Экскурсия на пришкольный участок
план-конспект урока по биологии (5 класс)
знакомство детей с растительностью произрастающей на пришкольном участке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_na_prishkolnyy_uchastok.docx | 85.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная школьная экскурсия по биологии для учащихся 6-х классов на пришкольный участок.
Технология: здоровьесберегающая.
Форма занятия: экскурсия.
Темы комплексной экскурсии:
«Многообразие живого мира» ,
«Весенние явления в природе»,
«Звуки в живой природе»,
«Антропогенное влияние человека на окружающую природу».
д/з создать флюгер из любого материала (бумаги, металла, пластика).
Составить буклет «Правила поведения в природе».
Цель: формирование представления учащихся о многообразии растительного и животного мира своего края.
Задачи:
- Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях.
- систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов;
- развивать умение наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы;
- познакомить учащихся с методами полевых исследований – наблюдением, измерением, описанием, объектов живой природы и применением этих методов на практике;
- продемонстрировать взаимосвязи живых организмов между собой;
- подчеркнуть особенности весенних проявлений в жизни живых организмов;
- обратить внимание на антропогенные факторы;
- ознакомить учащихся с правилами поведения в природе;
- выработать у школьников потребности обогащать свою духовную сферу деятельности через цвета, запахи, формы растений, а также такие качества, как настойчивость, подчинение личных желаний коллективным;
- воспитать чувства меры, ответственности и доброжелательности;
- научить преодолевать трудности в работе.
Время проведения конец апреля, начало мая, 40 мин.
Место проведения: пришкольный участок с отделами: цветник, полевой, овощной, сад.
Оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппараты, термометр, бинокль, лупа, флюгер, рулетка, алгоритм работы для учащихся, буклеты «Правила поведения в природе».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: оценивать правильность поведения людей в природе; называть основные явления природы, находить информацию в природе, обобщить и систематизировать имеющиеся знания о многообразии живого мира, развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны – цветении древесных и кустарниковых растений; научить определять раннецветущие растения, формировать представления об особенностях весны.
Метапредметные:
Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на экскурсии; фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков; фиксировать результаты наблюдений и опыта в предложенной форме.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы, формировать умения определять цель наблюдения, выстраивать план наблюдения; следовать инструкции (плану) проведения наблюдений; собирать необходимую информацию и представлять её в виде схемы;
Коммуникативные: понимать позицию партнера, согласовывать действия с ним, вступать в коллективное сотрудничество, принимать другое мнение и позицию, инициативное сотрудничество в поисках информации.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в природе, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Ход урока.
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания,
чем от врачебного искусства. (Автор Уильям Шекспир)
- Приветствие. Позитивный настрой на урок. Интрига.
Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. Чем он необычен вы сейчас сами отгадаете, выполнив задание.
Перед вами зашифрованное послание, разгадав его, вы узнаете, в чём необычность нашего урока.
31,12,19,12,21,18,19,10,33 + 9,5,16, 18,16, 3, 30, 6.
Подсказка пронумерованный алфавит. (Выдаётся на группу)
Ответ: экскурсия + здоровье.
Молодцы, вы правильно расшифровали послание.
Итак, мы с вами сейчас идём на экскурсию на наш приусадебный участок. Предварительно мы с вами должны вспомнить «Как вести себя в природе». У вас было д/з составить буклет на данную тему. Зачитайте, пожалуйста, свои работы.
Спасибо, хорошие работы получились у вас.
А кто- нибудь догадался, почему экскурсия + здоровье.
Молодцы. Мы с вами пойдём на свежий воздух, будем ближе знакомиться с окружающим нас миром.
Спокойно спускаемся в раздевалку, одеваемся и выходим на школьное крыльцо.
- Остановка «Хорошая осанка».
Всем нравится идущий человек с красивой спортивной осанкой, как вы думаете, мы с вами можем выработать красивую осанку и походку у себя?
Конечно, да! Встаём на крылечко, прижимаемся к доскам, касаемся их затылком и пятками. В таком положении идём до приусадебного участка. Стараемся идти ровно, спокойно, прямо держать спину и голову.
Погружение в тему урока.
