Урок-исследование по теме "Многообразие птиц"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Урок-исследование по теме «Многообразие птиц» в 8 классе нацелен на расширение представления учащихся о многообразии птиц; формирование умений выявлять приспособленность птиц к условиям обитания; формирование и развитие познавательный интерес к изучению биологии, включает элементы экологической культуры.
Актуализация знаний проходит в форме викторины, видеовопросов, музыкальной паузы "Узнай птицу по голосу". Многообразие птиц обучающиеся изучают самостоятельно группами по обозначенному плану, выполняют мини-проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_mnogoobrazie_ptits.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по теме «Многообразие птиц» (8 класс)
Цели урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц; выявить приспособленность птиц к условиям обитания; формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, элементы экологической культуры.
Формируемые УУД:
-коммуникативные – строить речевые высказывания в устной и письменной формах;
-регулятивные – находить и выдвигать необходимую информацию, выбирать средства достижения цели;
-познавательные – работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы;
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные
-объяснять принципы классификации птиц.
-устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа.
-называть признаки выделения экологических групп.
-приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.
2. Метапредметные: представлять информацию в разных формах, организовывать работу в паре (группе).
3. Личностные: повышение коммуникативной компетентности, уважительное отношение к мнению другого человека.
Оборудование: проектор, ноутбук, выставка книг о птицах, Красная Книга России, Буклет «Птицы, занесенные в Красную Книгу Курской области»; клей-карандаш, белый картон, скотч, маркеры, тематические видеоролики.
Ход урока
1. Орг.момент. Актуализация опорных знаний.
На прошлых уроках вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания. Давайте вспомним и назовем эти адаптации.
Задание 1. Викторина
1. От кого произошли птицы? (древних пресмыкающихся)
2. Сердце у птиц - …….(четырехкамерное)
3. Почему птицы теплокровные животные? (кровь не смешивается)
4. Температура тела птиц - …………..(постоянная, 420С)
5. Почему дыхание птиц называется «двойным» (получают кислород на вдохе и выдохе)
6. Органы выделения - ….. (почки)
7. Единственная кожная железа - ….. (копчиковая)
8. Самые сильные мышцы - ….. (опускающие крылья)
9. Что такое киль? Его функция
10. Что такое зоб? Его функция
Книга рекордов среди птиц
1. Самая маленькая птица весом около 3 грамм (колибри)
2. Самая крупная птица весом до 150 кг (африканский страус)
3. Самая умная птица (ворона)
4. Самый длинный язык (у дятла)
5. Самый большой размах крыльев, более 3 м (странствующий альбатрос)
6. Может плавать, но не может летать (пингвин)
7. Самая быстрая птица, скорость пикирующего полета 320 км/ч (сапсан), но в горизонтальном полете уступает стрижу
8. Самая зоркая птица, видит мышь на расстоянии 8 км (сокол-сапсан)
9. Способна поворачивать голову на 270 0. (сова)
Интересные факты о птицах:
1. Французы называют эту птицу «летучей крысой» (голубь)
2. Орнитологи называют этих птиц «пернатые кошки ночи» (совы)
Задание 2. Музыкальная пауза «Узнай птицу по голосу»
Задание 3. Черный ящик. Отгадать, что лежит в ящике?
Описание: изначальным прототипом этого предмета одежды и обуви стало птичье перо. За основу взят принцип соединения нитей пера.
Задание 4. Муравление (видеовопрос). Что делает птица и с какой целью? (Ответ: Птицы натирают муравьями перья и кожу, позволяют насекомым ползать по своему телу, т.к. муравьиная кислота – природный антисептик, с целью избавиться от паразитов на коже, перьях)
Задание 5. Задание в формате ОГЭ, ЕГЭ.
2. Изучение новой темы (КТД, мини-проект):
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
Птицы - самый многочисленный класс наземных позвоночных животных. Он насчитывает около 9000 видов. Для сравнения: число современных амфибий равно 2100, рептилий-6000.
