в его адрес гром и молнии В)«Все, что ни делается, все к лучшему!» Г)Переживаете, воображаете измену, крах отношений 10. Вы проигрываете в соревновании, в игре: А)Продолжаете борьбу, тренировки, готовитесь к будущей победе Б)Теряете самообладание, обрушиваете обвинения на окружающих В)«Не корову же проигрываем!» Г)Приходите к выводу о своем ничтожестве, обижаетесь
Подсчитайте количество одинаковых букв в ответах Преобладает тот, по которому вы набрали больше всего баллов. А сангвиник Б холерик В флегматик Г меланхолик
ФЛЕГМАТИК П ОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ: УСТОЙЧИВОСТЬ, ПОСТОЯНСТВО, АКТИВНОСТЬ, ТЕРПЕЛИВОСТЬ, САМООБЛАДАНИЕ, НАДЕЖНОСТЬ. НЕДОСТАТКИ: МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, СУХОСТЬ, «ТОЛСТОКОЖОСТЬ» ВЫВОД : ЕГО НЕ НАДО ПОДГОНЯТЬ, ОН САМ СДЕЛАЕТ СВОЕ ДЕЛО
МЕЛАНХОЛИК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ : ЧУСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЛЕГКОРАНИМОСТЬ, ПРОЯВЛЯЕТ СОЧУСТВИЕ К ЛЮДЯМ НЕДОСТАТКИ: НИЗКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, МНИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, ЗАМКНУТОСТЬ. ВЫВОД: НА НЕГО НЕ НАДО ДАВИТЬ, КРИЧАТЬ, УКАЗЫВАТЬ. МЕЛАНХОЛИК- ПРЕКРАСНЫЙ ДРУГ .
ХОЛЕРИК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА: ЭНЕРГИЧНОСТЬ, УВЛЕЧЕННОСТЬ, СТРАСТНОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ . ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ, НЕВЫДЕРЖАННОСТЬ, КОНФЛИКТНОСТЬ. ВЫВОД: ОН ДОЛЖЕН ПОСТОЯННО ЗАНЯТ ДЕЛОМ.
САНГВИНИК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ, УВЛЕЧЕННОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ. ЗАЗНАЙСТВО, ЛЕГКОМЫСЛИЕ, ПОВЕРХНОСТЬ, НЕНАДЕЖНОСТЬ. ВЫВОД : НЕОБХОДИМОСТЬ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ
Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и классифицировал всех людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы).Такая классификация выглядит, казалось бы, просто, но основывается на сложных, противоборствующих взаимоотношениях сознательного и бессознательного в психике человека.
Экстраверт — открытый, прямой человек, всем понятный, активный и чрезвычайно общительный, имеющий много друзей и знакомых, он не любит одиночества, любит путешествовать, мало интересуется своим здоровьем, старается взять от жизни всё, что только возможно. Он, как правило, становится душой компании, любит рассказывать анекдоты, является инициатором различных вечеринок и встреч, в повседневной жизни ориентируется на обстоятельства, а не на субъективное мнение. Интроверт — внутренне сосредоточенный, замкнутый мыслитель, обращённый внутрь, в себя, отгороженный от окружающего мира человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У него мало друзей, т.к. сложно устанавливать новые контакты, одиночество ему ближе, он не привык менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности , он дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе. Однако можно выделить и людей- амбовертов , у них есть в равной степени черты характера экстра — и интроверта.
В ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА, СВОЙСТВА КОТООГО ЯВЛЯЮТСЯ ВРОЖДЕННЫМИ,ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ФОРМИРУЮТСЯ ПОСТЕПЕННО. И ЭТОТ ПРОЦЕСС СВЯЗАН С ПОНЯТИЕМ ЛИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ-ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО, СФОРМИРОВАВШЕЕСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫМ В ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХАРАКТЕР- совокупность устойчивых свойств человека, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования
СТЕРЖНЕМ ХАРАКТЕРА ЯЛЯЮТСЯ МОРАЛЬНО- ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой».
Сила характера состоит из двух вещей: силы воли и силы самовоздержания; поэтому для своего существования она требует еще двух вещей: сильных чувств и сильной власти над ними. - Ф. Робертсон Характер иного человека - что полоса земли, содержащей иногда золотоносную жилу, о существовании которой неведомо владельцу. – Д. Свифт На вопрос "Тяжело ли поднимать балерину?", выдающийся танцор Марис Лиепа ответил: "Обычно тяжел не вес, а характер".
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ С РОЖДЕНИЯ. ОСНОВОЙ ЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМПЕРАМЕНТ, ВЫРАБОТАННЫЙ НА ОСНОВЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА- ХАРАКТЕР, ФОРМИРУЮЩИЙСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗНООБРАЗНЫХ ФАКТОРОВ. ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕМЕН И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСИЛИЯ СО СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент.
Уже давно замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением.Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Мы остановимся на традици...
Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе
Комбинированный урок с консультативным выступлением психолога школы....
Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»
Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...
Методическая разработка студенческой конференции "Психология личности. Темперамент"
Методическая разработка студенческой конференции "Психология личности. Темперамент"...
Методическая разработка студенческой конференции "Психология личности. Темперамент"
Методическая разработка студенческой конференции "Психология личности. Темперамент"...
Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"
Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...
Презентация к уроку обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"
Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...