Мы пришли с вами к отделу «Полеводство».
Рассмотрите, предложенные злаки. Чем они друг от друга отличаются? (обсуждение в группах, общение) Если запомнили
отличительные признаки, при ответе касайтесь злака рукой. Я вам зачитываю загадки, вы показываете на ответ (злак).
1.В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница)
2.Колосочки на просторе,
Будто золотое море.
Черный хлеб из них хорош,
Ведь колосья эти — ... (рожь)
3.Называют Геркулес
Значит, сила в каше есть.
А вот из какой крупы
Это-то ответьте вы! (овёс)
4. Самый северный хлебушко,
Что с усами, как дедушка,
Дарит кашу перловую,
Людям пищу здоровую. (Ячмень)
Ответьте на вопросы и отгадайте несколько загадок.
- Не море, не река, а волнуется. (Колосья)
- Культурные злаки – из бывших сорняков. (Овёс, рожь)
- Встали в строй за братом брат,
Каждый брат зерном богат. (Колосья)
- Из чего изготавливают манную крупу? (Пшеница)
5. Покажите соломину у злака.
Релаксация. Идём дальше. Как вам дышится? Давайте остановимся и послушаем звуки окружающей нас природы?
Что вы слышите, какие звуки, кто их произносит?
Присядем на скамейки детской площадки.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Метод «Наблюдения». Мы с вами подняли голову вверх. Что увидели? Какие сегодня облака? Какая погода. Где находится солнце, в какой стороне света? Откуда дует ветер? У вас д/з было
создать флюгер из любого материала. Доставайте ваши приборы. Держа их на вытянутой руке, определите направление ветра. Откуда дует ветер? Куда дует ветер? Комфортная ли для вас сейчас температура на улице? Как вы думаете, сколько градусов на термометре? А какие температуры были месяц назад?
Какое время года было? Какое сейчас? Какие изменения, произошли в природе со сменой времени года? (Ответы детей)
- Основная часть.
Мы с вами посмотрели на небо, а сейчас будем смотреть на землю. Продолжаем зарядку для глаз. Мы с вами подошли к отделу «Овощеводство». Я вам читаю загадки об овощах, а вы глазами находите грядку с данным овощем, если необходимо поворачивайтесь.
1.Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
2.Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки,
Играют с нами в прятки.
(Огурцы)
3.На гряде она царица
И никто с ней не сравнится,
Кобальт, йод и каротины,
Очень много витаминов.
Не нужна сноровка
Чтобы съесть
(морковку)
4. Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг -
Потому что это…(Лук)
5.Из кожурки тонкой, грубой,
Глядит ломтик белозубый,
Всех излечит, исцелит,
Как, приправа, удивит…(Чеснок)
- В начале урока в классе вы отгадывали ребус, какая была отгадка? - - Какая связь экскурсии, здоровья и овощей? (Ответы детей)
-
Какие витамины содержаться в моркови, как её нужно употреблять? (обязательно с жирным продуктом: сметаной, маслом растительным)
- Какие болезни можно вылечить с помощью свёклы, чеснока, лука?
- А есть ли какая- то польза от томатов, огурцов?
- А сейчас будет самая интересная часть для вас. Мы будем соревноваться, и вспоминать названия деревьев. Я вам загадываю загадки о деревьях, вы должны его найти и добежать, кто быстрей. Итак, готовимся. Начали.
1. Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице - в полоску.
Ты узнаешь – это….(Берёзка)
2.Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. (Тополь)
3. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня всё ж обижают:
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
4.Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
5.Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Ответьте ещё на несколько вопросов.
1. Какое дерево позднее всех цветет и дает самый лучший мед? (Липа)
2. Какое дерево первым заселяет вырубки, заброшенные земли, гари? (Береза)
3. Плоды, какого дерева или кустарника используют для снижения давления и укрепления сосудов? (Рябина)
4. Подумайте, не мешают ли расти друг другу растения леса? (Они растут ярусами-этажами. Выше всех деревья, ниже – кустарники, еще ниже трава и грибы).