Вопрос классу: Какая наука помогает ориентироваться в многообразии животных?
Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.
Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием птиц, их классификацией. Предлагаю создать мини-проект «Многообразие птиц».
Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. В зависимости от местообитания и типа питания птиц объединяют в экологические группы.
Физминутка (тренировка вестибулярного аппарата, поза «цапли»)
Распределение класса по группам (5 групп), каждая группа готовит часть проекта. Учитель называет тему мини-проекта «Многообразие птиц». Совместно с обучающимися формулируют цель и задачи проекта.
1. Отряд Воробьинообразные (образец демонстрирует учитель)
2. Отряд Гусеобразные
3. Дневные хищные
4. Ночные хищные
5. Куриные
6. Аистообразные
Задание группам: изучить текст учебника и подготовить характеристику отряда по плану.
План:
1. Численность отряда
2. Виды
3. Образ жизни (места обитания)
4. Адаптации
5. Охраняемые виды в России (или Курской области)
Учащиеся получают набор карточек с изображением птиц разных экологических групп. Группы выбирают из набора фото птиц того отряда, который они характеризуют. На лист картона формата А4 группа приклеивает выбранные фото птиц и пишет краткую характеристику. По мере выполнения задания, группа обучающихся выступает перед классом и защищает свою часть мини-проекта.
Все подготовленные листы с характеристиками отрядов птиц скрепляются в один буклет.
3. Закрепление. Задание в форме ЕГЭ «Экологические группы птиц»
1. Установите соответствие.
Задания ВПР
2. Известно, цапля серая — перелётная болотная птица, питающаяся разнообразной животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию характерных признаков этого вида животного.
1) Питается цапля рыбой, амфибиями, ракообразными, насекомыми и мелкими змеями.
2) На зиму цапли улетают в Юго-Западную Африку.
3) Птицы имеют длинные, тонкие ноги и острый клюв, края которого усажены мелкими зубчиками.
4) Наиболее широко серая цапля распространена в средней и северной частях Европейской России.
5) Гнездо птиц имеет форму конуса, перевёрнутого вершиной вниз.
6) Цапли обычно гнездятся группами или колониями по 10-20 гнёзд, иногда больше.
3. Известно, что ястреб-перепелятник — хищная дневная птица, питающаяся позвоночными животными. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
1) У ястреба-перепелятника пальцы на ногах длинные, крепкие и сильные, заканчивающиеся загнутыми острыми когтями.
2) Питается ястреб мелкими птицами, реже мышевидными грызунами.
3) Гнездо у птиц рыхлое, глубокое, построено из беспорядочно выложенных веточек.
4) Самка откладывает в гнездо 4–6 матово-белых яиц в бурую крапинку.
5) Самки ястреба-перепелятника почти вдвое крупнее самцов.
6) Глаза крупные, направленные вперёд, благодаря чему у птиц развито бинокулярное зрение.
4. Известно, что чёрный аист — птенцовая перелётная птица, обитающая вблизи водоёмов. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
1) Чёрный аист обитает в лесной зоне Евразии, а зимует в южной Азии и Африке.
2) Эта скрытная птица предпочитает жить вдали от человека.
3) Чёрный аист питается в основном рыбой, мелкими водными беспозвоночными животными.
4) Аисты устраивают массивные гнёзда из толстых веток и сучьев деревьев, скреплённых между собой при помощи дёрна, земли и глины на высоте 10-20 метров.
5) В кладке бывает от 4 до 7 яиц.
6) Птенцы сидят в гнёздах до двух месяцев, всё это время родители кормят своё потомство.
4. Рефлексия.
5. Дз: Составить тематический кроссворд (минимум 10 слов), изучить характеристики отрядов «Пингвины» и «Страусообразные»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...
Урок-исследование «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»
Урок-исследованиеТема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»...