урок по биологии "Онтогенез", модульная технология
учебно-методический материал по биологии (10 класс)

Чебодаева Татьяна Евгеньевна

урок по биологии в 10 классе, УМК В.В Пасечник 10-11 классы. Урок входит в тему « Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konkurs.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

1. Чебодаева Татьяна Евгеньевна,

 МБОУ Катановская сош,

учитель химии и биологии

ст 89830540998., электронная почта nfde_1966@mail.ru

2. биология, УМК В.В Пасечник 10-11 классы. Урок входит в тему « Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Тема урока  «Онтогенез»

Цель  урока: расширить знания учащихся об онтогенезе, его этапах и формах.

Задачи:

1. Систематизировать знания об особенностях эмбрионального и постэмбрионального развития;

2. продолжить формировать умения самостоятельной работы с источниками информации ( умения преобразовывать информацию, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи)

3. Подвести к выводу о неразрывности связи жизни всех живых организмов.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: научиться выделять этапы эмбрионального и постэмбрионального развития, его закономерности и продолжительность у различных организмов

Метапредметные:  научиться ориентироваться в источниках информации, находить и использовать нужную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. Владение монологической и диалогической формами речи. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Регулятивные: научаться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний;

Личностные: научатся осознавать единство и целостность мира; выстраивать собственное мировоззрение.

Тип урока  комбинированный.

Форма работы учащихся: индивидуальная

планируемые результаты обучения:

Учащийся  должен знать: особенности эмбрионального и  постэмбрионального развития, виды, этапы.

Учащиеся должны уметь: называть признаки онтогенеза, сравнивать и находить отличия и преимущества прямого и непрямого типа развития, анализировать и  обобщать теоретический материал данной темы.

виды оценивания: самооценка

Структура урока:

Урок проводится с использованием технологии модульного обучения. Состоит из 6 учебных этапов (УЭ).

УЭ-0 – организационный, с постановкой цели урока

УЭ-1 - Проверка домашнего задания в форме приема «верно, неверно»

УЭ-2 Изучение нового материала, самостоятельная работа учащихся с учебником и в тетради, выполнение заданий.

УЭ-3 Закрепление изученного материала. Выполнение заданий.

УЭ-4 рефлексия – выполнения тестирования на 2 варианта

УЭ-6 подведение итогов, проверка работы с помощью листа ответов, подсчета баллов, самоценка.

Учащимся  раздаются заранее распечатанные листы, на которых указываются этапы урока и задания к каждому этапу. В конце урока, используя Листы ответа, учащиеся самостоятельно проверяют свою работу, подсчитывают баллы и ставят себе оценку.

Ход урока:

Номер УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

3 мин

Цель:

Составить самостоятельно

УЭ – 1

Проверка домашнего задания

7 мин

Цель: выявить уровень знаний по теме «Половое размножение »

Задание:  Какие утверждения верны? Отметьте знаком «+» или «-»

1. В половых клетках (гаметах) одинарный набор хромосом.

2. Яйцеклетки образуются в семенниках

3. Сперматозоид имеет головку, шейку и хвостик.

4. сперматозоидов образуется во много раз больше, чем яйцеклеток.

5. В яйцеклетках находится запас питательных веществ.

6. Половые клетки образуются в результате митоза.

Самостоятельная работа

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

УЭ – 2

Изучение нового материала

15-20 мин

Цель: Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития

1. Запиши в тетради дату и тему урока

2. прочитать учебник § 3.4

3. составить схему «Этапы онтогенеза»

 

Работа с учебником и в тетради,

Помощь учителя.

УЭ – 3

Закрепление изученного материала

10-15 мин

Цель: проверить усвоение знаний об индивидуальном развитии организмов.

Задание № 1

Составить   схему:

Эмбриональное развитие

                   

                                                             

                           

                           

Задание №2   Что формируется из трёх зародышевых листков? Заполните таблицу:

Зародышевые листки

Какие органы формируются

1.эктодерма

2.энтодерма

3.мезодерма

Задание №3

Заполните схему постэмбриональное развитие. Приведите примеры.

Постэмбриональное развитие

                    прямое                                   непрямое          

Самостоятельная работа в тетради

За каждый правильный ответ -  1 балл

Помощь  учителя

За каждый правильный ответ – 1 балл

Ключ ответов дает учитель

УЭ – 4

Рефлексия

Цель: определить усвоение материала об индивидуальном развитии организмов.

Задание № 4

Вариант 1

1. Онтогенез – это процесс в ходе которого:

а) реализуется наследственная информация в виде полезных признаков;

б) осуществляется эволюция вида;

в) осуществляется рост организма;

г)реализуется наследственная информация, полученная от родителей.

2.  Дробление, гаструляция, органогенез – стадии:

а) зародышевого развития;

б) развития вида;

в) онтогенеза;

г) эволюции.

3. Специфичность работы клеток зародыша возникает на стадии:

а) бластулы;

б) органогенеза;

в) гаструляции;

г) дробления.

4. Факторы внешней среды оказывают на развитие зародыша влияние:

а) положительное, вредное, нейтральное;

б) нейтральное;

в) положительное;

г) вредное.

5. Алкоголь, никотин, наркотики оказывают влияние на организм человека в период:

а) взрослого человека;

б) детства;

в) зародышевого развития, детства, взрослого человека;

г) Зародышевого развития

Вариант 2

1. Онтогенез – это процесс:

а) исторического развития организма;

б)  индивидуального развития организма;

в) деления клетки;

г) зародышевого развития организма.

2. Онтогенез – это длительный процесс:

а) осуществляется дифференциация клеток

б) осуществляется приспособление организма к факторам окружающей среды;

в) осуществляется рост организма;

г) реализуется наследственная информация, которая считывается постоянно.

3. Специфичность работы клеток зародыша возникает:

а) в период послезародышевого развития;

б) в период зародышевого развития.

4. На зародыш, защищённый яйцевыми оболочками или материнским организмом, внешние условия оказывают влияние:

а) вредное.;

б) положительное;

в) нейтральное;

г) положительное, вредное, нейтральное.

5. Наиболее опасно влияние алкоголя и никотина, наркотиков на зародыш человека в период:

а) бластулы;

б) гаструлы;

в) органогенеза;

г) дробления.

Выполните тест

УЭ - 5 Подведение итогов

оценивание: 

20 и более баллов – оценка 5, 16 – 19 – оценка 4, 13 – 15 баллов – оценка 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием модульной технологии. "Создание, редактирование и форматирование документов"

Разработа презентация, план-конспект к уроку (по всем правилам модульной технологии). Материал рекомендуется использовать для старших классов, так как именно в этом возрасте учащиеся должны учиться са...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (модульная технология).

дается понятие о модульной технологии и ее применения на уроках русского языка...

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)

 Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания ...

Рельеф Южной Америки. Урок с применением модульной технологии.

Одной из новых технологий является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью, это ...

Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)

Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока  начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...

Конспект урока с применением модульной технологии.

Конспект урока для 7 класса с использованием модульной технологии....

Разработки уроков с применением модульной технологии

Разработки уроков по математике 6 кл. с  применением  технологии модульного обученияАвтор учебника Виленкин Н. Я.Учитель Игнатова Лариса Евгеньевна СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С ПОМОЩЬЮ КООРДИНАТНОЙ...