5. В каждом саду можно найти эти фрукты. Они полезны во всех отношениях: в них есть кислоты, которые борются с гнилостными бактериями в желудке; они очень полезны для работы сердечно-сосудистой системы. Врачи советуют, каждый день есть эти фрукты на полдник, чтобы получить все необходимые микроэлементы. Для получения высокого урожая этих фруктов садоводы советуют закапывать в местах их произрастания железные гвозди. Что за фрукты? (Яблоки).
Метод «Исследования»
Найдём яблоню. Внимательно рассмотрим кору дерева, его цвет. Подойдём ближе и посмотрим наличие насекомых. Рассмотрим их под
микроскопом и выпустим на волю. Как вы думаете, для чего люди окрашивают штамбы плодовых деревьев?
Метод «Измерение».
Найдите самое толстое дерево и самое тонкое. 1 группа измеряет толстое, а другая тонкое дерево. Какой вывод вы можете сделать о возрасте этих деревьев. На экскурсию мы шли, выдерживая
правильную осанку. Встаём к огороду, чтобы пятки и затылок касались дерева и таким образом идём до следующего отдела «Цветник». Идём по направлению к школе и играем в игру «Кто больше». Ваше задание вспомнить пословицы и поговорки о здоровье.
- Здоров буду и денег добуду.
- Здоровья не купишь.
- Здоровье дороже денег.
Незаметно мы подошли к цветнику. Здесь будет для вас такое задание. Я загадываю вам загадку, вы, отгадав подходите к данному культурному растению и делаете любое упражнение.
1. Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (Нарцисс)
2. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)
3. Горделивая сестрица,
Всех цветов она царица.
Страшен ей приход мороза.
А зовут царицу... (роза)
4.Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ….(Гвоздиками)
- Найдите цветущие растения, определите их названия.
-Какие растения опыляются ветром, а какие насекомыми? Определите черты приспособленности к опылению.
Пока идем до школьного крылечка, ответьте на вопросы.
Станция «Зеленый лекарь»
Рассказ и показ лекарственных растений. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника) Найдите подорожник.
Плоды каких кустарников богаты витамином С? Найди их на участке. (Смородина, шиповник)
Черемуха любимое дерево русского народа, почему его называют лекарственным растением? (Ягоды обладают закрепляющим и вяжущим средством) Найди этот кустарник.
Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки в начале цветения, листья в сухую погоду)
Д/З.
- Найдите и запомните понравившийся вам цветок. Ваше д/з будет нарисовать его и раскрасить.
- По желанию. Нарисовать в тетради схему пришкольного участка, со всеми отделами на которых вы побывали.
- Составить презентацию по понравившемуся отделу, что бы вы хотели добавить в отдел.
Итог экскурсии. Проверка внимательности и наблюдательности.
Какие живые организмы вы заметили на школьной клумбе?
К какому царству они относятся? Какие особенности имеют?
Что происходит с ними в весеннее время года?
Каких представителей царства животных вы увидели во время экскурсии? Что меняется в их жизни с приходом весны?
Какие ещё живые организмы были вами замечены на экскурсии?
К какому царству их относят? Какое значение они имеют?
Какие жизненные формы растений вы встретили?
Наблюдали ли вы следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность?
Рефлексия на крылечке школы.
Понравился ли сегодняшний урок?
Какой этап урока понравился больше всего?
Что узнали нового на уроке?
Всего доброго! Урок закончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пришкольный участок нашей школы.
Совместная работа учителей и учащихся дает хорошие результаты....
прзентация "Конкурс Лучший пришкольный участок "
Районный конкурс "Лучший пришкольный участок"...
Конспект экскурсии на пришкольный участок на тему «Зимушка – зима»
Работа по введению детей Особый ребенок в мир природы...
Презентация Пришкольный участок
На пришкольном участке наши учащиеся выращивают овощи....
ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Презентационный материал, иллюстрирующий роль пришлкольного учебно-опытного участка в процессе обучения биологии учащихся средних общеобразовательных школ....
Проект " Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры "
Школьный двор и школьная территория должны быть эффективным средством формирования экологической культуры учащихся. Создание эстетически оформленной и озелененной территории школы, о...
"Лучший пришкольный участок - 2016". Часть 1
Конкурс "Лучший пришкольный участок - 2016"...